ГоловнаПолітика

«Украина – взгляд изнутри»: наизнанку и навыворот

«Если мы не можем победить Кремль, нам самим надо стать Кремлем». Эту фразу из фильма «Олигарх» Lb.ua не единожды вспоминал шестого декабря в Лондоне, по ходу проведения конференции «Украина – взгляд изнутри 2011: на пути к успеху?», организованной журналом «The Economist» и Фондом Эффективного управления Рината Ахметова.

«Украина – взгляд изнутри»: наизнанку и навыворот
Фото: Lb.ua

Второй год подряд Фонд собирает в столице туманного Альбиона финансовых и политических экспертов, аналитиков «по украинскому вопросу», также - стратегических инвесторов, банкиров, заинтересованных в Украине. 

Общая рамка – обсуждение ситуации в стране, анализ рынка, прогнозирование инвестиционных перспектив, аспектов экономического развития.

Стратегическая цель – создание новой дискуссионной площадки высокого уровня. В чем-то, пожалуй, альтернативной ялтинской YES и украинскому завтраку в Давосе Виктора Пинчука.

Однако, на сегодняшний день интерес западных игроков – как политиков, так и бизнесменов, к Украине резко снизился. Сравнительно с прошлой пятилеткой – точно. Поэтому шестого декабря в одном из залов шикарного «Дорчестер Отеля», имели место весьма любопытные прения; звучали неоднозначные мнения – диагноз истинной украинской действительности; даже формулировались новые смыслы. Но вот двусторонних встреч на высшем уровне, заключения стратегических договоренностей, принятия программных решений не было. Зато случился первый публичный бенефис старшего сына Ахметова Дамира.

Фото: Lb.ua

«Украине недостаточно быть просто успешной, она должна стать самой яркой звездой, самой лучшей»

Открывала мероприятие управляющий партнер Horizon Capital Наталья Яресько.

- Когда договор (об ассоциации с ЕС, - С.К.) будет ратифицирован, Украина станет важной частью мирового экономического блока. Надеюсь, 19-го он таки будет подписан в Киеве, - мигом встряхнула еще дремавший, по состоянию на девять утра, зал.

Но поскольку речь госпожи Яресько изобиловала трудноусваиваемыми экономическими терминами, множеством цифр и т.д., по-настоящему публика встряхнулась, лишь когда на подиум поднялись Наталья Королевская, управляющий партнер PricewaterhouseCoopers в Украине Борис Краснянский, директор представительства EBRD в Украине Андре Куусвек и старший эксперт по вопросам политики Европейского совета по международным отношениям Эндрю Вильсон.

Модератор - президент Американской торговой палаты в Украине Хорхе Зукоски. Дискуссия обещала быть нескучной.

- В 2009-м миллионы людей проголосовали за то, чтоб в Украине начались экономические реформы. Но на сегодня реформы закончились, и вместо конкуренции мы имеем построение монополий. Наши болевые точки: бюрократия и системная коррупция. В Украине проводятся контрреформы, - начала Наталья Королевская, единственная из участников панели, не владевшая английским. Впрочем, саму ее это нисколько не смущало.

- Украина напоминает мне Гулливера, опутанного лилипутами. Нам необходимо высвободить энергию людей и капитала, создать условия для того, чтобы Гулливер смог подняться на ноги. Да, это сложно. Сложно, как если бы мы всем нашим залом сейчас захотели бы подняться в космос. Но если есть поддержка людей и политическая воля, возможно что угодно.

Очевидно, подбор метафор – не самая сильная сторона спичрайтеров Королевской. Однако, сравнимо с ее ялтинским (на саммите Пинчука) /презентационным спичем, лондонский был на две головы выше.

- Люди воспринимают нынешние реформы как несправедливые. Не непопулярные, а именно несправедливые, важно эти понятия разделять. Вообще надо прекращать рисковать с реформами. Их нельзя доверять коррупционной постсоветской бюрократии, она не в состоянии сама себя реформировать.

По логике, оппонировать Королевской должен бы был представитель власти, но за неимением оных, миссию взял на себя Борис Краснянский.

Фото: Lb.ua

- Ситуация в Украине гораздо больше зависит от ситуации на внешних рынках, чем от того, что делает или не делает правительство. Более того, если мы сравним темпы проведения реформ в нашей стране с тем, что происходит в других постсоветских республиках, то это – успех. Объективно: рост существует. Мы видим это на примере компаний, работающих в Украине. Можно много говорить об их успехах. Настолько, что мы второй год подряд можем спонсировать конференцию в Дорчестере.

Зал довольно зашушукался.

- Конечно, бюджетный дефицит составляет семь миллиардов, а не три, как в прошлом году, но Украина покупает самый дорогой в Европе российский газ. Опять таки, если сравнивать с предкризисным 2008-м годом, то ситуация значительно лучше сегодня, и когда Украина войдет во вторую волну кризиса, последствия будут куда мягче. Наша страна готова к кризису, - рапортовал, будто чин из КМУ.

Острый дефицит «посланников» из числа украинских руководителей, прежде всего – ответственных за экономику, финансы, инвестиции и т.д. – ощущался на конференции довольно жестко.

Ну а «перевоплощение» бизнесмена в «говорящего» чиновника вообще выглядело довольно забавно. Особенно, если не вспоминать о том, что крупнейший клиент PwC в Украине – корпорация СКМ и ее структуры.

- Конечно, правительство совершает ошибки, но оно их устраняет, - констатировал спикер так, будто ключевые решения в Киеве, в частности – относительно условий работы бизнеса – действительно принимает правительство.

- Впрочем, вынужден констатировать: существует проблема судов. Это то, о чем говорит бизнес, наши клиенты. Да, они говорят так: все б ничего, но вот украинские суды. … Но позитив в том, что – вместе с представителями бизнеса, нашими клиентами – мы можем пойти в суд, предъявить иск ГНАУ и выиграть дело. Так происходит в большинстве случаев.

Андре Куусвек слушал Краснянского, мягко говоря, с удивлением, легко читавшимся на бледном, практически лишенном рельефа, лице. Сам он, разумеется, был куда более сдержан.

- Украина важна для нас. Из тридцати стран, с которыми работаем, это – страна, которая «качается», я бы так сказал. Сейчас она может «качнуться» как в сторону СНГ, так и Европы. Как станут развиваться события? Посмотрим. Вот, господин Краснянский говорит, что консультанты и юристы сегодня зарабатывают в Украине достаточно много. Раз так, значит есть вопросы, которые им нужно решать.

Краснянский усмехнулся едва заметно – уголками губ.

- На мой взгляд, еврокризис перебросится на Украину в следующем году. Неизбежно возникнут проблемы в экономике. К тому же, это будет год выборов, следовательно затормозятся реформы. Вместе с тем, мы уверены, что Украина справится с этими вызовами и будет смотреть в будущее, а не оглядываться в прошлое.

- Знаете, я больше пессимист, чем оптимист, - взял слово Эндрю Вильсон. - В 2011 мы увидели много тревожных сигналов: проблемы судов, административный ресурс, увеличение налогового бремени. Украина оказалась в странной ситуации: с одной стороны, ваше правительство делает многое для того, чтоб защитить страну от кризиса, с другой – действует так, чтоб не слишком терять рейтинг и победить на выборах 2012 года, - изрек, небрежно помахивая перед носом первого ряда тонкой лодыжкой в красно-черных полосатых носках.

- Итак, Борис говорил, что клиенты «Прайсвотерхаускуперс» успешно работают в Украине, ищут новые возможности. Господин Вильсон больше критиковал; Наталья, как представитель оппозиции, тоже, ЕБРР – усредненная позиция, - резюмировал модератор. - Все это понятно, вопрос в том, где мы окажемся в 2012-м году, вверх пойдем или вниз?

- Вопрос не в Украине! Еще раз: наша экономика слишком зависима от внешних факторов. Та же цена на газ, - стремительно среагировал Краснянский.

- Контрреформы, которые проводит коррупционная бюррокатия… - возразила Королевская. Исчерпав домашнюю заготовку, она – сама того не замечая – переключилась на риторику, привычную площадям Ровно и Хмельницкого, но уж точно не Лондону. Оттого – не слишком убедительную.

- Я слушаю Бориса, и у меня такое впечатление, что мы с ним живем в разных странах. Он, вот, говорит, что бизнес развивается, но протестующие предприниматели свидетельствуют противоположное.

- Нет, я говорю, что ошибки есть, но они устраняются, - возразил Краснянский, придерживая руку Королевской, которой та пыталась от него отстраниться, как бы отмахивалась. - Взять, вот, Налоговый Кодекс… Важно, что он есть, что он – единый и неповторимый!

Любопытно, а как вообще жить и работать в стране, где Налоговый Кодекс отсутствует как класс?

- Так, вот, заявляю как профессионал: важно, что кодекс существует, что его модно чэллинджить, что можно идти с ним в суд и выигрывать.

- Неужели? Знаете, когда я недавно на встрече с предпринимателями в Харькове задала вопрос: а кто из вас, по условиям нового НК, стал автоматически получать НДС, в зале поднялась одна рука. Задала аналогичный вопрос на встрече в Днепропетровске – ни одной руки не поднялось.

Перепалку разрешил представитель ЕБРР:

- Для того, чтобы привлечь действительно серьезные инвестиции, Украине не достаточно быть просто успешной, она должна стать самой яркой звездой, самой лучшей. … Проблема в том, что Украина решает текущие проблемы, а стратегическое видение отсутствует.

- Какие именно индикаторы важны для бизнеса, что убедит: реформы действительно успешны, инвестиционный климат – благоприятен? Конкретизируйте, это - большая открытость судебной системы, снижение налогового пресса, что-то еще? - поинтересовался вице-президент Института Горшенина Виктор Соколов, когда дело дошло до вопросов из зала.

- Формула подхода инвесторов проста: смягчить риски, получив при этом максимальное вознаграждение. Собственно, это и есть благоприятный инвестиционный климат. Рецепт для правительства: упрощать, упрощать и упрощать, - емко заключил Куусвек.

- Инвесторы заинтересованы в Украине, видят существующий потенциал, но им недостает определенности. Пример – аграрная отрасль. Она кажется нам привлекательной, но слишком велик фактор непрогнозируемости – что будет с рынком, как он станет развиваться, от чего это зависит, - добавил от себя Зукоски.

За дебатами на подиуме внимательно наблюдал старший из сыновей Рината Ахметова Дамир. Собственно, форум стал его – в статусе члена совета директоров ДТЭК – публичным бенефисом. Новоназначенный топ-менеджер скромно сидел за одним из дальних столиков – в компании других «топов» из структур отца, да депутата Елены Бондаренко. Его короткая беседа с Lb.ua, подкараулившего наследника самого богатого человека Украины в кулуарах мероприятия, стала первым – такого рода – блиц-интервью Дамира. Пусть – на ходу, урывками, «по верхам», тем не менее. Полный текст беседы – «Мне бизнес интересен, а не политика» читайте тут.

«Когда увеличивается количество миллиардеров, это, безусловно, раздражает людей. Ничего, мы справимся»

Соло-панель (по сути, не по форме) Сергея Тигипко модерировал Святослав Цеголко.

- То, что происходит в бизнес-среде, безусловно, не совсем нас удовлетворяет, но я бы хотел акцентировать на определенных изменениях, прошедших в последнее время. В частности, нам удалось стабилизировать ситуацию в макроэкономике, поднялась капитализация банков, - бодро затараторил Сергей Леонидович, умалчивая почему-то о том, отчего иностранные финучреждения бегом бегут из нашей страны, сворачивая тут все, что можно. В частности – не чуждые ему шведы.

- Налоговое давление постепенно снижается. Если раньше ставка была 25%, потом стала 23%, с первого января это уже 19% и так – пока не снизится до 16%. Вообще любая реформа не идеальна. Есть оппозиция, есть настроения общества… Но нас это не должно пугать – надо двигаться дальше, - с характерным тембром чеканил Тигипко. Стоял бы перед ним более ли менее внушительный столик – наверняка б расколошматил одним ударом кулака. Просто так. Для убедительности.

- Наш основной риск – коррупция, которую мы никак не можем преодолеть. Чиновники на местах…

Право, слушать верховных чиновников, жалующихся на беспредел младших коллег, на которых все никак управу не сыскать – одно «удовольствие».

Фото: Lb.ua

- Мартин Райзер (директор Всемирного банка по Молдавии, Украине и Беларуси) отмечает, что в рейтинге «дуинг бизнес» Украина занимает не самое почетное место, - спокойно заметил Цеголко.

- Господин Райзер сам этот факт частично объяснил: материалы отчетов, на основании которых формировался рейтинг, собирались в первом полугодии, - не моргнув глазом, парировал Тигипко так, будто во втором полугодии жизнь «маленьких украинцев» действительно улучшилась.

- Хотелось бы услышать ваше мнение относительно коррупции политической, - спросили из зала. - Вы же понимаете, что зная о фактах политической коррупции, люди не могут доверять власти.

- Проблема доверия власти всегда актуальна. Ждать аплодисментов от людей не стоит, их не будет. Когда все политики только заигрывают, а мы принимаем решения, которые нужны стране, конечно, особого доверия это не вызывает, - опытный спикер Тигипко уцепился за последнюю фразу говорившего и теперь, вместо того, чтоб прямо отвечать на вопрос, расхваливал родную политсилу. Кончил вообще феерично:

- Когда увеличивается количество миллиардеров, это, безусловно, раздражает людей. Но это – вызов. Ничего, мы справимся.

На сим, вице-премьер откланялся и вышел из зала вон. За ним – вся его свита.

Короткий, но внятный ответ Сергею Леонидовичу дал Петр Порошенко, выступавший далее.

- Главная проблема Украины – плохое управление. Главная задача вашего фонда – кивком указал на соответствующий баннер – улучшать качество управления.

Тонкую иронию поняли не все.

- Восемь лет тому Грузия считалась самой коррумпированной страной бывшего Союза. Возьмем упоминавшийся уже рейтинг «дуинг бизнес», в 2006-м Грузия занимала в нем сотое место, в 2011 - 16-е. …У Украины есть все: земля, ресурсы, потенциал. Просто ими плохо управляют, - разъяснил для тугодумов.

Фото: Lb.ua

«Кто верит, что в 2020-м Украина будет членом ЕС?» Никто не поднял руки

Насыщенной, прежде всего – небанальными оценками и формулировками – получилась панель «Украинское будущее на международной арене – реализация потенциала», подискутировать в которой пригласили знакомого украинскому политикуму евроэксперта Пирку Тапиолу, Евгения Гавриленкова из «Тройка диалог» и Пьера Дефраже, исполнительного директора «Мадарьяги» - крупнейшего брюссельского «синк-тэнка».

Именно оценки последнего представляются наиболее любопытными.

- Я против членства Украины в евросемье. Причем в интересах самой же Украины, - неожиданно отбил подачу модератора. - Ваша страна обладает колоссальным потенциалом. Вы вполне можете стать самостоятельным игроком. Игроком, значительно более мощным, чем, скажем, Норвегия.

Хоть и по касательной, Дефраже таки затронул весьма любопытную тему: сближение Киева со всем Старым светом, прежде всего, на базе общности ценностей, приоритетов, устремлений. И только затем - экономических выгод.

Тапиола и Гавриленков не соглашались.

- Кто из присутствующих верит, что к 2020-му году Украина станет членом ЕС? - перенял инициативу модератор, дотоле практически не вмешивавшийся в дискуссию.

В зале воцарилась гробовая тишина. И ни одной поднятой вверх руки.

- Кто бы этого хотел?

Руки подняли почти все.

Что осталось для того предпринять – обсуждали уже после обеда, сконцентрировавшись на экономических аспектах: агробизнес, туризм, транспортная сфера.

Гвоздь этой части программы – Борис Колесников.

- Это же вам не ярмарка тщеславия, инвесторы сами внимательно мониторят ситуацию и держат руку на пульсе. И то, что на сегодня идет такой агрессивный, можно сказать, инвестиционный поток, в частности в наши порты, есть признаком доверия к стране. Вообще Украина – одна из немногих стран, где можно делать профильные инвестиции, а не портфельные – как обычно предпочитают западные бизнесмены, - резюмировал потом Колесников, общаясь с журналистами.

Шестого декабря в Лондоне не был дан ответ на главный вопрос: что будет со страной Украиной, всеми ее планами-амбициями-инвестициями-претензиями, после 19 декабря 2011-го и после парламентских выборов 2012. К сожалению, это – та тонкая сфера, на которую не в состоянии повлиять никто, кроме узкого круга высокопоставленных лиц, до Дорчестера не доехавших.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram