Все публикацииПолитика

МИУ показало австрийский аудит ремонта дорог в Киевской области

Подход Укравтодора к организации работ признали неправильным.

МИУ показало австрийский аудит ремонта дорог в Киевской области
Фото: Макс Левин

Министерство инфраструктуры опубликовало результаты пилотного проекта по независимому аудиту качества дорожных работ в Киевской области. В течение июля независимые инспекторы австрийской компании iC consulenten оценивали качество ямочного ремонта 2015 года.

Как сообщается на сайте министерства, группа экспертов побывала на 9 дорогах международного, национального и регионального значения. Там инспекторы провели 22 выборочные проверки уже выполненных работ и осмотрели два участка, где проходил ремонт. Кроме этого, они проанализировали акты выполненных работ Укравтодора и осуществили отбор проб покрытия на трассах Киев – Одесса, Киев – Сумы – Енакиево, Борисполь – Днепропетровск – Запорожье.

"Эксперты отметили, что ямочный ремонт в целом имеет хорошее качество. Однако сам подход к организации работ неправильный. По выводам инспекторов есть две основные проблемы: первая заключается в отсутствии у Укравтодора актуальной информации о эксплуатационном состоянии дорог, вторая – в том, что нет единого алгоритма определения, какую дорогу/участок ремонтировать и каким методом. Их решение позволит использовать выделенные средства более эффективно". - сказано в сообщении.

По мнению аудиторов, сейчас ремонтные работы выглядят как краткосрочные частные решения и не предотвращают дальнейшее ухудшение качества дороги в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Например, учитывая то, что нормальный срок эксплуатации ямочного ремонта составляет 5 лет, результаты экспертизы показывают, что применение ямочного ремонта является эффективным до тех пор, пока он не превышает 54% от общей поверхности дороги. Другими словами, если каждый год среднегодовая сумма площади отремонтированной дорожной поверхности превышает 11% на определенном участке, то в таком случае экономически целесообразнее применить метод ремонта всей поверхности участка.

Результаты пилотного проекта в Киевской области также показали, что отчеты о выполнении ремонтных работ Укравтодора не имеют единого стандарта. По словам экспертов, они не содержат полного перечня показателей качества в соответствии со стандартами, определенных украинским законодательством. Это не дает возможности объективно оценить объемы выполненных работ и тип материалов, которые применялись во время ремонтов. А значит, может привести к некачественному выполнению работ подрядчиками, нарушения технологий и коррупционных злоупотреблений.

"Выводы австрийских консультантов подтвердили позицию Министерства: существующая структура управления дорожным хозяйством неэффективна и должна быть изменена. Монополия Укравтодора с функциями заказчика, исполнителя и проверяющего приводит к тому, что при нарушении технологий, несовершенная документация позволяет подрядчику остаться безнаказанным. А отсутствие систематического целевого финансирования области (дорожного фонда) не дает возможности стратегически подходить к планированию ремонтных работ. В результате, даже те незначительные средства, которые выделяются, используются неэффективно. Государство выделяет мало средств, якобы чтобы сэкономить, однако в долгосрочной перспективе это приводит к значительно большим расходам", - сообщает Мининфраструктуры.

Министерство возьмет за основу выводы австрийских экспертов для подготовки технической документации всеукраинского проекта по аудиту качества ремонта дорог.

Напомним, в июле 2015 года правительство ликвидировало ОАО "ГАК "Автомобильные дороги Украины" (Укравтодор). Укравтодор вскоре останется лишь заказчиком работ, а исполнителем и контролером будут независимые компании.

Мининфраструктуры заручилось поддержкой Всемирного банка о выделении финансирования на масштабный проект независимого аудита качества по всей Украине. Начало процедуры отбора компаний-подрядчиков запланировано на сентябрь текущего года.