ГоловнаПолітика

ТВ: стоит ли бояться нового Уголовно-процессуального кодекса

В эфире программы "РесПублика" обсуждали новые правовые реалии после принятия УПК

ТВ: стоит ли бояться нового Уголовно-процессуального кодекса

Гостями "РесПублики" на 5 канале стали народные депутаты от Партии регионов Владимир Олийнык и Объединенной оппозиции "Батькивщина" Николай Катеринчук, а также политики, юристы и эксперты.

Главной темой обсуждения стал новый Уголовно-процессуальный кодекс, вступивший в силу 20 ноября этого года.

Олийнык считает, что кодекс стал шагом вперед, так как, в частности, создал состязательность сторон, запретил любые пытки в милиции из-за отсутствия необходимости получения показаний, а также были ограничены термины нахождения под арестом.

Катеринчук, в свою очередь, заявил, что сдержанно относится к оценкам Совета Европы, поскольку еврочиновники хорошо отзывались и о законе о выборах, что на практике было абсолютно противоположным.

Оппозиционер отметил, что плохих или хороших законодательных инициатив не бывает, для любого закона нужна только профессиональная поддержка. Что касается работы Уголовно-процессуального кодекса, депутат предпочитает оценивать его, как договоренность власти и правоохранителей, а о мнении граждан спросить забыли.

При этом, юрист Николай Сирый посоветовал гражданам вести себя аккуратней и носить с собой документы, пока "правовая машина не разберется с новыми условиями работы".

Он также сообщил, что проводить обыск без разрешения гражданина нельзя, так как нарушаются права человека, а прослушкой и слежкой могут заниматься исключительно спецслужбы.

Олийнык хотел перебить Сирого и сослаться на европейский опыт, но юрист сообщил, что ни в одной стране нет нормы о том, чтобы проводить обыск без соответствующих разрешений и санкций, поскольку каждый имеет право на неприкосновенность своего жилья.

Далее выступила супруга экс-министра внутренних дел Ирина Луценко. Она считает, что вся государственная машина после принятия УПК будет направлена на то, чтобы засудить человека и обвинить его. Относительно деятельности адвоката, нормы о чем также имеются в документе, народный депутат сказала, что сформируют список юристов, которые имеют права заниматься адвокатской деятельностью, поэтому подозреваемые не смогут полноценно пользоваться помощью, консультацией и поддержкой близких людей, которые имели сегодня право быть представленными в качестве защитников.

По словам Владимира Олийныка, такая новация позволит людям иметь профессиональную помощь, а не консультации и советы не всегда компетентных близких.

Глава партии "Вперед, Украина!", юрист Виктор Мусияка, в то же время, напомнил о том, что УПК принимался несколькими десятками народных депутатов. Он также добавил, что в 2000 году Конституционный суд постановил, что подозреваемый имеет право выбирать любого человека, и даже родственников, если они имеют юридическое образование. Но, дальше он продолжил, Конституционный суд в том же составе в 2009 году уже постановил, что есть оговорки, что и было сделано в УПК.

Далее разговор зашел о законе о референдуме, когда население может освободить политических заключенных через проведение референдума.

"Регионал" сразу же заявил, что Партию регионов не пугают подобные страшилки, так как это просто пиар оппозиции.

А вот народный депутат Верховной Рады шестого созыва Святослав Олийнык считает идею о том, что статью 365 старого УПК, по которой могут амнистировать Юлию Тимошенко и Юрия Луценко, возможной, потому что ее можно отменить через референдум, но невозможно говорить о том, будет ли поддержка граждан.

Журналист издания "Український тиждень" Александр Михельсон спросил у Владимира Олийныка о том, почему посадили Луценко, а члены "молодой команды" и сам экс-мэр Леонид Черновецкий находятся на свободе.

Олийнык ответил советом. В частности, предложил задать этот же вопрос представителям предыдущей власти, которые отказывались расследовать дерибан столицы и подкуп гречкой избирателей.

Завершалась программа "РесПублика" репликами экспертов.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram