ГоловнаПолітика

Біг по граблях: Міноборони експериментує з харчуванням

Скандал, связанный с попыткой Минобороны вернуть в воинские части военных поваров, отказавшись от системы аутсорсинга, приобретает все больший резонанс. Вслед за народными депутатами, связанными с армией (Юлий Мамчур, Дмитрий Тымчук и др.) с резкой критикой, так называемого, продовольственного эксперимента «Волонтерского десанта» выступил экс-министр обороны Анатолий Гриценко.

Стоит сказать, что именно Гриценко был инициатором отказа от легендарных «нарядов на кухню». При нем с 2005 по 2007 годы армия заменила портянки носками, из воинских частей убрали свинарники, а солдат перестали использовать в качестве подсобниц. По словам экс-министра, благодаря этому более 3 тысяч военнослужащих, которые до этого чистили картошку, мыли посуду и накрывали на столы, вернулись к занятиям по боевой подготовке.

Фото: like.most-dnepr.info

Сейчас военнослужащих снова возвращают к «непрофильной деятельности», что, по мнению Гриценко, отрицательно скажется боеспособности страны. «Эксперимент надо остановить, чтобы не было ни растрат, ни отвлекания от боевой подготовки, чтобы не было ни шага назад к советской армии... Командир должен организовать боевую подготовку в части, а не заниматься теми вещами, которые абсолютно отвлекают его от главного задания. Это абсолютно не нужно, это пережитки Советского Союза», — заявил экс-министр обороны. Он подчеркнул, что президент Петр Порошенко, как Верховный главнокомандующий, должен немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить эксперимент по отказу от аутсорсинга в сфере питания, который является грубой ошибкой чиновников Министерства обороны, особенно сейчас, когда украинская армия продолжает вести боевые действия.

В свою очередь, авторы эксперимента из «Волонтерского десанта» настаивают: возвращение в армию военных поваров решит многие проблемы в сфере армейского общепита и улучшит качество питания.

В чем же главные аргументы экс-волонтеров, а ныне чиновников Минобороны? И почему они не находят поддержки среди военных экспертов?

Кормежка под бомбежкой

По логике чиновников, бывших волонтеров, свои военные повара это гарантия того, что в случае начала военных действий – кухня продолжит работать. Ведь на ней будут работать такие же военные, как и те, что непосредственно участвуют в боевых действиях. «Сегодня они готовят в пунктах постоянной дислокации, завтра их перебазировали куда-то - они продолжают готовить на новом месте», - говорит советник министра обороны Юрий Бирюков.

Однако Крым и Донбасс показали, что гражданские повара ничуть не менее преданы воинским частям, к которым они прикомандированы. Во время аннексии полуострова, когда на территории Крыма уже хозяйничали российские военные, сотрудники аутсорсинговой компании продолжали обеспечивать украинские воинские части продуктами. Продовольствие подвозилось в ночное время и через забор передавалось военным, которые фактически были заблокированы оккупационными войсками.

А во время АТО столовые продолжали работать в воинских частях, осажденных сепаратистами. Так, в Донецке в части А1402, где дислоцировался зенитно-ракетный полк, сотрудники аутсорсинговой компании обеспечивали питанием военнослужащих до последнего дня, а затем вместе с ними оставили расположение части.

В ходе боев за аэродром Краматорска солдат кормили сотрудники все той же продовольственной компании, которая обслуживала воинскую часть в мирное время. Работники столовой вместе с военными прятались от обстрелов артиллерии в овощехранилище, а в ночное время доставляли продукты, чтобы завтра было, чем кормить солдат. В Авдеевке во время одного из обстрелов снаряд попал прямо в полевую кухню. В результате сотрудник аутсорсинговой компании получил ранение, однако предприятие все равно продолжило готовить бойцам пищу.

Проблемы, безусловно, были. Но в основном они заключались в том, что руководство воинских частей не могло организовать доставку продовольствия и приготовленной пищи непосредственно в подразделения.

Чиновники МО представляют вопрос так, что набранные по контракту «военные повара» смогут не только готовить пищу, но и вести бой на равных с другими бойцами. Увы, это лишь теория. Военными поварами, работающими по контракту в рамках эксперимента во Львове и Одессе набраны… женщины предпенсионного возраста. В чем их принципиально отличие от поваров гражданских, кроме дополнительных льгот, которые полагаются военнослужащим?

В ведущих армиях мира, проводящих военные операции в «горячих точках», почему-то даже в условиях боевых действий прибегают исключительно к услугам аутсорсеров.

««Волонтерскому десанту» надо, наверное, поехать в Ирак или Афганистан, где находятся военные НАТО, и посмотреть, как прямо в боевых условиях обеспечивается круглосуточное питание... Объявляется тендер, находятся компании, которые подписывают соответствующий контракт на поставку питания в мирных или боевых условиях. И все обеспечивают», — подчеркивает Анатолий Гриценко.

Игра в экономию

Авторы эксперимента заявляют, что добились экономии. «Но на самом деле, помимо того, что качество просто несоизмеримо выше – это еще и дешевле на 5-6 гривен», - пояснил глава совета волонтеров при Минобороны Давид Арахамия.

Однако цифры это не подтверждают. Суточный набор продуктов на одного солдата во время эксперимента обходится бюджету примерно в ту же сумму, что раньше продовольственные компании брали за всю услугу. Только теперь зарплату поваров, моющие средства, воду, электроэнергию и т.п. военным приходится оплачивать дополнительно.

«В среднем «непродуктовые» затраты у подобных предприятий общественного питания составляют около 35%. Выходит, затраты на питание военных в ходе эксперимента не уменьшились, а увеличились на 27%», - отмечает эксперт по проблемам национальной безопасности Тарас Жовтенко.

Кроме этого, для проведения эксперимента были выбраны две воинские части с образцовыми столовыми – Академия сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного и Одесская береговая база Военно-морских сил. И даже их пришлось дополнительно оборудовать итальянскими раздаточными линиями (инвестиции в оборудование почему-то не учитывается «волонтерами» в расчетах себестоимости питания). Что же тогда говорить о воинских частях, где кухонное оборудование действительно требует почти полной замены. Очевидно, что при «расширении» эксперимента за пределы показательных столовых расходы возрастут еще больше за счет приобретения дорогостоящей кухонной техники.

В ответе на один из депутатских запросов министр обороны Степан Полторак признается, что подобный эксперимент в Вооруженных Силах уже проводился. В 2013 году в течение полугода питание военнослужащих пытались обеспечивать собственными силами. Экономия была, но без учета зарплаты… работающих на кухне военнослужащих. Полный подсчет всех расходов воинских частей, участвовавших в эксперименте, показал, что затраты увеличились почти на 1,3 миллиона гривен. По оценкам экспертов, в масштабе всей армии расходы могут вырасти примерно на 800 миллионов гривен. Не слишком ли большая цена за эксперименты экс-волонтеров?

Эффективным способом экономии, по мнению Жовтенко, могло бы стать заключение Минобороны с продуктовыми компаниями долгосрочных контрактов на 3-4 года. Тогда поставщики могли бы планировать закупку продуктов по низким сезонным ценам и инвестировать в системы хранения. Вместо этого оборонное ведомство перезаключает существующие контракты каждые… два месяца!

Восемь сортов курицы

Еще одной причина эксперимента, по словам экс-волонтеров - попытка разнообразить питание солдат, улучшить качество продуктов. Неужели эти задачи не решаемы в рамках аутсорсинга? Ведь инициаторы эксперимента признают, что коммерческим компаниям, которые кормят военных, много лет банально запрещали повышать цены. Хотя параллельно росла стоимость всего – продуктов, коммунальных услуг, повышались требования по оплате труда.

«Еще при Гриценко было утверждено, что на суточное питание бойца надо 17 гривень 62 копейки. В ценах и условиях 2008 года - это было нормально. Прошло шесть лет. Эта цифра не менялась ни разу. Естественно, коммерсанты говорят: ребята, мы физически не укладываемся в такой бюджет», - рассказывает Юрий Бирюков.

Что в итоге? От аутсорсинга в ходе эксперимента отказались, но и во Львове, и в Одессе поставки продуктов для воинских частей осуществляют те же компании, что и раньше. Юрий Бирюков заявил, что волонтеры «собрали крупнейшие агрохолдинги и ритейлеров». Однако за исключением «Метро» никто из них не захотел принимать участие в электронных торгах. А предложение «Метро» оказалось вовсе не самым дешевым. Получается, качество и цена продуктов компаний, от которых так хотели отказаться чиновники МО, теперь их полностью устраивает?

Разнообразие также оказалось дутым. В «эксперименте» появились новые виды мясопродуктов - куриное бедро, куриное крыло, куриный окорочок и т.п. «Из обычной курицы удалось получить сразу... восемь различных наименований продуктов», - отмечает Жовтенко.

Экс-волонтеры утверждают, что вместе с ведущими украинскими рестораторами разработали для солдат новое меню – электронный каталог блюд. И вновь возникает вопрос – что мешает обсудить «новшества» с аутсорсинговыми компаниями? Или новое меню могут готовить только военные повара, которых на все вооруженные силы потребуется несколько десятков тысяч?

Стимулирующий сон в казарме

Самое оригинальное оправдание эксперименту нашли в пресс-службе Минобороны. Здесь пояснили буквально следующее: если повар будет спать в казарме вместе с солдатами, это будет служить ему стимулом «работать на совесть». Смешно? Было бы смешно, если не было бы так грустно. За рассказами о совместном сне повара и солдата, от которого повышает качество питания, в Минобороны пытаются скрыть правду о том, что во Львове курсанты и солдаты снова привлекаются к работе в столовой, где убирают и моют посуду. Только теперь это делается без официального приказа по академии, чтобы скрыть подобные факты. Понятно, что работа по кухне не добавит молодым людям мотивации иди на службу в вооруженные силы.

Итак, ни по одной из ключевых позиций аргументация сторонников эксперимента не является убедительной. Но сколько еще времени понадобится Минобороны для признания его ошибочности? Ведь каждый день его продолжения это новые потери для бюджета, которые оплачиваются из кармана простого украинца.

Иван ВалюшкоИван Валюшко, Эксперт Национального института стратегических исследований
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram