ГоловнаПолітика

Мартыненко: «Ахметов нас не финансировал и финансировать не будет»

Мартыненко: «Ахметов нас не финансировал и финансировать не будет»
Фото: предоставлено пресс-службой

«Кириленко просил себе пост главы политсовета. Яценюк ему пообещал. Кириленко пошел думать дальше»

Привлекая людей в команду на местах, вы обязаны давать, хотя б минимальные, гарантии безопасности. Однако, это невозможно без сотрудничества с властью.

Очень хороший вопрос. Мы и сами его часто поднимаем на совещаниях с региональными активистами. Говорим четко: ребята, если вы готовы пройти с нами этот непростой, действительно очень непростой путь, подключайтесь. Однозначно гарантировать защиту, безусловно, не можем. Попросту не знаем, насколько «беспредельно» поведет себя – в той или иной ситуации – власть. Вместе с тем, всегда - по мере возможности – придем на помощь. Тут важно говорить людям правду – как есть.

По большему счету, вам сейчас везет – ситуация складывается исключительно благоприятно для Яценюка.

Что значит: везет – не везет? Будем работать – получим результат, не будем – не получим.

Ладно, спрошу иначе: кого считаете основным своим конкурентом в оппозиции?

Для того, чтоб выигрывать выборы, надо не на конкурентов оглядываться, а своей партией заниматься.

Говоря о конкурентах, вы, наверное, на БЮТ намекаете? Так вот: мы - союзники. «Фронт перемен» заинтересован в том, чтоб Тимошенко вышла на свободу, возглавила список «Батькивщины» и собрала как можно больше голосов. При пятипроцентном барьере никто другой от оппозиции в парламент просто не пройдет. Разве что «Свобода» - и то не факт.

Задача-минимум для оппозиции – 151 блокирующий голос, задача-максимум – 226 мандатов. Вы можете спросить: проходили ли мы в последние полгода этап переговорного процесса с потенциальными партнерами? Да проходили.

Фото: Макс Левин

С кем?

Например, с Вячеславом Кириленко.

Чем закончилось?

Невнятностью. Теперь уже можно рассказать. Арсений Петрович пообещал Кириленко – по его же собственной просьбе – пост председателя политсовета партии. Ни много ни мало.

И, что?

Они пошли думать. Возникли какие-то дополнительные условия…

Понимаете, должно же быть какое-то адекватное восприятие себя, в том числе – себя в политикуме.

Второй ваш вопрос - почему невозможно консолидироваться?

Во-первых, закон не позволяет объединение двух партий, исключительно – поглощение одной партией другой. А у каждой партии – большой ли, маленькой ли – есть свой офис, у руководителей – приемные, секретари; везде действует политсовет, люди собираются, что-то обсуждают… То есть, происходит определенный процесс. И, вот, они должны от всего этого отказаться, чтобы влиться в другую политсилу. Но как же амбиции?

Какие еще у нас были разговоры с потенциальными партнерами? «Дайте мне квоту». Какую квоту? (пожимает плечами). Квота – это когда ты вошел в команду, а потом мы садимся и совместно определяем: как оптимально формировать список.

На сегодня точно ясно одно: первым номером у нас будет Арсений Петрович Яценюк. По состоянию на текущий момент: никому никакого определенного места не обещано. В том числе – депутатам Верховной Рады.

Даже от «Народной самообороны»?

Даже от «Народной самообороны». Понимаете, Арсений Яценюк призван нести новое качество политики. Поэтому наполнять список прежними депутатами Рады, на мой взгляд, было б нелогично. Будут ли в принципе в нашем списке депутаты действующей Рады? Полагаю, будут. Но, не думаю, что много.

Фото: Макс Левин

«Конкретного разговора с НС по партнерству не было»

Переговоры с «НС» велись? Или, после посадки Луценко, возникла проблема центра принятия решений?

В целом, да – мы общаемся, ведем дискуссии, но конкретного разговора – по партнерству, не было. Будет ли? Очевидно, да, в будущем.

Сознайтесь, вы давно на суд к Луценко ходили?

Давно, если честно.

А у Тимошенко регулярно появлялись. Конечно, там и журналистов больше, и иностранные дипломаты. Самому-то не стыдно?

Нет. Каждый работает по мере своих возможностей. Мы поддерживаем коллег, как можем. И для Луценко я как глава фракции делаю все возможное – подписи, выступления, реакция на все запросы его ближайших соратников…

В период между 5 августа и 11-м октября команда Тимошенко предпринимала попытки начать с вами разговоры о едином списке. Условие: второй номер – Яценюк, первый – «пока не обсуждается».

Если бы в 2002-м «НУ» и БЮТ участвовали б в выборах вместе, а не по отдельности, у оппозиции не было бы 228 голосов.

Да, только большинство с первого раза собрать тогда все равно не вышло. Проясните: решение о самостоятельном участии в кампании вы приняли пока лишь на уровне партии или уже успели осведомить об этом партнеров из БЮТ?

У нас хорошая коммуникация с БЮТ. Общаемся со многими «сердечными» депутатами – как в парламенте, так и за его пределами, но какого-то ключевого разговора пока еще не было.

Какой вам вообще сейчас видится «Батькивщина»? Она, ведь, не та, что была при Тимошенко.

Уверен: костяк команды сохранится, и эти люди будут в парламенте.

Фото: Макс Левин

Во главе с…?

Это уж как они сами решат. Обсуждаются разные версии, но – в случае отсутствия Тимошенко - это не принципиально.

Может, будет Тимошенко, только не Юлия Владимировна, а Женя, а Турчинов при ней – вторым номером.

Ну, вариантов существует много. Принятие окончательного решения – за нашими партнерами в «Батькивщине», мы в процесс не вмешиваемся.

Как оцениваете лидерский потенциал Королевской?

Не оценивали – просто не думали об этом. Даже проводя внутренние исследования, социологию, ее «не мерили». Пока не вижу смысла.

Ее считают одним из потенциальных молодых лидеров оппозиции…

Я считаю молодым лидером оппозиции Арсения Яценюка.

Вы проводили переговоры с Королевской?

Нет. Если мы с кем-то какие-то переговоры проводили – это достаточно быстро проявлялось. Вот, например, с Лесей Оробец.

Оно и понятно: ей деваться-то больше некуда. Собственно, как и вам. Иначе в следующий парламент просто не попасть – кто ж вас пропустит по мажоритарке. Ладно, вопрос философского порядка. Уместно ли, на ваш взгляд, сравнивать Ющенко и Яценюка? В 2002-м Ющенко также служил «паровозом» для команды протестных элит – людей, побывавших во власти и желающих в нее вернуться. Целям возвращения служила «обложка». Тогда – Ющенко, сейчас – Яценюк…

Не согласен. Ничего общего у Ющенко и Яценюка нет. Арсений Петрович, если вы обратите внимание, очень много работает – постоянно присутствует на сессиях ВР, сам пишет и предлагает законопроекты. Тогда как Ющенко на работе появлялся, в лучшем случае, часов в 11-12. Невозможно сравнивать уровень образованности, компетентности, даже интеллекта и владения языками у Ющенко и Яценюка. Если кратко - это два разных человека.

Вообще же, сравнение Яценюка с Ющенко – это тоже политтехнология. Она продвигается в СМИ. В том числе, усилиями некоторых «политологов», которые за это получают зарплату.

Вы, кстати, со Жванией поддерживаете коммуникацию?

Да, конечно, он мой давний друг. Мы общаемся, но политически у каждого свой путь.

Фото: Макс Левин

Который может пересечься во «Фронте»?

К «Фронту перемен» он не имеет никакого отношения. Даже разговоров с ним на данную тему ни у меня, ни у Арсения Петровича не было.

А с Порошенко? Впрочем, он же по округу баллотироваться собирается.

Да, подтверждаю, это правда – он говорил об этом. Мы встречаемся, дискутируем по ряду вопросов, но не более того.

Столь активная деятельность требует немалых затрат. Простой вопрос: откуда деньги? Только не рассказывайте, что тратите – во имя спасения Родины – кровные.

Базис нашей партии – малый и средний бизнес. Финансирование - силами региональных партийцев. Сейчас это сравнительно небольшие бюджеты – на избирательную кампанию потребуется значительно больше. Но ни на одного олигарха мы ставку делать не будем. Это стратегический подход.

Даже на Ахметова, если предложит?

Даже на Ахметова. Арсений Петрович не раз комментировал: Ахметов нас не финансирует и финансировать не будет. Это же касается любой другой фамилии.

Скажу на будущее: если кто «приклеивает» к нам фамилии каких-то олигархов, то так или иначе играет на дискредитацию «Фронта змин». Доходит до абсурда, некоторые политики заявляют – «у меня фактов нет, но мне так кажется». Потом это транслируется в СМИ как некая догма, специально раскручивается. В реальности всё наоборот, как в старом анекдоте: «не дочь, а сын…», но негатив-то уже запущен…

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram