ГоловнаПолітика

Полный разворот?

Вместо нового поворота – стремительного сближения с ЕС, во внешней политике Украины наметился стопроцентный разворот – куда-то совершенно в противоположную сторону. Только о смене курса никто открыто не объявлял, никто ни с кем не советовался. Заложниками единолично принятого решения стали и страна, и народ, и даже правящие элиты. Кто за это ответственен – ясно, чем это закончится – нет.

Полный разворот?
Фото: EPA/UPG

Единый внешнеполитический приоритет Украины зафиксирован как законом «Об основах внутренней и внешней политики», так и множеством других сопутствующих законодательных актов. Все они, в свое время, обсуждались и принимались парламентом. Являющимся, как известно, представительским органом всего украинского народа. И, в данном конкретном случае, между волей народа и вердиктом ВР смело можно ставить знак равенства.

Не говоря уж о том, что движение Украины в Европу долгие годы было одним из главных приоритетов и второго, и третьего президентов. В чем в чем, в этом преемственность курса сохранялась. И если сегодня этот курс – по каким-то причинам – меняется, очевидно, следует инициировать, по такому случаю, масштабную общественную дискуссию. С учетом мнения как верховных элит, так и рядовых граждан. Большая часть которых, на сегодня, согласно тематическим опросам, не видят для своей страны иной дороги, кроме как европейской.

Для начала, как минимум, следовало б объявить о том, что курс меняется.

Но ничего такого не происходит. Более того, высокопоставленные регионалы – уровня представителя Президента в парламенте, допустим, настаивают: приоритеты остаются прежними. Хотя для всех уже очевидно: Киев движется в противном от Брюсселя направлении. Как иначе прикажете трактовать последние заявления центрального руководства, особенно – первого лица? Важно отметить: тональность этих заявлений ужесточается по нарастающей. Судите сами.

***

«Какой сигнал мы даем обществу? Что надо быть членом оппозиции, чтобы совершать преступления?» - сказал украинский Лидер в интервью The Wall Street Journal, опровергая возможность смягчения кары для Тимошенко. 

Подоплека. Банковая не планирует выпускать Тимошенко не только потому, что боится ее политической реинкарнации (используя методы честной политической конкуренции, АП сняла б ее «с дистанции» достаточно быстро. Элементарно – маргинализировав и без того маргинализирующийся БЮТ), но и потому, что утратит важный аргумент для торгов (на официальном сленге – «переговоров») с Москвой, Вашингтоном и Брюсселем одновременно.

Называя вещи своими именами, констатируем: Тимошенко стала заложницей. А за заложников принято требовать выкуп. То ли от России, то ли от Европы. Кто больше даст.

Выторговать что-либо «за Тимошенко» Янукович уже пытался. Достоверно нам известно об одном таком случае.

Вскрываем подробности.

После Ялты влиятельный евродепутат от Германии Элмар Брок – искренне уверовав в благостные евронамерения Киева – взял на себя посредническую функцию. Уговорил, ни много, ни мало, Ангелу Меркель наведаться в Варшаву (чего она делать категорически не собиралась), дабы пообщаться, кроме прочего, с Виктором Федоровичем.

Фото: www.president.gov.ua

Отдельные детали их двусторонней встречи уже всплывали в СМИ. Со своей стороны, Lb.ua берется их подтвердить. Действительно, на логичное требование Меркель освободить Тимошенко, Янукович промычал: «Знаете, она НАКу полтора ярда должна». Что Меркель действительно парировала следующим образом: «Мы не на рынке и не за корову торгуемся».

Де-факто Виктор Федорович намекнул несмышленым европейцам: хотите волю Юлии Владимировне – можете за нее заплатить. Намекнул весьма прозрачно.

Бред? С точки зрения европейцев – да. С точки зрения украинской власти – вполне нормально.

Вероятное следствие. Для ЕС вопрос Тимошенко принципиален, и они от него не отступятся. Во-первых, потому, что это противоречит внутрикорпоративному духу европейской политики («Батькивщина» - член ЕНП; не заступиться за ЮВТ – разругаться с крупнейшей фракцией Европарламента, коей является ЕНП).

Во-вторых, это невозможно объяснить и оправдать собственным избирателям.

В-третьих, и это – самое главное – Европа не прекратит борьбу за сохранение видимости демократии в Украине. Не прекратит, ибо иметь впритык к своим границам «вторую Белоруссию» Старому свету попросту опасно.

Важно отметить: речь именно о «видимости демократии». И Тимошенко станет «флагом этой борьбы». Точно как Ходорковский является «прапором» российских меньшевиков. При том, что конкретный живой человек – муж, отец, друг по имени Михаил Борисович сидит уже много лет. Европейцы – большие формалисты. За относительно правильной формой они способны не замечать абсолютно гнилой сути. Тем более потому, что заметить гнилую суть - значило бы признать собственные ошибки в деле сближения с Украиной. Констатировать: подпустив Киев слишком близко, Брюссель не сподобился разглядеть волка в овечьей шкуре.

Фото: http://byut.com.ua

Сбывается унылый прогноз одного высокопоставленного регионала, данный LB.ua в Брюсселе, сразу после Ялтинской конференции. «Приговор будет, это уже понятно. Сначала все немного пошумят, потом – подуспокоятся, зафиксируется некое статус-кво (в отношениях Киев-Брюссель, - С.К.), на основе которого мы продолжим диалог. Каждый будет настаивать на своем. Позже – ближе к выборам – они с новой силой станут требовать ее освобождения, да еще участия в кампании; мы выдвинем свои требования. Ну, и т.д. Такое вот, перетягивание каната».

В настоящий момент все так и происходит. И нет оснований полагать, что вторая часть прогноза не сбудется. К сожалению.

Необходимо акцентировать: этим своим «соглашательством», фактическим молчаливым подыгрыванием зародышам диктатуры, Европа предает Украину.

«Договор с Украиной будет, об этом просила Тимошенко», - эти слова Кэтрин Эштон можно считать окончательным приговором Европы и самой Тимошенко, и стране Украина, и остаткам гражданского общества, и независимым СМИ, и представителям оппозиции. Всем нам. Ибо комплиментарная позиция Старого света фактически развязывает руки ныне действующему режиму. Безнаказанность развращает. В Брюсселе так и не поняли, что присказка «чтоб у нас все было и нам за это ничего не было» - не просто тост, но жизненный лозунг некоторых наших верховных руководителей.

Добрыми намерениями Брюсселя Киеву выстилается верная дорога в пекло. Из которого уже нет возврата. Для Киева – точно. Касательно европейских столиц, то каждая из них, следует полагать, спустя какое-то время, постарается выстроить собственные отношения с украинской властью. Выстроить, исходя из необходимости лоббировать интерес национальных бизнесов, развивать экономическое сотрудничество и т.д.

***

"Я не собираюсь приходить к кому-то и просить об услугах. Мы партнеры. Если есть необходимость встретиться, я готов. Если нет, я полечу дальше", - эта фраза Виктора Януковича, произнесённая в том же интервью, формально адресованная приглашавшему его в Брюссель Баррозу, предназначена, на самом деле, отечественным элитам.

Фото: EPA/UPG

Подоплека. Знаменитая фраза «Донбасс никто не поставит на колени» в 2011-м приобрела новый смысл. Текущая задача номер один для верховной власти – убедить элиты в том, что в Европу нам «не очень-то и хотелось», да и вообще «не слишком надо». Можно и подождать – «если Европа или Украина по какой-то причине не готова для этого (подписание соглашения), это означает, что решение может быть принято позже». Получается неплохо.

После 11 октября, близкий круг Лидера разделился надвое. Одни – тихо ропщут (громко – боятся), дрожат будто осиновые листы. Дрожат, ибо понимают: следующим может стать кто угодно. Другие, не скрывая садистского удовольствия, цитируют Фирташа: «она будет сидеть и сидеть долго» (перефраз его комментария относительно «посадки» Диденко).

И те, и другие передают из уст в уста мотивацию «посадки» ЮВТ, сформулированную «сверху». Вот она (только не смейтесь): «Юля украла 15 ярдов и спрятала их в Европе. Поэтому-то Европа так за нее заступается. Они, паразиты, с нею в доле. А мы – хорошие. У нас, во-первых, деньги тут лежат; во-вторых, мы Юлины ярды хотим в бюджет (!) вернуть».

В сакраментальном «у нас деньги тут лежат» - «ключик» к ситуации.

Второй «ключик» - страх. Все эти люди чрезвычайно сильно запуганы. Чрезвычайно сильно. До такой степени, что уже начинают друг-друга убеждать: не нужна нам вовсе эта Европа, невыгодно нам ЗСТ. Убеждать по телефону (привет всем, кто нас слушает!), в кулуарах публичных мероприятий (чтоб побольше народу услыхало) и т.д.

Страх, в том числе, потери сверхприбылей. Да, сверхприбыли их развратили. С ними – последующие поколения (минимум три) политэлит (которые сейчас за этим наблюдают и молча глотают слюни). Им хочется жить по цивилизованным европейским правилам, но они не готовы – как в Европе – зарабатывать десять процентов, а не 110%; не готовы платить ренту за пользование госресурсами и т.д. Ответственные чиновники «зеркалят» их позицию. Как в официальных спичах (Ефремов: “Мы не будем под диктовку из Евросоюза решать те вопросы, которые считаем губительными для нашего государства, независимо от того, кто это вопросы задает”), так и в предметных действиях. Выслуживаются наперегонки.

Вероятное следствие. Представителям крупного украинского бизнеса (добрая часть всего близкого окружения Лидера) – что бы они ни говорили – Европа необходима. У них там и деньги, активы и перспективы развития бизнеса. А Европа, как мы выяснили, не может провозгласить Украину второй Беларусью, обрубив все концы.

Фото: Макс Левин

Значит, единственная возможность Брюсселя не допустить окончательного превращения Киева в Минск – налаживать с ними коммуникацию напрямую. В обход Президента и профильных чинов. Филигранная такая дипломатия. Налаживать так, чтобы они изнутри влияли на изменение ситуации в стране, в голове ее руководителей.

Вплоть до кардинального изменения политического ландшафта (если понадобится).

Конкретно – с бизнесменами первого уровня, калибра Ахметова-Клюева.

Остальным – блокировать счета, запрещать въезд в ЕС и т.д. Действительно договориться о чем-то с этими гражданами можно лишь в том случае, если говорить с ними на их языке. Языке силы. Другого они не понимают.

***

«Решение об отмене визита Президента Виктора Януковича в Брюссель приняли глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и председатель Европейского совета Херман ван Ромпей. Об этом верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила в интервью Reuters».

Фото: EPA/UPG

Подоплека. Решение взять «техническую паузу» - самое мягкое, пожалуй, что мог ответить Брюссель на довольно прямолинейные (если не сказать, откровенно хамские) выпады Януковича. Пожалуй, никто еще не позволял себе столь резких выпадов в адрес европейских лидеров. Они настолько растерялись, что сами нуждаются в перерыве – осмыслить произошедшее, выработать дальнейший план действий.

И далее закрывать глаза на своеволие Украины Европа уже просто не могла. Не раз и не два Виктор Янукович публично обещал верховным чинам Старого света одно, а делал другое (по процессу Тимошенко – особенно). Фактически – унижая все 27 стран Евросоюза одновременно, насмехаясь над ними. Сколько они еще должны были это терпеть? Чувства собственного достоинства, в том числе для государств, никто не отменял.

Вероятное следствия. Ключевой вопрос: «фрондирует» ли Виктор Янукович просто «из вредности» или мастерски разыгрывает сценарий, написанный совместно с РФ?

Если верен первый вариант, очухавшись после перерыва, да разобравшись что к чему, страны Евросоюза ответят ему чем-то очень неприятным. Ну, очень неприятным (что повлечет резкое падение рейтинга Лидера, а то и фактическую утрату его легитимности). Не потому, что злопамятные, нет. Просто они не могут допустить попрания Киевом всего, на чем держится ЕС – уважение к закону, соблюдение гражданских прав, подчинение демократическим нормам.

Если второй, то на экономической, а вскоре и политической независимости страны можно ставить крест. Ибо очень скоро фраза «труба – стране, труба – народу» приобретет буквальный смысл.

***

Напоследок – о ЗСТ. Будет ли она – вопреки всему (и в угоду экономическим выгодам ЕС) – парафирована?

Об этом Lb.ua давеча спросил одного высокопоставленного евродипломата. И так предельно откровенный, завершая миссию в Киеве, он и вовсе не стесняется называть вещи своими именами. - Зимой, знаете ли, чернила замерзают, - последовал ответ.

Пояснения нужны?

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram