ГоловнаПолітика

Ультиматум Путина

Пресс-конференция президента Владимира Путина стала одной из самых обсуждаемых тем в российских СМИ – во многом благодаря тому, что неожиданно подчеркнула начало новой информационной эпохи во власти, когда рядом с преданно смотрящими главе государству в глаза пропагандистами могут появиться настоящие журналисты и задать острый вопрос, явно не согласованный с администрацией президента.

Тех украинских читателей, кто уверен, что все в Кремле было подстроено, спешим разочаровать: в нашем цеху все давно друг друга знают, круг журналистов – даже и московских – достаточно узок и мы точно знаем, кто пойдет на согласование и выучит нужный вопрос, а кто нет. В этом смысле можно сказать, что Россия и Украина вновь разошлись, хотя могли бы и встретиться.

Могли бы и встретиться просто потому, что наша президентская администрация еще не научилась готовить президентские пресс-конференции в духе «управляемой демократии» по-российски, когда подбираются только нужные люди и согласовываются возможные вопросы, а пресс-конференция выглядит как большой спектакль. На наших президентских пресс-конференциях – даже когда их проводил Виктор Янукович – встречались и неудобные вопросы, и неприятные монаршему взгляду журналисты – в то время, когда они еще отсутствовали в Кремле. Но когда Путин решился проводить пресс-конференции «в формате Януковича» сам Виктор Федорович предпочел общению с прессой отдых в Карпатах. И это свидетельствует не только об известном безразличии главы государства к своим обязанностям и общественному мнению. Это еще и свидетельство того, что Януковичу в буквальном смысле слова нечего сказать и ответить. Не только нам, но и Путину.

Путин, отказавшийся встречаться с Януковичем буквально за два дня до своей пресс-конференции и ликвидировавший пропагандисткую бомбу, которую Банковая хотела преподнести упрямому Европейскому союзу, не желающему подписывать соглашение об ассоциации с «предпоследней диктатурой Европы», озвучил достаточно внятную политическую и экономическую программу по отношению к Украине. Эта программа, можно сказать, состоит из двух пунктов. Первый – торговая дискриминация. Путин разъяснил, что Украину никто не тянет в Таможенный союз, но экономическое сотрудничество с ней возможно не на основании двусторонних соглашений, а на основании договоренностей Украины с Таможенным союзом как таковым – то есть с общим рынком Казахстана, России и Беларуси. Таким образом, по очень многим принципиальным для Украины торговым позициям придется заключать новые соглашения с Евразийской экономической комиссией – то есть по сути все той же Россией. Но понятно, что Россия может тянуть с подписанием этих новых соглашений сколь угодно долго.

И вот тут мы переходим ко второму пункту – что Украина должна сделать, чтобы Россия не тянула. Ответ прост: отдать ГТС. Путин несколько раз возвращался к этому вопросу, несколько раз пояснял, что Россия готова была взять украинскую ГТС не в собственность, а в аренду, но Украина не захотела, а раз так, то Россия будет строить свои подводные газопроводы, но все равно готова вернуться к вопросу об украинской ГТС... Словом, она ему нужна.

Хочу напомнить, что примерно также было и с Беларусью. Лукашенко затягивали в союзное государство, затем в Евразийское экономическое сообщество, а затем и в Таможенный союз – и постоянно шантажировали подъемом энергетических цен, пока, наконец, не отобрали у него ГТС, которую сейчас собираются модернизировать и использовать как еще одну альтернативу украинскому маршруту. На практике это означает, что все интеграционные симулякры в белорусском случае были всего лишь дорогой к контролю над «трубой» – в конце концов, ничего более ценного в белорусской экономике все равно нет. В украинском случае готовы обойтись даже без симулякров – только бы отдали «трубу». И ситуация тут отличается от белорусской кардинально: в конечном счете, контроль над трубой  – это контроль над «олигархами», а контроль над «олигархами» – это контроль над украинской экономикой и политикой.

Янукович обязан был бы ответить Путину на эти два пункта. Он должен был бы потребовать скорейшего согласования отношений Украины и ТС на многостороннем, а не на двустороннем уровне. И он должен был бы хоть как-то отреагировать на «трубный» ультиматум. Но Янукович сбежал в горы, потому что опять проиграл – и по-крупному. Никакое выслушивание претензий от европейцев на зимнем саммите Украина-ЕС не заменит ему экономических потерь от торговли со странами ТС и цены на российский газ. Даже если европейцы сойдут с ума и подпишут с ним соглашение об ассоциации без освобождения Тимошенко, даже если Янукович изменит принципам и выпустит политзаключенных до подписания, украинской экономике это уже не сильно поможет. Янукович проиграл на самом важном для него российском направлении. И Путин не упустил возможности ему об этом напомнить.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram