ГоловнаПолітика

Як ми все віддали Путіну

Сегодня с одним литовским дипломатом, фамилию которого по очевидным причинам я называть не стану, мы обсуждали путинский режим - «путинщину». Мы говорили о неспособности Запада адекватно ответить на участившиеся антизападные провокации со стороны путинской России. Реакция Запада на выходки Путина всякий раз запаздывает. Каждый раз Путин оказывается впереди, поражая нас своим бездушием и полным неуважением к международными нормам и соглашениям, которые казались нам незыблемыми, но сейчас погрязли в российском «болоте».

И здесь мы в значительном степени виноваты сами.

Фото: EPA/UPG

Несколько лет назад я начал преподавать советологию в нескольких университетах бывшего СССР, понимая, что новое постсоветское поколение в этом регионе обладает лишь ограниченным багажом знаний о Советском Союзе, несмотря на то, что его влияние по-прежнему сильно ощущается в этих странах. Даже в таком государстве, как Литва, присоединившемся к Европейскому Союзу и НАТО в 2014 году и чувствовавшем себя в безопасности – до весны этого года, когда Россия вторглась в Крым, возвестив о новой «реальности».

Однако лишь позже я осознал, что недостаток знаний о Советском Союзе - проблема, существующая не только в ныне демократических государствах бывшего СССР. Точно такая же проблема существует и в Западной Европе, где мы потеряли по меньшей мере два поколения советологов, поскольку полагали, что СССР остался в прошлом и уже никогда не вернется, так что интерес к советской идеологии, мировоззрению, государственной структуре и психологии растаял как снег на солнце.

Теперь мы понимаем, что это была ошибка, что Советский Союз отнюдь не прошлое, а самое что ни на есть настоящее – только под новым названием «Россия».

Те, кто это понимает (журналисты, эксперты, пишущие со знанием дела о сегодняшних событиях), являются последними из могикан. Они и 25 лет назад знали, что такое СССР, и теперь по-прежнему ощущают его «душок». Сейчас необходимо обучить новое поколение, новый контингент экспертов, способных преодолеть 25-летнюю брешь в истории и соединить прошлое (до 1991 г) с настоящим (2014), объяснив исторические связи.

Однако проблема кроется еще глубже. Мы отдали Путину то, что не принадлежит ему по праву. Сейчас объясню.

Когда в 1991 году СССР распался, практически все бывшие советские республики (и их граждане) пытались снять с себя ответственность за СССР и его страшную историю. СССР был словно гниющий больной зуб, с развалившейся экономикой, обществом, состоящим в основном из расы советских людей «гомо советикус», нравственные ценности которых были подменены стремлением выжить и воровством, и международными обязательствами, представляющими из себя коллекцию феодальных повинностей полностью зависимых социалистических стран, а также черное наследие террора и убийств. Никто не желал быть частью этого кошмара.

Однако, времена поменялись, и пока все мы довольствовались сиюминутным, КГБ/ФСБ и ее арлекин Владимир Путин вынашивали гораздо более долгосрочные планы. Не уверен, что это можно считать их заслугой… Скорее, это следствие наших заблуждений – мы отказались от того, что сейчас составляет движущую силу политики Путина.

Фото: EPA/UPG

Путин утверждает, что Россия является законным преемником СССР. Все мы в свое время согласились с этим заявлением, ведь никому не хотелось быть частью зловонной ямы. Однако Путин, в сочетании с идеей «великой российской империи» и игнорируя 70-80% истории страны, превратил ее в потрясающий свадебный торт, от которого никто отказаться не в состоянии.

Путин стремится защитить русскоговорящее население и считает, что имеет на это полное право. Опять-таки мы сами виноваты. Связывая «русских» с «оккупантами» и «захватчиками», мы способствовали тому, чтобы русский язык стал эксклюзивным правом России, путинщины. Это нелепо и опасно. Прошу прощения, но значительная часть украинского населения говорит на русском языке. На русском говорят многие жители Центральной Азии и стран Балтии. Требовать исключительные права на русский язык так же абсурдно, как если бы англичане заявили о своих исключительных правах на английский язык. Мы не должны были этого допустить!

Путин утверждает, что СССР (читай – Россия) был главным победителем во Второй мировой войне. Не вдаваясь в подробности дискуссии о том, почему в СССР во время войны пало столько жертв (на самом деле, многие погибли в результате сталинской жесткой политики и «неортодоксальных» решений), факты говорят о том, что больше всего жертв пало не в России. По имеющимся данным больше всего жертв в процентном соотношении пало в Украине и Белоруссии, которые к тому же были полностью разрушены во время войны. И все же Путин использует это утверждение снова и снова, чтобы объяснить, почему России необходимо было оккупировать Крым, вторгнуться в Украину и подготовить новые вторжения в соседние страны…

На самом деле Россия не была главной жертвой нацистской агрессии, так же как не была она и главным победителем в этой войне. Украинские, белорусские, казахские, балтийские и даже еврейские формирования совершали геройские поступки по освобождению своей страны. Да, Литва была постепенно захвачена советскими войсками, но это не означает, что литовцы не боролись за освобождение своей территории от нацистской оккупации. У Литвы есть на это законное право, которое она должна сохранить и не позволить Путину его отобрать.

Фото: EPA/UPG

Теперь мы являемся свидетелями новой фазы: Россия (читай – Путин) заявляет, что все успехи Первой мировой войны также были достигнуты российскими стараниями. Несколько дней назад специальное (платное) приложение к газете «International New York Times» именно так хитрым, ловким и скользким способом передало это сообщение. Россия как спасительница Европы. А мы все молчим и делаем вид, что нас это не волнует.

Последние двадцать с лишним лет мы спали. Признаюсь, и я в том числе. Однако спать больше некогда, пора вернуться к реальности. Перед нами в Кремле отнюдь не чудовище, нет. Перед нами просчитанная до мелочей система дезинформации, подстрекательства и репрессий, с посредственным, но хорошо организованным психопатом у руля. Единственное, что мы можем сделать, это отобрать у него то, что принадлежит нам, а не ему. Нельзя позволить ему идти его путем и нельзя попасться в его простую, но умную ловушку. Мир должен быть настроен не против России, а против путинщины. Если мы хотим от него избавиться, то мы должны показать россиянам, что для нас ясно одно: Путин – это не Россия, он не такой, как они. Возможно, сейчас они не видят этого, но мы-то знаем, что есть другая Россия.

Роберт ван ВоренРоберт ван Ворен, Голландский советолог, правозащитник
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram