Все публикацииПолитика

Рада разрешила передачу в аренду ГТС без права отчуждения

Украина объявляет публичный конкурс на привлечение инвесторов по модернизации и эксплуатации ГТС.

Рада разрешила передачу в аренду ГТС без права отчуждения
Фото: Макс Левин

Верховная Рада разрешила передачу в аренду системы магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа без права их отчуждения.

За принятие законопроекта №4116а во втором чтении и в целом проголосовало 228 депутатов при минимально необходимых 226.

Согласно принятому законопроекту, передача газотранспортной системы Украины в аренду может осуществляться исключительно с учетом принципов соблюдения экономической безопасности государства"

В документе отмечается, что функции оператора ГТС закреплены за субъектом хозяйствования, учредителем и владельцем которого может быть исключительно государство, в том числе через Национальную акционерную компанию "Нефтегаз Украины", или (в случае создания совместного предприятия) государство, в том числе через "Нефтегаз" (владение не менее 51% корпоративных прав), а также юридическое лицо (юридические лица), которое принадлежит и контролируется резидентами государств-членов Европейского Союза, США или Энергетического сообщества и является оператором системы транспортировки газа или членом Европейской сети операторов системы транспортировки газа.

"Цель закона - это иметь ЕС и США как операторов украинской газотранспортной системы, где Украина контролирует компанию и где собственность на украинскую ГТС и украинские газохранилища остаются за украинским государством", - отметил премьер-министр Яценюк, представляя закон.

"Украинская ГТС остается на 100% государственной собственностью", - отметил премьер.

При этом окончательное решение об участии компании-нерезидента в уставном капитале предприятия, на которого возложены функции оператора ГТС, принимается Радой.

"Если компания, которая выиграла конкурс, принимает решение об изменении своей структуры собственности, то такое решение может приниматься только в случае, если на это согласие дает украинская сторона. Может случиться так, что выиграет компания резидент ЕС, а затем изменится структура собственности, и под лейбой ЕС может быть собственность например страны-агрессора ", - сказал Яценюк.

Он добавил, что компания, которая будет управлять ГТС, раз в пять лет должна представлять отчет, в том числе в ВР, по поводу структуры своей собственности и показать всех бенефициариев, которые являются собственниками этой компании, а любое изменение структуры собственности компании, выигравшей конкурс, возможно исключительно с согласия украинской стороны.

"Эти дополнительные требования нагружают проект. Не стоит в очередь, чтобы инвестировать в украинскую ГТС, но мы должны сделать шаги, чтобы ЕС был заинтересован в увеличении транзита газа через Украину, и соответственно мы зарабатывали больше. Чтобы ЕС был последовательным. Если мы вместе и подписали Соглашение об ассоциации, это означает, что мы помогаем друг другу и не строим Южный поток, который строится исключительно против Украины", - добавил Яценюк.