Все публикацииПолитика

Тройная зависимость

Украина лихорадочно готовится отпраздновать 20-летие независимости. Чиновники составляют списки для награждения, военные и милиция с вожделением ожидают новых званий, политики обдумывают торжественные речи.

Тройная зависимость
Фото: Макс Левин

Говорить будут, конечно, о героическом прошлом, о борьбе за Независимость, о реформах и о блестящем будущем. И будут лгать! Нет «блестящего будущего» у страны, которая безусловно зависит от импорта энергетических ресурсов: газа, нефти и ядерного топлива. Поэтому степень «независимости» Украины – наполовину, на треть или на 0,5% - еще долго будут определять в Кремле.

Сомнительное счастье Президента Януковича

Главную роль на предстоящем празднике будет, естественно, играть Президент Украины. С одной стороны, Виктору Януковичу повезло – именно он, а не Виктор Ющенко, подведет промежуточные итоги и заявит, что Украина, как самостоятельное государство, окончательно состоялась. С другой стороны, завидовать нечего - этот весьма сомнительный тезис ему же придется и ДОКАЗЫВАТЬ!

Можно, конечно, поспорить, насколько украинская экономика «независима» от РАО Газпром, российских нефтяных компаний или, например, от фирмы «Ливела», в поставках газа, нефти и нефтепродуктов. Самый яркий пример – т.н. «Харьковские соглашения». В апреле 2010г. Президент Янукович так объяснил свое решение, поменять российский газ на российский флот: «Украина рассматривает вопрос пребывания ЧФ Российской Федерации на своей территории в контексте системы коллективной безопасности в Европе. Мы понимаем, что ЧФ будет одним из гарантов безопасности стран Черноморского бассейна».

Фото: Макс Левин

Эта риторика предназначалась, в основном, гражданам Украины. А для всего остального мира суть сделки объяснил Президент России Дмитрий Медведев: «Соответствующая скидка (цены на газ) будет учитываться в качестве части арендной платы Российской Федерацией за пребывание нашего Военно-морского флота, нашей базы в Севастополе. Эти вопросы прямо и недвусмысленно в договоре соединены».

Поэтому цена всем заявлениям о «независимости» - ноль. Государству Украина нет никакой разницы: высокая цена газа – высокая ставка арендной платы; ниже цена газа – ниже доходы бюджета. А все политические (продление военного присутствия в регионе – LB) и экономические (взаимозачет и сохранение ставки арендной платы на прежнем уровне – LB) выгоды достались России!

Естественно, что Президент Янукович «Харьковские соглашения», как пример проведения Украиной независимой внешней политики, в своей речи не упомянет. И о повышении для бытовых потребителей тарифов на газ и электроэнергию даже не заикнется, чтобы праздничное настроение себе не испортить. Главной темой его выступления, как стало известно LB, будут стратегические инициативы, например, европейская интеграция и достижение Украиной в ближайшем будущем уровня промышленного развития т.н. «постиндустриальных стран», т.е. США, Японии, Германии, etc.

Стратегия Независимости

Об односторонней зависимости Украины от импорта российских нефти и газа известно всем. Неоднократные попытки диверсифицировать поставки или начать масштабную собственную добычу этих энергоносителей пока не принесли результатов, если, конечно, не считать хищение бюджетных средств под этим благовидным предлогом.

Что делать? Бороться за энергетическую независимость Родины наши политики и чиновники решили просто, но эффективно. 15 марта 2006г. Кабинет министров утвердил «Энергетическую стратегию Украины на период до 2030г.»

Для начала провели исследования и сравнили структуру потребления энергоресурсов:

Потом подумали и сделали правильный вывод: необходимо уменьшить энергоемкость отечественной экономики на 50%;

импорт энергоресурсов сократить с 54,5% до 11,7%;

*- включаючи видобуток за межами України (4,4% від загального споживання енергії).

И, обязательно, «диверсифицировать внешние источники поставки энергоресурсов».

Только при этих условиях, да и то, «ймовірно, наприкінці третього періоду (2021-2030г.г.) промисловість сформується як цілісна виробничо-економічна система екзогенного типу (тобто, не замкнена лише на себе)» И реально обеспечит «економічну незалежність держави та реалізацію стратегічної мети – входження України на паритетних умовах до числа провідних, технологічно розвинених країн світу».

Итак, первый НАСТОЯЩИЙ День Независимости мы с вами будем праздновать только 24 августа 2031г. «Ймовірно»…

Оценка невероятности

Обратите особое внимание на последнюю таблицу!

В 2005г. из 100% использованных энергоресурсов 11,7% составил импортированный из России уран, вернее, топливо для атомных станций. Собственный «вклад» Украины в родную атомную энергетику Правительство стыдливо «замаскировало» в 10%: «уран+гидро[энергетика]+нетрадиционные источники энергии».

11,7% - это много или мало? В процентном соотношении – мало. Но если учесть, что сегодня в Украине на четырех АЭС эксплуатируется 15 энергоблоков, а за последние десять лет их доля в общем ежегодном производстве электроэнергии (ЭЭ) в стране стабильно составляла 45-48%... Это очень много! Это прямая и однозначная зависимость Украины от поставок ядерного топлива из России.

А теперь обратите внимание на цифры, прогнозируемые для 2030г. 36,6% - пресловутые «уран+гидро[энергетика]+нетрадиционные источники энергии». Сколько в общем производстве ЭЭ составит доля атомных станций? То-то же!

За счет чего? «Стратегия», подготовленная в далеком уже 2006г., исходя из «вероятностных» оценок, утверждает: за счет строительства и ввода в эксплуатацию новых АЭС. Например, двух новых блоков - №№ 3 и 4 на Хмельницкой станции суммарной мощностью 2ГВт. Но не только! Всего в Украине предполагается для «забезпечення цілей Стратегії ввести до 2030р. в експлуатацію 20-21 ГВт заміщуючих та додаткових потужностей на АЕС».

Будівництво і введення в експлуатацію енергоблоків з використанням прилеглих майданчиків АЕС (енергоблоки 1000 МВт та 1500 МВт)

Das ist fantastish!

Ненаучная фантастика

Это не просто «fantastish!». До 2030г., всего за девятнадцать лет, «Стратегия» предполагает:

- вывести из эксплуатации ШЕСТЬ действующих энергоблоков;

- построить ДВАДЦАТЬ ДВА новых энергоблока.

(Я сознательно оставляю «за скобками» вопрос о создании Украиной собственного полного цикла производства ядерного топлива – пост. КМУ от 12.04.1995 № 267 и от 06.06.2001 № 634-8)

А теперь вернемся к вопросу о праздновании Дня Независимости.

Прежде, чем говорить о «Незалежності», а это слово применительно к государству Украина используется в «Стратегии» аж два раза, стоит ответить на несколько главных вопросов:

  • Кто будет финансировать строительство новых энергоблоков? Кто будет строить?
  • Кто будет поставлять оборудование?
  • Кто будет покупать производимую ЭЭ?

Как совместить тезис о европейской интеграции Украины; планы ЕС (Германии, Швейцарии, Италии) отказаться вообще от использования атомной энергетики и ДВАДЦАТЬ ДВА новых энергоблока?

Кто будет финансировать вывод старых энергоблоков из эксплуатации и их реабилитацию до состояния «зеленой лужайки»?

Кто на практике будет решать комплекс огромной сложности инженерных и пр. задач по снятию старых энергоблоков с эксплуатации?

Как и за чей счет будет решена проблема с хранением и утилизацией отработанного ядерного топлива?

И, в конце концов, кто непредвзято и достоверно оценит влияние на окружающую среду этого огромного ядерного хозяйства?

Если на эти вопросы Президент и Правительство Украины солидарно ответят: «Мы!» и ударят себя кулаком в грудь, позвольте их фантазиям не поверить!

Во-первых, Украина уже двадцать пять лет не в состоянии самостоятельно справиться с последствиями Чернобыльской катастрофы и ходит по миру с протянутой рукой… Стыдно.

Фото: Предоставлено пресс-службой президента Украины

Во-вторых, Украина никогда не была в состоянии, да и не будет никогда обладать достаточными интеллектуальными, инженерными и финансовыми ресурсами, чтобы самостоятельно спроектировать и построить ядерный реактор и энергоблок, т.е. атомную электростанцию.

Можно приводить аргументы и «в-третьих», и «в-четвертых», но, все равно, получается, что исполнение мечты о достижении Украиной реальной независимости снова откладывается на неопределенный срок. В недалеком будущем мы станем зависеть не только от РАО Газпром, не только от пула российских нефтянах компаний, но еще и от российской государственной корпорации «Росатом».

Манипулятивные технологии «Росатома»

«По словам местных жителей, районные власти сняли с работы несколько сотен служащих, затем на специальных автобусах доставили их в зал задолго до того, как открыли двери для всех желающих…»

Это репортаж не из Острога, что в Ровенской области, а из Немана (Калиниградская обл., Россия). 24 июля 2009г. там также прошли общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду строящейся Балтийской АЭС. В этих и других случаях, сценарий был одинаков.

Что обсуждали? В основном, Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) – неотъемлемую часть технико-экономического обоснования (ТЭО). Однако сам текст ОВОС участникам собраний был недоступен. И российские, и украинские атомщики ссылались на большой объем документа и советовали искать его в Интернете.

Что ж, LB удалось найти текст ОВОС на сайтах НАЭК «Энергоатом» и Хмельницкой АЭС. Но в двух разных по объему и содержанию вариантах! А на круглом столе, проведенном на прошлой неделе в «Атомпроектинжиниринг» выяснилось, что ОВОС существует даже в трех вариантах, а ТЭО - в двух! И все они предварительные. Что же тогда обсуждали? Какой из предварительных вариантов?

Кроме того, оказалось, специалисты НАК «Энергоатом» и ХАЭС прекрасно отдают себе отчет в том, что никакое адекватное обсуждение ОВОС и ТЭО в Остроге, Гоще и т.п. было просто невозможно. Все эти мероприятия проводились только «для галочки» и в надежде, что среди сельской общественности не найдется ни одного грамотного физика-ядерщика, экономиста, юриста, эколога, etc.

Фото: timeua.info

Так и получилось. Согласно покивав головами и почти ничего не поняв, селяне доверили принять решение «Да, мы одобряем (не одобряем) достройку энергоблоков №№ 3 и 4 Хмельницкой АЭС» депутатам местных советов. А те, в свою очередь, будут должны проголосовать на очередной сессии «за» или «против», чтобы отправить соответствующее постановление в Верховную раду. И уж там, согласно взмаху руки нового «директора» парламента, Михаила Чечетова, будет принято окончательное решение. Понятно, какое, да? А в чьих интересах, понятно?

Финансировать строительство будет Сбербанк России. Строить – «Атомстройэкспорт», Россия. Поставлять оборудование – корпорация «Росатом», Россия. Эксплуатировать в период гарантийного срока – «Росатом». Поставлять ядерное топливо – «Росатом».

Предварительно стоимость всего проекта достройки в ценах 2010г. оценивается в 25,1 млрд гривен (без НДС) или, всего, более, чем в 30 млрд. При этом, никто из руководства НАК «Энергоатом» или ХАЭС не мог сказать, что эта окончательная цена! Еще бы, в технико-экономическое обосновании проекта специально предусмотрена возможность увеличения стоимости строительства и производственных затрат на 100%!

Иными словами, цена т.н. «общественных слушаний» - это цена будущего рынка украинской атомной энергетики, который в ближайшие двадцать лет может быть оценен в 330-350 млрд грн. или в $41-43 млрд.

Теперь становится понятно, почему НАК «Энергоатом» и ХАЭС предпочли подвести итоги «консультаций» с общественностью в узком кругу. Несмотря на заверения их пресс-службы о своевременной рассылке уведомлений и анонсов в более, чем девяносто адресов, 30 мая с.г. в киевском офисе «Атомпроектинжиниринг» журналистов можно было пересчитать по пальцам одной руки. А публикаций в прессе было еще меньше.

Почему? Никто не хотел испортить Президенту Януковичу приближающийся праздник.