ГоловнаПолітика

Февраль 2013 года, государственный визит Президента Виктора Януковича в Туркменистан, день второй

Государственный визит потому так и называется, что он в обязательном порядке длится два дня, и включает в себя посещение, кроме столицы еще, как минимум, одного города в стране пребывания.

Фото: president.gov.ua

В Туркменистане для Президента Украины Виктора Януковича, кроме столицы Ашхабада, таким стал древний населенный пункт, с недавнего, по историческим меркам, времени называющийся Туркменабад. В истории, со времен Захира ад-дин Мухаммада Бабура (1483-1530 гг) и других завоевателей этот город называли Чарджоу, и он стоит на древней реке, издавна известной человечеству под названием Амударья.

Туркменабад-Чарджоу

Это второй по величине город Туркменистана. Полумиллионный Туркменабад – вдали от моря, но на пересечении древних и современных торговых путей. Он расположен на левом берегу Амударьи, более-менее недалеко от таких же знаменитых городов Ургенча, Нукуса, Термеза и Самарканда – с другой стороны границы, со стороны Узбекистана. Здесь сейчас функционируют машиностроительный, авторемонтный, нефтеперерабатывающий, хлопкоочистительный, кожевенный, химический заводы, домостроительный комбинат и комбинат строительных материалов. Президенты Украины и Туркменистана открыли еще и цементный завод. В Туркменабаде также работают прядильно-ткацкая, швейная, ковровая, кондитерская и мебельная фабрики, пивоваренный и молочный заводы.

Несколько картинок-наблюдений над тем, как выглядит этот город. Центральный проспект Туркменабада обновлен, сделали это, по видимому, лет десять назад. Выстроены новые дома, сборные конструкции, похоже, турецкой постройки. Стоило нам отвернуть в сторону от центрального проспекта, на улицу Низами, и перед нами типичная трогательная Средняя Азия – одноэтажные здания шоколадного цвета, под черепицей, масса оголенных по времени года виноградных кустов и шелковиц.

Потом свернули в сторону будущей стройки, которую ныне и открывают Бердымухамедов и Янукович. Это будет новый международный аэропорт Туркменабада. Пока лишь проложили и кое-как облагородили дорогу. Едем от города примерно полчаса. Справа и слева – пустыня, это Восточные Каракумы. Бескрайние пески, но не как в «Белом солнце пустыни» - среди песков колючки и кусты саксаула.

Скоро эти места войдут в историю под еще одним названием: воплощения украино-туркменской дружбы.

Фото: president.gov.ua

«Альтком»: «донецкие» в Туркменистане

Для целей этой статьи, не преследующей цель даже беглого обзора этих богатых историей мест, имеет значение следующее обстоятельство. Строить аэропорт и два новых моста будет донецкая кампания «Альтком». Сначала – об этой кампании, о том, почему ее выбрали, и о будущем аэропорте.

«Альтком» - строительная структура, известная в Украине. Она делала к Евро-2012-ть объекты футбольной инфраструктуры, реконструировала, например Львовский аэропорт. До этого «Альтком» участвовал в строительстве и реконструкции автобана Киев-Одесса, автомобильных дорог Киев – Луганск - Изварино, Москва – Харьков – Симферополь, объездных дорог вокруг Киева, Донецка, Николаева.

И вот теперь «Альтком» занимается проектированием и постройкой в Туркменабате международного аэропорта пропускной способностью 500 пассажиров в час. Сыграло свою роль то, что у компании есть опыт похожего строительства и в Украине, и то, что ее узнали и в Туркменистане. Конечно, имеет место и диверсификация Туркменистаном реализации государственных планов. Аэропорт в Ашхабаде будет реконструировать турецкая компания "Polimeks", в Туркменабаде – украинская.

Сейчас в Туркменабаде чуть переделанный типовой советский аэропорт, здание которого похоже на старые административные здания аэропортов во Львове, Симферополе или Жулянах. Видимо, все строили по какому-то типовому проекту.

Фото: president.gov.ua

Каков будет новый аэропорт? Проект «Альткома» предусматривает строительство пассажирского, VIP и грузового терминалов, взлетно-посадочной полосы длиной 3800 метров, рулежных дорожек, стоянок и перрона для воздушных судов, вышки службы управления воздушным движением, а также зданий различных служб аэропорта. Будут установлены автоматизированная аэродромная метеорологическая система, аэронавигационное, радиотехническое, светосигнальное оборудование ведущих мировых компаний. На территории нового аэропорта расположат медицинский центр, гостинницу на 100 мест, крытую автостоянку. После завершения работ аэропорт Туркменабата станет соответствовать второй категории ICAO, что позволит садиться самолетам даже в условиях плохой видимости.

Теперь – о мостах. Специфика этих объектов – в том, что Амударья в этой части течения, по неизученным причинам, меняет свое русло, иногда существенно, на 300-400 метров. При этом дно реки глиняное, илистое. Все это пришлось учитывать украинским проектировщикам и строителям.

Фото: president.gov.ua

Проектировщики – это киевский «Союзтранспроект». Александр Нечитайло заместитель генерального директора «Альткома», назвал эту структуру «профессиональной на 200%». В проекте - железнодорожный мост протяженностью 1750 метров и автомобильный в 1600 метров. Это 17 опор и 16 тысяч тон металла. Планируется возвести более 6 километров берегоукреплений. Мост покроют специальными материалами - гусасфальтом и метакрилом французского производства, для увеличения срока службы покрытия и повышения сейсмоустойчивости. Как мне объяснили специалисты «Альткома», нечто похожее, но попроще, применено при установке покрытия Дарницкого моста в Киеве.

Строительство всех трех объектов планируют начать в феврале и завершить в 2016 году. Для «Альткома» - это и деньги, заработок и зарплата украинских специалистов. Это и технологии, и опыт, ведь не может же такого быть, чтобы в Украине так никогда и не будут нужны новые мосты.

Открытие строительства: картинки

Можно сказать, что строительство мостов и аэропорта началось. И очень торжественно. Это люди, встречающие кортежи Президента Украины и Президента Туркменистана в ярких красивых одеждах. Было видно, что для этого региона Туркменистана, далеко не центрального, сегодняшнее событие нерядовое, настоящий праздник, который ставил, похоже, профессиональный хореограф. Вот переодетые спортсмены, разыгрывающие национальные игры, борцы и боксеры. Вот дает представление немалый коллектив – аналог нашего ансамбля им.Вирского. Все здесь: старейшины с аккуратными бородами, в высоких шапках и без усов, оробевшие от обилия действий школьники в зеленой, с национальной вышивкой школьной форме. Вот декоративные шатры, перед которыми играют на барабанах, на местных народных струнных инструментах. Президенты прилетели на вертолете, и мероприятие началось. «Фишкой» туркменской стороны стало вручение капсул для памятных записей детьми, обратившимся к главам государств на туркменском и украинском языках.

Фото: president.gov.ua

Может быть, г-н Бурдымухамедов к этому привык, но Виктору Януковичу происходящее откровенно нравилось, он и не думал этого скрывать. Думаю, здесь меньшее значение имеет антураж событий, а большее – другое обстоятельство: не каждый раз Президент Украины привозит контрактов для отечественных предприятий на миллиард долларов.

«Альтком»: «донецкие» в Туркменистане: продолжение

Новые мосты в сторону Узбекистана – это уже третий и четвертый объекты «Альткома» в Туркменистане. Эта компания заканчивала реконструкцию одного и полностью построила другой железнодорожный мост недалеко от Туркменабада, около городка Атамурат, что уже на границе с Афганистаном. Сколько заплатят «Альткому» за три объекта? 920 миллионов долларов. Как он заполучил эти контракты? Доказал предыдущей работой, что умеет качественно строить, и теперь построенное им туркмены могут посмотреть в своей стране. Любопытен и подход Туркменистана к политике занятости: в украинских кампаниях, как и в других иностранных, строго соблюдается пропорция 20% на 80%, т.е. на четверть иностранцев должно приходиться вот такое количество туркмен. Это и создание новых рабочих мест, и повышение квалификации работников.

Фото: president.gov.ua

Выводы

Из несколько, из сферы политики и экономики.Президент Бердымухамедов предложил использовать украинское председательствование в ОБСЕ для проведения, как он сказал, «встречи высокого уровня под эгидой ОБСЕ по обсуждению проблематики, связанной с обеспечением энергетической безопасности». Идея интересная, и наполняет конкретикой взаимодействие Украины и ОБСЕ.

Безусловно, пока не найден способ получения в Украине туркменского газа, самым реальным в двусторонних отношениях является участие украинских предприятий в модернизации Туркменистана.

В Ашхабаде, по-видимому, просчитали, каков будет рост потребления энергоносителей в мире, сколько газа удастся продать и решили вложить часть прибыли в коренную переделку своей страны. Теперь от политической воли руководства Украины, от активности украинских кампаний зависит то, насколько в этом процессе поучаствует наша страна.

У туркмен модернизация действительно получается. На самом деле, редко в какой стране, видишь столь значительные изменения на протяжении года-двух. Вкладывают в транспортную инфраструктуру, в образование и в науку (кстати, около 5 тысяч студентов из Туркмении учатся в Киеве, Кировограде, Харькове и Полтаве), в развитие Национальной туристической зоны «Аваза» на Каспийском море, чтобы привлекать туристов на морской отдых.

В Туркменистане из отечественных кампаний действует не только «Альтком». Работают около 30 предприятий с участием украинского капитала, реализуется около 64 инвестиционных проектов украинских кампаний на общую сумму в 2 млрд. долларов.

Кроме «Альткома», крупнейшими украинскими предприятиями, представленными на туркменском рынке, являются Сумское НПО им.Фрунзе, «Интербудмонтаж», «Укргазпромстрой», «Укртрансстрой». «Интербудмонтаж», к примеру, строит в Ашхабаде дренажно-коммуникационный туннель с двумя водоотводящими коллекторами, чтобы снизить уровень дренажных вод под столицей и для работы канализационных сооружений.

Да, в Туркменистане жесткая конкуренция иностранных производителей. Видно, что где-то выиграли белорусы, на улицах туркменских городов полно МАЗов, и непонятно, почему в этой стране так пассивен наш КРАЗ. По словам посла Украины в этой стране Владимира Шевелева, вне конкуренции на туркменском рынке прямошовные украинские трубы, производства Харцызского трубного завода, которые уже эксплуатируются в газопроводе на Китай и которые, практически наверняка будут использоваться при постройке газопровода на Индию. Шевелев также считает, что хорошие перспективы есть у отечественных газокомпрессорных станций производства Сумского НПО имени Фрунзе, но их представителям надо «поднапрячься»: у них сильные французские конкуренты.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram