ГоловнаСуспільствоЖиття
Спецтема
Киев - 2025

Сделано в Киеве. Сделано киевлянами.

1 декабря закончилось обсуждение проекта «Стратегия развития города Киева до 2025 года». За полгода пока длилось обсуждение, киевляне и представители экспертного сообщества прислали в КГГА больше семи тысяч пожеланий и комментариев. Теперь «Стратегия развития города Киева» стала действительно совместным продуктом власти и горожан. LB.ua решил разобраться – о чем чаще всего писали, и что нового появилось в проекте.

Сделано в Киеве. Сделано киевлянами.
Фото: kmv.gov.ua

Напомним, что писать Стратегию начали еще в феврале 2011 года. Для его подготовки пригласили консорциум разработчиков, куда вошли экспертные организации, например, фонд «Эффективное управление», консалтинговая компания The Boston Consulting Group, Институт генерального плана Киева, Мировой банк, ряд структур Академии Наук Украины. Им помогали специалисты Киевской городской государственной администрации, занимающиеся основными сферами жизнедеятельности города, которые сформировали совместную рабочую группу.

Для того, чтоб киевляне могли контролировать ход проекта, был создан общественный совет, в состав которого вошли 40 признанных лидеров общественного мнения, представителей городской и центральной власти, крупного и малого бизнеса, международных организаций, известные украинские эксперты, деятели науки, культуры и спорта, представители молодежных организаций и СМИ.

Первая редакция документа была представлена общественности на презентации в мэрии 31 мая 2011 года, после этого началось общественное обсуждение Стратегии. За полгода, которые прошли с момента презентации документа, в КГГА прислали почти 7400 пожеланий. Всего прислали предложения, комментарии и дополнения к Стратегии почти 4400 киевлян.

«С первого дня работы над документом предполагалось, что мы вынесем его на широкое общественное обсуждение. Киевляне присылали свои предложения очень активно, поэтому в сентябре стало очевидно: обсуждение необходимо продлить еще на два месяца – до 1 декабря», – рассказывает LB.ua заместитель главы Киевской городской государственной администрации Руслан Крамаренко.

Фото: eveningkiev.com

По его словам, решение себя оправдало. «Дело в том, что основной массив предметных комментариев и предложений мы получили именно осенью, в период активизации деловой активности, когда люди вернулись из отпусков, вернулись к общественной жизни и обсуждению приоритетов в развитии города», – говорит заместитель Александра Попова.

Разработчики Стратегии заверяют: ни одно предложение, поступившее на горячую линию, присланное в КГГА по Интернету, или озвученное экспертами на круглых столах не осталось без внимания. Во время детального анализа, обращение киевлян были сначала разделены на несколько групп: общие, не имевших каких-то конкретных предложений, и предметные, где предложения отвечали на вопрос «Что? Где? Как?».

«Мы изучали все без исключения предложения и комментарии. Ведь даже не совсем предметные дают возможность понять, какие темы больше всего беспокоят граждан и подсказывают, какие разделы документа больше всего нуждаются в доработке», – говорит директор международной консалтинговой компании BCG Сергей Перапечка.

Киевляне добавили в Стратегию новый раздел

Анализ сообщений полученных от горожан и представителей экспертного общества показал: большая проблема Киева – избыточное потребление энергии, особенно в сфере коммунального хозяйства. Многие киевляне жаловались, что в их домах не установлены счетчики учета воды и тепловой энергии, и обращали внимание властей на необходимость их установки.

В своих предложениях жители города отмечали необходимость проведения мероприятий по энергосбережению в жилых домах и внедрению энергосберегающих технологий при строительстве нового жилья. Много комментариев и предложений от киевлян поступало о необходимости обновления или ремонта инженерных коммуникаций, многие из которых не обновлялись уже десятки лет.

Фото: Макс Левин

Киевлянин Александр Давидюк предложил внедрить программу перевода многоквартирных домов на автономные системы отопления и снабжения горячей водой.

Подобных комментариев было так много – около 10% от всех комментариев, что тему повышения энергоэффективности вынесли отдельным приоритетом стратегии. Так в документе появился новый раздел - "Бережливая энергетика".

Напомним, ранее таких ключевых направлений было восемь: «Первоклассная инфраструктура», «Сделано в Киеве», «Электронное правительство», «Культурная возвышенность», «Днепровская жемчужина», «Центр рядом с домом», «Здоровый киевлянин», «Международная гавань штаб-квартир».

«Согласно отчету Green city index by Siemens, Киев занял 30 место из 30 среди европейских столиц по уровню влияния на экологическую среду. Практически по всем показателям Киев занял последние места. Исключением явилась лишь ситуация с транспортом и водой», - сообщил Сергей Перапечка, директор международной консалтинговой компании BCG.

По его мнению, ситуацию необходимо исправить в ближайшее время. Для этого решено к 2020 году на 20% снизить потребление энергии, на 20% заместить энергией полученной из альтернативных источников энергии, а также снизить выбросы парниковых газов на 20% по отношению к базовому году. Согласно «Плану действий Европейского Союза по Энергоэффективности: Реализуя Потенциал» за базовый принят 1990 год.

В КГГА уверены, эти меры помогут Киеву снизить свою зависимость от импортируемого газа, улучшить экологическую обстановку в городе, повысить качество жизни горожан.

Стратегия и киевские блогеры

Документ активно обсуждали в Интернете, причем не только на официальной странице стратегии или городских властей, а в социальной сети Facebook и микроблогах Twitter. Более 200 комментариев блоггеров были рассмотрены на предмет отражения в стратегии. Самых активных представителей блогосферы глава КГГА Александр Попов пригласил 25 ноября побеседовать в помещении книжного магазина «Сяйво».

«Я благодарен Вам за внесенные комментарии, в том числе критические, – рассказал Александр Павлович пользователем соцсетей. – После тщательного анализа на соответствие законодательству мне приятно сообщить, что многие из них мы включили в проект обновленного документа».

На встрече обсуждались разноплановые вопросы развития Киева: от запрета курения в общественных местах до инвестиционной привлекательности столицы.

Фото: 1gor.livejournal.com

"Не следует полагаться только на крупных инвесторов, - убеждала главу КГГА блогер Ольга Мринська, когда речь зашла о инвестиционной привлекательности столицы. - В Киеве есть тысячи малых и средних предпринимателей, которые готовы вкладывать деньги и интеллект в развитие столицы".

Больше всего критиковали городской транспорт

Когда эксперты проанализировали все предложения, поступившие от горожан и представителей экспертного сообщества, оказалось, что каждый четвертый комментарий посвящен проблемам в сфере транспорта. Так киевляне недовольны организацией транспортных потоков, изношенностью подвижного состава, пробками и отсутствием парковок. Горожан также волнует безопасность и комфорт общественного транспорта. Многие обращали внимание на необходимость развития инфраструктуры велодорожек, как это принято в европейских столицах, свои предложения по этому вопросу внесла Ассоциация велосипедистов Киева.

С критикой киевлян согласны и разработчики стратегии. «Мы знаем, что сейчас в Киеве нет системной организации транспортных потоков. Нет схемы и единой системы управления, – отмечает программный директор фонда «Эффективное управление» Андрей Лобач. – Киеву нужна предсказуемость в том, сколько человек потратит времени на дорогу и насколько комфортно передвигаться в общественном транспорте. Европейский «стандарт» – 30-45 минут».

По его словам, если общественный транспорт в городе не комфортный, жители начинают задумываться о том, чтобы пересесть на личные автомобили, что сейчас и происходит и тенденция взрывного роста числа частных авто только нарастает. «Но пересев на личные автомобили, киевляне сталкиваются с проблемой пробок и парковок, особенно в центральной части города. И все это приносит дискомфорт на ежедневной основе», – добавляет эксперт.

Фото: Макс Левин

Разработчики утверждают, что учли замечания киевлян и обновили сектор «Транспорт» и теперь приоритет развития транспортной инфраструктуры определен как «город для людей», а не «город для авто». Кроме того, В стратегии запланировано, что к 2025 году 10% всего транспорта в городе будут составлять велосипеды, а доля легковых автомобилей снизится с 48% до 40%.

Инкубаторы для бизнеса

В процессе обсуждения Стратегии было внесено ряд предложений от организаций, которые представляют интересы малого и среднего бизнеса и входят в состав Совета предпринимателе Киева. Директор международной консалтинговой компании BCG Сергей Перапечка отметил, что по итогам этого диалога в Стратегии выделили еще один акцент, а именно – развитие малого и среднего бизнеса.

Эксперт рассказал, что в мэрии решено помогать киевским предпринимателям в создании частных музеев, галерей, театров и концертных залов. А также поддерживать инноваторов, создавая для них бизнес-инкубаторы и банки идей на базе научно-исследовательского комплекса города. Строительство бизнес-инкубаторов запланировано в рамках реализации инициативы «Сделано в Киеве», призванной развивать деловую активность столицы.

«Мы понимаем, что именно представители мелкого предпринимательства обеспечивают уровень необходимого сервисного обслуживания, потому их интересы будут учитывать при проектировании административных или деловых центров столицы», – заявил глава КГГА Александр Попов.

В долгосрочной перспективе в Киеве будет создан единый механизм взаимодействия городских властей с предпринимателями города, разработан план мероприятий по ревизии и упрощению административных норм и процедур для малого и среднего бизнеса, создадут геоинформационную систему.

Зеленый Киев

После обсуждения стратегии стало очевидно: киевляне хотят, чтобы в столице развивали зеленые зоны и парки. В идеале, Киев должен стать «городом в парке».

Фото: Макс Левин

"Мы должны вернуть Киеву статус одной из самых зеленых столиц Европы, - читаем в обращении к КГГА киевлянки Маргариты Железной, - необходимо заниматься озеленением территорий, созданием новых парковых и экологических зон, обустройством существующих зеленых насаждений. Также власти должны наложить мораторий на строительство объектов градостроительства за счет территорий, занятых зелеными насаждениями".

В инициативе «Центр рядом с домом» нашли отражение комментарии киевлян и экспертов о возможности перспективного выноса административного центра- государственных и муниципальных учреждений- из исторической части города . Кроме того, после обсуждения с экспертами началась разработка амбициозного проекта – строительства нового делового центра для местного бизнеса и международных компаний – Киев-Сити. Похожий проект - Москва-Сити - успешно построен и работает в столице России.

В КГГА рассказали, что разделяют желание горожан сделать Киев самой зеленой столицей Европы, а кроме того хотят, чтобы Киев стал городом, которым киевляне будут гордиться.

Что дальше

Итак, финальная редакция документа, где учтены все пожелания и критика киевлян и экспертов, 08 декабря была представлена для общегородского обсуждения общественному активу Киева. В обсуждении приняли участие представители власти, бизнеса, общественные деятели и активные горожане.

Фото: kmv.gov.ua

Во время презентации финальной версии документа, глава КГГА Александр Попов заявил, что эти общественные слушания являются важным шагом к принятию документа, который определяет стратегические цели и пути прорыва Киева к высоким стандартам комфортной жизни и работы в столице.

«Эти стандарты мы реализуем так, чтобы каждый киевлянин гордился своим городом, городом с самобытной архитектурой, уникальной природой и выдающимися культурными традициями», - сказал он. Отметив, что итоговая версия документа – это совместная работа власти и киевлян.

Теперь финальную версию документа передадут на суд депутатов Киевсовета. Рассмотрение Стратегии запланировано на 15 декабря, чтобы с нового года начать работу по приближению к стандартам жизни европейских столиц. Как нам сообщили в КГГА, утвержденный документ незамедлительно передадут на исполнение, ведь для этого уже подготовлена необходимая база – детальные планы реализации и реестр инвестиционных проектов.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram