ГоловнаПолітика

Вильнюс-2013, саммит "Восточного партнерства"

Сегодняшний день Вильнюсского саммита ЕС разные люди в силу различных убеждений, предпочтений, а особенно под влиянием эмоций, будут называть или «еврообломом» или «очередным важным шагом в евроинтеграции». Впрочем, все зависит и от того, какие события нас ожидают в будущем, произойдут ли они и когда.

Фото: www.president.gov.ua

Я думаю, что накануне саммита, после телевизионного интервью Президента Украины ни у кого в нашей стране не оставалось сомнений, что 29 ноября 2013 года подписание Соглашения об ассоциации Украина-ЕС не состоится. Впрочем, до самого последнего момента упорно циркулировали разные слухи: «может быть решат», «может в последний момент» и т.д. и т.п.

Среди слухов было много такого, что потом не получило подтверждения или, как минимум, имеет и другое объяснение. В частности сообщалось, что «Янукович отверг предложение Евросоюза подписать СА в пятницу», хотя «Брюссель был готов подписать СА "прямо сейчас", отказавшись от требования об освобождении Юлии Тимошенко». Сегодня в 13.10 Президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что «Украина должна выполнить все критерии для подписания соглашения».

Таким образом, у нас нет никаких во всяком случае формальных оснований полагать, что ЕС снял хоть какие-то свои требования, предваряющие подписание Соглашения.

Известно, что до формального начала саммита Президент Виктор Янукович общался с руководителями Европейской Комиссии Жозе Мануэлем Баррозу и Германом ван Ромпеем, канцлером Германии Ангелой Меркель и самой Грибаускайте. Последняя публично заявила, что «Украина приехала с намерением не подписывать Соглашение».

После переговоров с Меркель к журналистам из окружения ее внешнеполитического советника Кристофера Хользена начала поступать информация о том, что посредническая миссия Кокса-Квасневского может быть заменена на ее аналог, но с другим мандатом и другими участниками. Мандат, т.е. полномочия новой предполагаемой посреднической миссии, будет состоять не в наблюдении за делами Юлии Тимошенко, как в случае с работой Кокса-Квасневского, а в посредничестве по всему комплексу отношений Украина-ЕС. Мой немецкий собеседник при этом говорил, что это предложение якобы было высказано Виктору Януковичу, но о достижении конкретной договоренности говорить рано.

Фото: Макс Левин

Выступление Виктора Януковича сжато представило то, что он говорил последними днями в Украине накануне саммита. Он подтвердил намерения Украины подписать Соглашение с ЕС в ближайшей перспективе, заявил, что наша страна «готова максимально быстро завершить выполнение Плана действий по либерализации визового режима с ЕС», подчеркнул, что «Украина оказалась наедине с серьезными финансово-экономическими проблемами» и заявил, что «мы нуждаемся в шагах европейских партнеров навстречу Украине в программе финансово-экономической помощи.

О чем фактически идет речь?

По имеющимся сведениям, Украина готова работать как в трехстороннем формате – «Киев-Москва-Брюссель», так уже и в двустороннем формате «Киев-Брюссель» для пересмотра проекта Соглашения об ассоциации, и именно в части введения зоны свободной торговли Украина-ЕС. Готовность Киева работать и в двустороннем формате является новой заявленной переговорной позицией.

Киев настаивает на выделении ЕС денег Украине в так называемый стабилизационный фонд (название явно рабочее), где были бы аккумулированы средства для поддержки предприятий, которые могут пострадать от действий нашего северного соседа – в случае, если зона свободной торговли с ЕС будет введена. Второй момент – и он гораздо более важный, и деликатный. Киев, преследуя цель попытаться сбалансировать государственный бюджет, будет настаивать на пересмотре квот для отечественных производителей в Европе и таможенных пошлин для товаров ЕС, предназначенных для продажи в Украине.

Практически все выступавшие на сессии Восточного партнерства европейские политики первого уровня, как сговорились, утверждая, что «двери для Украины в ЕС всегда открыты». Чуть ли не синхронно об этом говорили Президент Франции Олланд, президент Европейского совета Герман Ван Ромпей, премьер Италии Энрико Лета. Слов об «открытых дверях» было сказано так много, что временами казалось, что торчишь на сквозняке.

Фото: www.eu2013.lt

После саммита от лиц в официальной делегации стали известны подробности плана Киева для ЕС. Я опираюсь на свои разговоры с лицами в официальной делегации Украины, так как пресс-конференции Президента Януковича не было, ее даже не планировали. Я разговаривал по этому поводу с атташе по вопросам коммуникаций Рутой Язукевичуте, которая отвечала за проведение пресс-конференций на саммите. Она мне подтвердила, что пресс-конференция Януковича не планировалась и ее служба поэтому пресс-конференцией не занималась.

Итак, предполагается создание трех- или, в крайнем случае, двухсторонней комиссии, которая должна была бы создать «дорожную карту» для решения проблем, на которых настаивает Киев. Это как бы украинский ответ на «план Фюле», где распишут, что хочет Украина и что из этого может сделать ЕС. Советник Президента Андрей Гончарук уже публично заявил, что Украина рассчитывает подписать Соглашение об ассоциации на саммите ЕС 1 марта, который пройдет в Брюсселе. Еще один вариант – Афины, ибо Греция следующие полгода будет возглавлять «Восточное партнерство».

Как на эти планы отреагирует Брюссель?

Пока поступает двойственная информация. С одной стороны, европейские лидеры недовольны результатом Вильнюсского саммита, и понятно, почему. Они о своем недовольстве прямо дают понять, не выбирая слов, в неофициальном общении. С другой стороны, публично с их стороны неоднократно 29 ноября было заявлено, что ЕС ждет Украину и готов подписать Соглашение. Ни разу не было официально заявлено, что Соглашение будет отложено – уже по инициативе самого ЕС.

Но вопрос по поводу макроэкономической помощи Украине со стороны ЕС более чем сложен. Согласно прогнозу Еврокомиссии, в 2013 году ожидается нулевое изменение ВВП Евросоюза, а в 2014 году экономика ЕС продемонстрирует рост всего на 1,4%. В Европе считают каждый евро и каждый цент, и выделение Украине денег покрупнее, чем запланированные для нашей страны 610 миллионов евро, вызовут непростые дискуссии.

Еще более непростой вопрос – увеличение квот на европейском рынке для украинских производителей и защитные пошлины для наполнения украинского госбюджета. Здесь скрывать нечего: Европа действительно по подготовленному Соглашению об ассоциации получала лучший возможный доступ на украинский рынок, не уступая на своих рынках ничем существенным. В этом и состоит самая важная привлекательность Соглашения об ассоциации - для Европейского Союза. Теперь это обстоятельство требуют пересмотреть.

События могут развиваться и совсем по другому сценарию, если предложение Киева по созданию комиссии и дорожной карте ЕС не поддержит. Собственно, тогда можно будет говорить, что какого-то развития долгое время не будет. Украина и страны ЕС перейдут на форматы двустороннего диалога.

Фото: Макс Левин

Конечно, в Вильнюсе все время незримо ощущалось влияние России. Естественно, говоря об угрозах для украинской экономики, Президент Украины имел ввиду прежде всего уроки «летней торговой войны», о которой говорят, что ее не было.

Но ЕС только начал учиться реагировать на нынешнюю политику России. В кулуарах саммита открыто говорят, что если Грузия приблизится к подписанию Соглашения об ассоциации с ЕС, ее ждут уроки Москвы, катастрофичные для экономики этого небольшого государства. Как поведет себя Тбилиси? Будут ли и там просить помощи у ЕС?

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram