ГоловнаПолітика

Політична онкологія

В средине недели неожиданно пришло известие о готовящемся присутствии Юлии Тимошенко на суде по «делу ЕЭСУ». 25-е июня может стать датой первого – после длительного перерыва – появления экс-премьера на публике. Вскоре после 11-го октября (дня вынесения приговора по «газовому делу») недуги Тимошенко обострились – на рассмотрении своей апелляционной жалобы, на процессе в кассации, на первом слушании по второму делу (уже в Харькове) она отсутствовала. Силой доставлять в суд действительно больного человека украинские законы не позволяют. Плюс немецкие медики настоятельно рекомендовали ЮВТ основательно пролечиться.

Фото: Дмитрий Неймырок/most-kharkov.info

Таким образом, рамка «календарного плана» по вынесению Тимошенко еще одного приговора (не исключено – не последнего) сдвинулась. Каким сей «план» был изначально; действительно ли ЮВТ торопились повторно осудить еще до начала Евро-2012, сегодня сказать уже сложно. Так или иначе, сегодня Фемида вдруг резко активизировалась, настояв на личном участии экс-премьера в процесса.

По имеющейся информации, в одном из залов Харьковской апелляции (где будут происходить слушания), уже начали монтировать «ортопедический топчан». Дабы Юлия Владимировна комфортно расположилась на нем, а не на жесткой скамье подсудимых.

На 25-е в оппозиционных рядах объявлена «всеобщая мобилизация» - в Харькове высадится мощный депутатский десант. Под стенами дворца правосудия местного значения также планируется митинг. Логично предположить: политические оппоненты ЮВТ ответят тем же. В суд, как и в прошлый раз – на предварительном слушании – наверняка явятся Колесниченко с Царевым, а на подступах к зданию засядут демонстранты с бело-голубыми флагами.

Вообразите теперь, сколь красочную картинку получат СМИ (в том числе западные): высокие своды старого здания, судьи в мантиях, стаи депутатов с бессмысленными взглядами, на месте скамьи подсудимых – топчан (!), на нем – маленькая худая женщина, лишь отдаленно похожая на «оранжевую принцессу», которую знает весь мир. На просторной светлой площади перед судом – враждебно настроенные толпы митингующих с разноцветными партийными стягами и везде – насколько глаз хватает – отряды омона.

Примечательный «пейзаж», верно?

И все это – за неделю до финального матча Евро!

Очевидно, ведь, что подобное «промо» на мировых каналах, моментально перечеркнет все имиджевые выгоды от проведения Евро.

Во власти это, конечно, понимают. Почему ж тогда спешат с «показательной казнью»? видимо, наличествуют уважительные причины? Попробуем разобраться.

Свидетель по имени Путин

Обеспечение выгодной Украине цены на газ, расторжение «контрактов Тимошенко» было одним из основных предвыборных посулов ПР. Не менее резонансных, чем обещание сделать русский вторым государственным. Но «харьковские договора» вожделенную скидку не обеспечили. А сейчас Москва и вовсе уперлась: об уменьшении цены и слышать ничего не желает.

Не помогли даже кадровые перестановки в украинском Кабмине. Как уже доводилось рассказывать Lb.ua незадолго до назначения Валерия Хорошковского на нынешнюю должность, белокаменная прозрачно намекнула: для продолжения «газового» диалога важны фигуры переговорщиков и ей, белокаменной, приятнее всего иметь дело с Хорошковским или с Медведчуком.

Учитывая, что к Медведчуку нынешние руководители страны устойчивую неприязнь испытывают еще с кучмовских времен, выбор пал на Хорошковского.

Но и это существенному улучшению российско-украинских отношений не способствовало.

Фото: Макс Левин

Теперь же – в свете обстоятельств «газового дела Тимошенко» - они и вовсе грозят зайти в тупик.

Вы помните требование Богословской допросить – в рамках этого дела – Владимира Путина? Украинская Фемида сие – логичное в общем-то – требование во внимание не приняла. А вот Европейский суд – в который обратились, с обжалованием приговора – защитники экс-премьера, принять может. И Стокгольмский арбитраж может. Более того, именно так, скорее всего, и произойдет. Пригласят, значит, Владимира Владимировича поучаствовать в разбирательстве.

И как, спрашивается, ему быть? Проигнорировать вызов? Нехорошо. Прибыть в суд? Еще хуже. Ситуация не из приятных. Во избежание оной, украинским коллегам настоятельно рекомендовано «проблему разрешить». Ну, хотя бы – поскорее осудить Тимошенко по «делу ЕЭСУ», совместив вынесение второго приговора с отменой первого в кассации.

Понятно, что если этого не произойдет (пусть даже по объективным причинам) и, «благодаря» разборкам своих украинских коллег, Владимир Путин станет посмешищем для всего мира, отношения Москвы и Киева не улучшатся. Ни в «газовом» вопросе, ни в каком-либо другом.

ЕС: «Никакого договора об ассоциации не будет, это уже точно»

«Сорок минут он убежденно твердил, что в 2004-м Тимошенко хотела крови. И что только титанические совместные усилия Ющенко и Януковича (!), не позволили ей пойти на вооруженный конфликт», - пораженно описывал свою встречу с одним из высших должностных лиц Украины высокопоставленный еврочиновник, намедни наведывавшийся в Киев.

«Заметив мою реакцию (скептически-ироническую, - С.К.), он сказал: «я - … (тут следует название должности, - С.К.) этой страны. Вы обязаны мне верить!».

В глазах собеседника Lb.ua читался вопрос: «И как с такими людьми о чем-то договариваться? Как с ними дело иметь?!».

«Больше всего раздражает то, что ваши лидеры искренне считают нас, европейцев, идиотами. Буквально: за дураков держат, будто мы ничего не видим и не понимаем. Я с ужасом прочел последние интервью Януковича западным СМИ. Как же такое можно говорить, да еще прямым текстом, на такую-то аудиторию? Должны ж быть рядом какие-то помощники, советники, которые проследят, подскажут», - возмущается видный дипломат, миссия которого в Киеве скоро подходит к концу. С учетом этого, вещи уже можно называть своими именами. «Никакого договора об ассоциации не будет, это очевидно. Даже если выборы формально обойдутся без нарушений, все равно. При этой власти никакой Ассоциации быть не может», - продолжает.

Фото: Макс Левин

Всего за несколько месяцев в украинской столице сменились сразу несколько послов крупных европейских государств. Случайность – совпали сроки ротации. Так, еще весною в Киев прибыл новый руководитель французской миссии в Украине. К осени сменятся послы Германии и Великобритании. Последний уже даже провел прощальный прием.

Уезжает также руководитель украинского отделения Фонда Конрада Аденауэра Нико Ланге.

Новые высокие представители Старого света, аккредитованные в Киеве, уже не имеют сантиментов относительно «молодой украинской демократии, рожденной Оранжевой революцией», а происходящее здесь называют прямо – «режимом и репрессиями». Их симпатию нынешняя украинская власть должна заслужить делами – не словами. Только тогда возможно какое-либо поддержание коммуникации, хотя бы «ритуальное». «С Китаем и Россией у нас тоже есть диалог. И что это меняет?», - горько усмехается посол западноевропейской страны, из числа новоприбывших.

Lb.ua поразил его рассказ о церемонии вручения верительных грамот главе украинского государства. Торжественное действо проходит несколько раз в год, поэтому участие в нем принимают сразу несколько (обычно около десяти, - С.К.) глав дипмиссий.

«Все началось с того, что нам сократили время для приветствия Президенту. Изначально каждому послу выделили около трех минут, плюс – время на перевод. В итоге, каждый говорил не больше минуты – протокол настаивал, что у вашего Президента просто нет времени. Слушая наши выступления, Виктор Янукович вежливо улыбался и молчал. Ожидалось, под конец мероприятия он тоже скажет речь, но этого почему-то не произошло. Мы выстроились для фотографирования, стоявший в центре, Янукович ни слова не проронил. Наконец, подали шампанское. Ваш Президент взял бокал, чуть поклонился, улыбаясь тем, кто стоял справа, потом – тем, кто стоял слева, сделал маленький глоток, развернулся и вышел. Молча. Покидая Банковую, я понял, что так и не услышал звук его голоса».

Фото: www.president.gov.ua

Культурный шок европейского дипломата понятен. Но тех, кто знаком с украинскими политическими реалиями, подобное не удивит. Янукович промолчал не по причине невоспитанности, не из-за незнания языка. Ему просто действительно нечего было сказать дипломатам. Ну, в самом деле, о чем с ними говорить, тем более – в таком формате? Зачем стараться произвести хорошее впечатление, если это все равно ничего не изменит?

Эта история – лучшая, пожалуй, иллюстрация текущего положения дел в отношениях Украина-ЕС.

Для того, чтобы – в нынешних обстоятельствах – выстроить новую стратегию взаимоотношений с Украиной, Европа должна распрощаться с иллюзиями, признать три исходные позиции:

  1. Юлия Тимошенко из тюрьмы – в обозримом будущем – не выйдет. Шансов – ноль. Упрятавшие ее туда, на волю леди Ю не выпустят. Тем более – перед выборами. Ни под каким предлогом. Луценко, других политзаключенных – аналогично;
  2. Осенью власть выиграет парламентские выборы. С большой долей вероятности – в «чистую», то есть без особо вопиющих фальсификаций (в оных прост оных просто не возникнет нужды)
  3. Производная – лояльный к Банковой парламент. С «правильным» спикером и послушным большинством;
  4. у Европы нет реальных рычагов влияния на Украину. Н-е-т-у. «Обеспокоенные» заявления, возмущенные резолюции к числу оных не принадлежат.

Единственный возможный вид санкций – как уже доводилось писать – горизонтальные: со стороны отдельных государств ЕС применительно к конкретным персонажем.

Но даже в таком случае, это будут проблемы сих конкретных персонажей, а власть в целом санкций не боится. И экономической изоляции не боится. За минувшие два года, отдельные ее представители, их ближайшие соратники и бизнес-партнеры успели прибрать к рукам практически все ключевые монополии. Соответственно, когда мы с вами платим за свет, воду, газ, платим – де-факто – им. Для безбедного существования «держателей акций» этого, конечно, недостаточно, о свести концы с концами можно. Какое-то время – точно. А там – или ишак сдохнет или…

Все это Европа должна очень четко понять. Признав – для самих себя – вышеперечисленное, поставив чёткий диагноз, сможет наконец начать «лечение» Украины.

Или – посадить на карантин. Зависит от того, как и когда диагноз сформулируют.

***

Очередной виток «дела Тимошенко», как отмечалось вначале, может стать благоприятным информационным фоном для его формулирования. Но, стоит ли Старому миру «привязываться» к конкретным событиям? Ведь, когда лечат онкологию – удаление злокачественных образований не ограничиваются, в спасительных мерах – от химиотерапии до приема гормонов – нуждается весь организм.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram