Все публикацииПолитика

HRW констатирует серьезные нарушения прав человека в Крыму

Россия не придерживается международных норм по оккупации.

HRW констатирует серьезные нарушения прав человека в Крыму

Российские и местные власти значительно ограничили гарантии прав человека в Крыму с начала российской оккупации полуострова в феврале 2014 года.

Об этом говорится в докладе и видеоматериалах Human Rights Watch, обнародованных 17 ноября.

Доклад, основанный на недавнем полевом исследовании ситуации в Крыму, посвящен правозащитным последствиям включения региона в российское правовое и политическое пространство. HRW считает, что со стороны России как оккупирующей державы имеет место нарушение целого ряда обязательств по международному гуманитарному праву, в частности в отношении обеспечения прав гражданского населения.

37-страничный доклад «Поражение в правах: Нарушения в Крыму» документирует запугивание и притеснение жителей Крыма, выступающих против действий России на полуострове, в особенности – крымских татар, а также активистов и журналистов.

"Власти не могут или не хотят обуздать произвол военизированных  группировок (так называемых отрядов самообороны), в отношении которых существует достоверная информация о причастности к серьезным нарушениям прав человека, включая насильственные исчезновения проукраинских активистов и других лиц, считающихся критически настроенными по отношению к России. Власти вынуждают жителей с украинским гражданством либо принимать российское гражданство, либо рассматриваться в Крыму в качестве иностранных граждан без гарантий защиты от возможного выдворения", - сказано в сообщении.

Доклад основан на 42 интервью с представителями крымско-татарской общины, активистами, журналистами, адвокатами и другими. Интервью проводились в Крыму, Киеве, Львове и Москве.

Россия вместе с крымскими властями задействует свое размытое и расширительное антиэкстремистское законодательство для вынесения «предупреждений» меджлису – представительному органу крымских татар, отмечает HRW. За такими предупреждениями могут последовать ликвидация меджлиса и, возможно, уголовное преследование отдельных его членов. Власти провели обыски в десятках частных домов крымских татар и агрессивные, иногда несанкционированные, обыски в мечетях и исламских школах на предмет наличия «наркотиков, оружия и запрещенной литературы».

К моменту окончания переходного периода в январе 2015 г. СМИ в Крыму должны пройти перерегистрацию в соответствии с российским законодательством. Местные власти оказывают давление на проукраинские и крымско-татарские СМИ, проводят обыски в редакциях, уже закрыли ряд СМИ, а другим угрожают закрытием. Российская ФСБ и прокуратура Крыма выносят ведущим крымско-татарским СМИ предупреждения о недопустимости публикации «экстремистских материалов» и угрожают редакторам, что те не пройдут перерегистрацию, если не изменят свою «антироссийскую» редакционную политику.

Жители Крыма, которые хотят сохранить украинское гражданство, фактически превращаются в иностранцев у себя дома, отмечает HRW. Им был отведен лишь один месяц для принятия решения о сохранении украинского или переходе в российское гражданство, а в противном случае ожидали негативные последствия. Те, кто хотел сохранить гражданство Украины, столкнулись с препятствиями в выполнении соответствующих процедур, а получение вида на постоянное жительство не было автоматическим.

Как граждане Украины они больше не могут занимать государственные и муниципальные должности и фактически оказываются у себя на родине в положении иностранцев. Мужчины призывного возраста, по выбору или автоматически перешедшие в российское гражданство, становятся военнообязанными.

HRW отмечает, что нормы международного гуманитарного права запрещают оккупирующей державе предпринимать шаги, направленные на необратимое изменение демографической ситуации на оккупированной территории, и принуждать население на оккупированной территории присягать на верность оккупирующей державе или служить в ее вооруженных или вспомогательных силах, а также осуществлять какие-либо «давление или пропаганду в пользу добровольного поступления в армию». Оккупирующая держава должна сохранять действовавшие на момент начала оккупации законы и не может изменять, заменять или приостанавливать их действие, если тому не встретится неодолимого препятствия.

Россия в данном случае выступает в качестве оккупирующей державы, поскольку осуществляет фактический контроль над Крымом без согласия на то правительства Украины и в отсутствие юридически признанного перехода суверенитета, заключили в организации.