ГоловнаПолітика

Украина – 88 субъект Российской Федерации?

Не саммит Украина-ЕС, намеченный на 19-е декабря, определит геополитические и экономические перспективы нашего государства на ближайшее десятилетие. Их определит новая цена на российский газ. Которую, как следует из сообщений СМИ и заявлений ответственных чинов, Киев получит уже до конца месяца.

Украина – 88 субъект Российской Федерации?
Фото: Макс Левин

Цена на газ и курс доллара – два основных бюджетообразующих фактора

Еще 15 сентября в парламенте был зарегистрирован законопроект №9000 «О государственном бюджете на 2012 год». В нем заложены следующие параметры: прогнозируемый среднегодовой курс гривны – 8,1 UAH/USD; стоимость газа – 414-416 долларов за тысячу кубометров. Минфин, возможно, слишком оптимистично оценил перспективы гривны в следующем году, но цену на газ заложил вполне рыночную.

Заметим – проект главного финансового документа страны создавался и был представлен до 24-го сентября, когда состоялась знаменитая встреча кремлевского «тандема» с Виктором Януковичем в Завидово. О возможности существенного снижения цены – вплоть до 220-230 долларов – Киев заговорил после того, как Виктор Федорович попил чайку с премьером и президентом Российской Федерации. Собственно, пообщавшись с «тандемом», Виктор Янукович признал: «в переговорах достигнут прорыв».

Простой вопрос: способна ли Россия выставить Украине цену почти в два раза ниже существующей, только «за красивые глаза»?

Очевидный ответ: нет.

Еще более очевидный вывод: любая, даже минимальная уступка Москвы – это верный сигнал того, что взамен Киев «сдал» тот или иной стратегический объект украинской собственности. Какой? Понятно, на торжественной церемонии подписания контрактов, вам этого не сообщат. Но поскольку речь не идет о захудалой швейной мастерской, можно не сомневаться: тайное быстро станет явным.

Ну, а если Украину «обрадуют» скидкой не просто минимальной – весьма существенной?

Это наверняка будет означать, что Виктор Янукович сам распахнул двери для масштабной экономической интервенции российских структур в Украину. Которая закончится, в лучшем случае, фактическим превращением нашей страны в 88-ой субъект Российской Федерации. В худшем случае – вооруженным конфликтом, на фоне которого российско-грузинская война трехлетней давности покажется детскими шалостями.

«Был неправ, давайте договариваться»

В середине прошлой недели в Киев наведался глава Газпрома Миллер. Ни с того, ни с сего, ровно на два часа. В конфиденциальных переговорах с московским гостем участвовали Виктор Янукович и Юрий Бойко.

О самом факте встречи стало известно практически случайно – благодаря осведомленным источникам, чуть позже – из скупого информационного пресс-релиза «Газпрома». О результатах ничего не известно до сих пор.

Чем обусловлена подобная скрытность? Разве не обязана власть информировать граждан о столь стратегически важных переговорах? Или причина «молчанки» – нежелание разглашать подробности беседы и как следствие – итоговые договоренности?

Учитывая, что подобное происходит не впервой, выводы напрашиваются вполне очевидные.

Кстати, попробуйте вспомнить результаты встречи в Завидово 24 сентября? Кроме, разумеется, того, что в одно из озер на территории резиденции специально запустили рыбу, но два президента и один премьер так и не стали ее удить. Может, вы читали в СМИ, слышали по телевизору и о других итогах?

Нет, официальной информации ни от украинских, ни от российских официальных лиц не поступало. При том, что статус встречи был именно официальным.

Фрагментарные сведения – о достижении предварительной договоренности относительно «консорциума» (читай: сдачи украинской трубы – С.К.) – передали, опираясь на свои собственные источники, только два СМИ: Zn.ua и Lb.ua.

Мониторинг информационных лент в последующие три недели, правдивость этих сведений косвенно подтвердил. В том числе – резкая, не без признаков искусственности, конфронтация, «внезапно» возникшая между Киевом и Брюсселем.

Так и на сей раз. «До конца ноября, думаю, все подпишем», – заявил глава украинского правительства Николай Азаров, говоря о газовых соглашениях. И добавил: Украина будет экономить в месяц 500 миллионов долларов, в годовом измерении – 6 миллиардов.

Лишь одну принципиально важную деталь «забыл» освятить Николай Янович (впрочем, вряд ли он о ней знает). Встреча в Завидово якобы началась с признания высокого (в прямом и переносном смысле) гостя: простите, мол, друзья, был неправ, давайте договариваться.

Штрихи к портрету

Спросим себя: зачем руководству страны идти на уступки соседям, если жизнь неудержимо улучшается уже сегодня?

Так, по словам Николая Яновича, за первые десять дней ноября инфляция не поднималась выше нулевой отметки, рост ВВП составил пять процентов, а год мы «закроем» с весьма позитивными показателями. Вдобавок – камень «в огород МВФ»: «Мы год жили без единого доллара от МВФ» и еще, мол, столько же, проживем.

Как известно, последний визит делегации МВФ в столицу Украины закончился ничем. Переговоры отложены на потом. И дело, как вы понимаете, не только в нежелании отечественных руководителей повышать цены на газ для населения.

Но, может, картина не столь оптимистична, как рисуют ее Николай Азаров и украинская власть в целом?

Фото: Макс Левин

Присмотримся к отдельным штрихам.

Штрих первый. В узких кругах давно не секрет: для удержания курса гривны НБУ использует золотовалютные резервы. Которые – кто не разбирается – извлекаются лишь в самых крайних случаях. Самых крайних. Просто в чрезвычайных случаях.

По состоянию на конец августа объем золотовалютных резервов составлял приблизительно 38 миллиардов долларов. За сентябрь было использовано, по имеющейся информации, три миллиарда. За первые три недели октября (за весь месяц данных пока нет, - С.К.) – еще два. Значит, осталось 33. Хотя, скорее всего, меньше (время-то «тикает»).

Уже в ноябре НБУ признал: «резервы» «похудели» на 2.2%. Это – официальная статистика. Но учитывайте: никто вам не скажет наверняка: сколько в резерве золота, сколько – валюты, сколько – ценных бумаг, какого «качества» эти самые бумаги (насколько быстро их можно – при необходимости – продать). То есть, где именно «дно», знают лишь немногие посвященные. Остальным остается прикидывать...

Штрих второй. Если внимательно проследить отчетность деятельности Кабинета министров (все документы – в открытом доступе – С.К.), обнаружим: выплаты по внешним заимствования правительство старается максимально отсрочить. Как минимум – на 2013-й год.

О чем сие свидетельствует?

Как минимум, что в настоящий момент средств на эти выплаты просто нет. К тому же, тактика «я подумаю об этом завтра» – традиционна для Николая Яновича. Собственно – традиционные его методы работы: не стратегии выстраивать, а концы с концами сводить, лоскутные одеяла перелатывать (что, надо отдать должное, он умеет делать неплохо). Так было в ГНАУ, в первом его КМУ, сейчас – аналогично.

2013-й неслучаен: это уже не парламентские выборы, но еще не президентские. Однозначно одно: самого Николая Яновича в это время в правительстве уже не будет.

Штрих третий. С наступлением осени банки практически прекратили кредитовать население. Причем как в гривне, так и в валюте. В кредитах либо открыто отказывают, либо – ставят невообразимо высокие проценты. «Офф рекордс» объясняют просто: линии закрыты ввиду того, что слишком велики риски невыплат.

Малейшая паника на рынке – население устремится снимать деньги со счетов. А это чревато крахом банковской системы страны. Стоит «лечь» одному учреждению, остальные – согласно принципу «домино» – рухнут вслед. Теоретически, их могло бы спасти рефинансирование. Именно такую меру, если кто помнит, применило, в свое время, правительство Тимошенко. Но на сегодня средств для рефинансирования нет. И взяться им неоткуда.

…Подобные «штрихи» перечислять можно долго: от увеличения стоимости так называемых «ночных кредитов» к 40% (в «мирное время» «потолок» – 10-12%) до кризиса ликвидности.

Задача власти: «продержаться до весны». «Продержаться» – значит не допустить обвала курса, резкого увеличения инфляции, кризиса банковских неплатежей. Ну, по весне, оно всегда как-то полегче. Плюс – ставка на «агитационный эффект» футбольного еврочемпионата.

Фото: reporter.zp.ua

Впрочем, даже если что-то пойдет не по сценарию – «козлы отпущения» на подхвате. Конкретно – ныне действующее правительство во главе с Николаем Яновичем. Который, что очевидно, будет смещен с должности только после того, как аккумулирует на своей персоне достаточно имиджевого негатива. Все равно продолжение политической карьеры (в силу, хотя б, возраста) ему не «светит». Ну, разве в почетной парламентской ссылке.

Впрочем, это уже детали. Сути происходящего они не меняют.

А суть проста и уныла: не слишком популярной власти не удержаться у руля в случае, если рухнет экономика. Следовательно, за спасение экономики в данный конкретный момент, а фактически – за спасение самой себя, власть готова заплатить любую цену. Не слишком задумываясь о последствиях…

Инаугурации Владимира Владимировича Путина посвящается

Скептики, несомненно, возразят: «донецкие в целом» и Виктор Янукович в частности настолько себялюбивы, горды, настолько дорожат властью, что «ложиться» под Россию не станут ни в коем случае. К тому же, добавят они, «доны» никогда не пускали чужих на свои подконтрольные территории.

Но о «ложиться» речь пока и не идет. Покамест обсуждается интенсификация экономических взаимоотношений.

Бизнес, конечно, и сам по себе может работать, но когда особо крупному бизнесу немного помогает государство – работается ему проще и веселей.

Думаете, случайно Сбербанк России начала кредитовать «Укравтодор»? На целых 376 миллионов, между прочим (на достройку дорог под Евро-2012). «Укртелеком» Сбербанк, кстати, тоже кредитует.

Можно напомнить и о кредитной линии в миллиард (!), выделенной, по данным СМИ, «Газпромбанком» Дмитрию Фирташу для скупки химактивов.

Тот же «Газпромбанк» предоставил кредит и НАК «Нефтегаз» – 550 миллионов. Предназначение денег – оплата за поставленный газ (каков сюр! – С.К.).

Заметьте: речь идет не просто о крупных российских банках, а о структурах, напрямую контролируемых российской властью.

Сюда же – слухи о подготовке к продаже телекоммуникационного бизнеса Рината Ахметова российской «Альфа-груп». Еще – намерение ДТЭК прокредитоваться на полмиллиарда в упоминавшемся Сбербанке; еще на 10 миллиардов (по сообщениям СМИ, договоренность уже достигнута) – в ВТБ.

Примеры со структурами Ахметова – сугубо «бизнесовые», государство к этому никакого отношения не имеет; однако стоит напомнить, что прежде (пока была возможность и заинтересованность со стороны зарубежных инвесторов), компании самого богатого человека Украины предпочитали кредитоваться в западных финучреждениях.

Ну, а «вишенка на торт» – намерении государства Украина в три раза увеличить – до шести миллиардов – свою кредитную линию в российском ВТБ. Кто не в курсе, 85,5% акций этого банка принадлежит государству Россия.

Подобных примеров еще множество. И очевидно, что это – только начало.

Ухудшение экономической ситуации в еврозоне лишь способствует тому, что зарубежный инвестор теряет интерес к Украине все быстрей. Другой «опоры и поддержки», кроме российского «плеча», у нас попросту не остается.

Если приплюсовать государственную поддержку, масштабная интервенция российского бизнеса в Украину – вопрос времени.

Второй элемент мозаики – упоминавшиеся договоренности относительно «трубы».

В сумме – медленное, но верное превращение Украины в зону «исключительного экономического интереса» Российской Федерации. Времени для этого требуется не так уж много.

Промежуточный «час Ч» – май будущего года, когда Владимир Владимирович Путин вновь станет Президентом РФ.

Позиции его украинского коллеги, Виктора Федоровича Януковича, если не случится чуда (отсрочки кризиса, внезапного улучшения жизни уже сегодня, возобновления интенсивного диалога с Европой и т.д.) еще более ослабнут.

Взаимная любовь Путина и Януковича – миф, в который не верят уже даже жители Донбасса. Годовой давности неуклюжая попытка Виктора Федоровича «поставить» на Медведева, а не на Путина, сделала отношения сторон еще более напряженными.

Киев старается об этом забыть. Но Москва помнит, а в мае 2012-го – и всем остальным напомнит.

Возможно, конечно, украинская власть, всецело поглощенная сегодня планом «самоспасения», еще очнется. Но окажется, скорее всего, уже поздно. Зону своего исключительного экономического интереса власть российская будет защищать до последнего. Даже с оружием в руках.

Ах, оставьте стенания о злонамерении Москвы расширить имперскую территорию. Ничего личного – только бизнес. В двадцать первом веки новые земли завоевываются не огнем и мечем – экономическим инструментарием. Посему, Украина имеет все шансы де-факто превратиться в 88-ой субъект Российской Федерации. Не самый, кстати, худший подарок на инаугурацию Владимира Владимировича.

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram