ГоловнаПолітика

Пасьянс. Передвиборне

Президент не смог договориться с Верховной Радой. Вопреки убеждениям Банковой и лоббистским стараниям «Удара», депутаты не стали менять избирательное законодательство. Соответствующие законопроекты (их было три – на вкус и цвет) не включили даже в повестку дня. Ни во вторник, ни в четверг.

В августе парламентский календарь не предусматривает больше пленарных заседаний. Единственный вариант – очередная внеочередная сессия. Да, и то это маловероятно – голосов все равно нет. Значит, выборы, скорее всего, пройдут по ныне действующему законодательству и состоятся 26 октября. ЦИК официально даст старт кампании вскоре после Дня Независимости. Собственно, на День Независимости Президент Порошенко планирует объявить о роспуске седьмой Рады.

Не дожидаясь этого момент, ключевые политические игроки начали подготовку к гонке.

Кто, как, с кем и в каком формате будет в ней участвовать – разберем детальнее.

Фото: Макс Левин

***

Начнем с демократического лагеря.

Два месяца тому, когда мы записывали с Турчиновым первое большое, действительно откровенное интервью бывшего и.о. главы государства и Главнокомандующего, наконец представилась возможность «под диктофон» спросить Александра Валентиновича, что же случилось у них с Тимошенко.

«У нас был с ней непростой разговор накануне старта избирательной кампании (президентской, - С.К.). Я говорил, что Юлии Владимировне – на мой взгляд – не стоит баллотироваться. Она к моему мнению не прислушалась, ну и я просто перестал активно советовать, вот и все», - ответил он.

Нет, Турчинов не сказал, что они разошлись навсегда. Но и так ясно, что в политике между ними, в ближайшее время, не будет ничего общего.

И на выборы Тимошенко и Турчинов пойдут раздельно. Это – стопроцентный факт.

Тимошенко уже давно занимается реформированием партии. Обновленная «Батькивщина», разумеется – под ее предводительством - будет сражаться за места в парламенте.

Фото: Виталий Головин

Список уже формируется и он, по имеющимся данным, порадует прогрессивностью и обилием новых лиц.

Что до костяка «новой команды» старых «сердечных»: Александр Турчинов, Арсений Яценюк, Сергей Пашинский, Арсен Аваков.

В последние месяцы они держатся вместе и на выборы пойдут тоже вместе. Главой штаба, по традиции, назначен Турчинов, его зам – Пашинский. «Фронтмен» - Арсений Яценюк. Легенда: «эффективный менеджер, которому не дали работать злые, алчные депутаты».

Под этим «соусом» и начались переговоры с Игорем Коломойским – на предмет его соучастия в данном начинании. Держались они в страшном секрете, но все равно – благодаря источникам в окружении Днепропетровского губернатора – стали достоянием LB.ua.

Три недели тому, когда Яценюк только заявил в ВР о своей отставке и когда переговоры только начались, предполагалось, что «витрина» проекта Яценюка-Турчинова будет зависеть от того, удастся ли им заручиться поддержкой Игоря Валерьевича.

Но время идет, а определенности не добавляется. Сами переговоры – замедлились. Складывается странная ситуация: команда есть, штаб есть, а «партийной вывески» - нет.

Более того, нет ответа на простое: с кем сегодня Коломойский.

Торги продолжаются.

Фото: Макс Левин

И это – очень в стиле самого Игоря Валериевича. Который прекрасно понимает, что идти в политику ему сейчас необходимо. В том числе для самосохранения, так как является одной из главных угроз власти президента Порошенко (об этом чуть ниже).

Поэтому в команде днепропетровского губернатора рассматривают все возможные опции участия в политикуме. В том числе:

  • вышеобозначенный: Коломойский поддерживает Яценюка-Турчинова. При этом сам он может войти в список, может двигаться по мажоритарке, а может и вовсе остаться за кулисами;
  • Коломойский возглавляет собственный список. «Список Коломойского» формирует «партия войны». То есть, в него входят командиры батальонов, снискавшие известность в публичной плоскости. Ну, например Владимир Парасюк. Или там Семен Семенченко. Это не отменяет того, что список может возглавить Коломойский, кстати. И не свидетельствует о том, что они сами об этом – как минимум – знают, как максимум – согласились. Речь об обсуждаемых сценариях.
  • Коломойский ограничивает свое участие в кампании поддержкой сателлитарного проекта Сергея Тигипко.

Каждый из вариантов имеет как очевидные плюсы, так и минусы. Все они сейчас тщательно анализируются. Времени для принятия окончательного решения осталось совсем немного.

Идем дальше. Одна из наибольших интриг нынешней кампании – формат участия в ней пропрезидентских сил. Пойдут ли «Удар» и «Солидарность» совместно или же двумя колоннами?

Торги пока продолжаются, но – почти наверняка – это будет две колонны. Слишком уж много прений возникает, в последнее время, между условно пропрезидентской партией и самим Президентом. Прежде всего, на фоне «кадровых обязательств», которые, как считают в "Ударе", Банковая перед ними не выполняет.

Гипотетическим «заменителем» «Удара» в команде Порошенко может стать уже упоминавшаяся команда Турчинова-Яценюка.

LB.ua достоверно известно, что сразу после объявления о развале коалиции, Александру Валентиновичу и Арсению Петровичу со товарищи было сформулировано предложение присоединиться на выборах к группе поддержки Петра Алексеевича.

Камнем преткновения, однако, стал формат присоединения. Ибо сторона Петра Алексеевича, насколько известно, настаивала на присоединение к партии «Солидарность». Вторая сторона это отрицала.

Так и разошлись – ни с чем. Пока.

***

В стане оппозиции все совсем не так однозначно. События последних девяти месяцев значительно деформировали электоральное поле, которое регионалы, коммунисты и даже левые считали «своим». На сегодня точного понимания, как именно оно деформировалось нет. Есть только умозрительные прогнозы. Не отличающиеся, обычно, претензией на объективность, поскольку являются партийно заангажированными.

Фото: Макс Левин

Точно понятно одно: значительная часть юго-востока в выборах участие принять не сможет. Крым тоже можно вычеркивать - несколько тысяч сознательных граждан, которые не поленятся и – главное – смогут несколько раз для этого выехать в Херсон, значительно картину не изменят.

Но все эти угрозы актуальны для списков. Тогда как для мажоритарных округов – полное раздолье. Особенно, для тех из них, которые находятся на территориях приграничных к районам ведения боевых действий. Простор для манипуляций тут просто бескрайний. Начиная с того, что к участку может быть приписано, скажем, пятьдесят тысяч избирателей, а проголосовать - пять. Можно ли это будет считать волеизъявлением жителей данной территории? То-то.

И этим намерены сполна воспользоваться самые одиозные из персонажей ПР.

Например, Ефремов. Он и ему подобные пойдут в Раду по мажоритарке. И, вы знаете, они рассчитывают на позитивный для себя результат.

В то время как «конструктивное крыло» ПР двигаться намерено партийным списком. И не факт, точнее – почти наверняка не факт – что этот список будет называться «Партия регионов».

Велика также вероятность того, что к ему присоединяться члены недавно образованной «Партии развития Украины» имени Сергея Левочкина. Во-первых, одно электоральное поле. Во-вторых (и это – основное), создатели новой партии немного просчитались со сроками юридических процедур. Документы партии сейчас в Минюсте на регистрации. И не факт, что регистрация поспеет в срок – к избирательной кампании. Так что союз с «обновленными» «регионалами» может стать единственным шансом участия в гонке. К нему покамест и склоняются.

Предварительная соответствующая договоренность, по информации Lb.ua, уже достигнута. Нарушить ее может, разве что, дележ мест в списке.

***

Все эти стройные и не очень планы ключевых игроков может разрушить один фактор – война. Точнее, ее дальнейшее развитие. Прогнозировать которое никто не берется.

Как во внешне так и во внутреннеполитической плоскости. Ведь, по завершении активных боевых действий на востоке, многочисленные батальоны обернутся назад и зададут властям логичный вопрос: а что вы делали в тылу, пока мы рисковали жизнями. Если не получат внятного ответа (а они его вряд ли получат) – возьмутся устанавливать справедливый порядок. Свой. Иных примеров история пока не знает.

И эта угроза для власти – куда более значительная, чем даже наступление холодов. Потому что холода губят рейтинг. Проигранная на внутриполитическом поле война – перспективу.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram