ГоловнаПолітика
Спецтема
Коррупция - СТОП!

Портовая «лихорадка» ушла, но обещала вернуться

С середины января по середину февраля порты «Большой Одессы» – Ильичевский и Одесский – лихорадило.

Портовая «лихорадка» ушла, но обещала вернуться

Причина – внутренние конфликты между таможенниками и СБУ, осуществляющими досмотр контейнеров. Службы не могли определить, кто именно будет контролировать проход контейнеров через морские ворота Украины, а точнее, кто будет контролировать финансовые потоки, связанные с этим процессом. В результате порты стали, грузы ушли в другие страны, предприниматели понесли убытки, равно как и бюджеты всех уровней. Но главное, гарантии, что конфликт, который удалось пригасить только с помощью премьер-министра, не вернется снова - нет. Уж слишком лакомым пирогом оказались контейнеры. А службы так и не договорились.

Портовая «лихорадка», которая вылилась на страницы сайтов и телеэкраны заявлениями предпринимателей о том, что одесские таможенники собирают мзду в «киевский общак», началась 14 января. Тогда сотрудники Службы безопасности Украины решили провести тотальный досмотр всех контейнеров в Одесской и Ильичевском портах области.

«С 14 по 26 января СБУ инициировала проверку портов со стопроцентным осмотром контейнеров с выгрузкой на рампу. Только после 26 числа сотрудники СБУ покинули рампу», – рассказывает член общественного совета при Гостаможслужбе Украины Галина Вдовина.

Спустя неделю с начала операции СБУ порты уже начали задыхаться от контейнеров, которые просто некуда было складировать. К тому времени «Укрморречфлот» направил обращение в Государственную таможенную службу с просьбой содействовать ликвидации критической ситуации с обработкой контейнеров, которая сложилась в Одесском и Ильичевском портах.

В обращении указывалось, что «с начала этого года интенсивность таможенного оформления контейнеров для выпуска из Одесского порта снизилась в пять раз, а суточная норма вывоза оформленных контейнеров из Ильичевского порта снизилась в три раза».

К 23 января в Одесском порту уже скопилось 7 тыс. контейнеров, готовых к вывозу. «Если в пятницу интенсивность разгрузки контейнеров составляла 50-60 единиц в сутки (при норме в 300-400), то уже 16 января она снизилась до 10-20 единиц. Правоохранители нам свое решение о полном досмотре не объяснили», – вспоминает первый заместитель начальника Одесского порта Юрий Васьков.

Фото: Украинская Техническая Газета

Заезд большегрузных автомобилей в порт был остановлен еще 17 января. Из-за совместных действий таможенников и сбушников на подъездах в порты скопились сотни грузовиков. Руководство портов приняло решения обратиться с письмами к председателю «Укрморречфлота» Сергею Крыжановскому, а также к руководству Министерства инфраструктуры, Государственной таможенной службы Украины и Одесской областной государственной администрации, в которых просило срочно отреагировать на сложившуюся ситуацию.

И неожиданно, то ли проверка СБУ возымела успех, то ли жалобы дошли до адресата, но 26 января ситуация с досмотром контейнеров в ГП «Одесский морской торговый порт» улучшилась. Буквально за сутки количество контейнеров на территории порта снизилось с 6,7 тыс. шт. до 5,7 тыс. шт. Увеличилось и количество досмотренных контейнеров.

Комментариев от правоохранителей тогда так и не последовало.

И только 8 февраля председатель Одесской ОГА Эдуард Матвийчук назвал официальную причину такой жесткой проверки и коллапса работы портов: «Силовые структуры проводили свои действия с целью улучшить работу портов. Как следствие, количество оформляемого груза резко уменьшилось, и поэтому, соответственно, и бюджет, и предприниматели начали нести убыток. Нужна ли была эта проверка? Безусловно, нужна. Каждая служба выполняет свои задачи. Например, в прошлом году было выявлено три случая транзита огромных партий наркотических средств (в общей сложности летом СБУ задержала около 1,5 тонн кокаина, который тремя партиями шел через Одесский порт в Европу – Ред). В связи с этим понятно усиленное внимание спецслужб в портах».

Однако не успели сотрудники Службы безопасности покинуть гостеприимные морские ворота страны, как в порту возникла очередная контейнерная «пробка». В этот раз отстаивать порты взялись грузоперевозчики. В конце января представители профсоюза автоперевозчиков и ряда других структур отправили письмо на имя председателя Одесской ОГА Эдуарда Матвийчука с просьбой немедленно вмешаться в ситуацию, которая сложилась в портах области. В письме указывалось, что «тотальная коррупция контролирующих служб, сформировавшаяся в последние годы в портах из-за попустительства властей и силовых структур, переросла в откровенный рэкет и неприкрытый бандитизм». Тогда же перевозчики и вскрыли условия, по которым им теперь придется работать, если никто не вмешается в ситуацию.

Перевозчики уверяли, что 26 января (сразу после окончания операции СБУ, которая, якобы, носила показательный характер) начальники таможенных постов в портах, а также начальники грузовых отделов пригласили к себе руководителей транспортных и экспедиторских предприятий, работающих в портах, и проинформировали их, что из Киева поступила команда платить таможенникам неофициально наличными за каждый вывозимый контейнер. Расценки составили: проходной транзит– $ 300, внутренний транзит – $ 200, импорт (растаможка) – $ 500. Деньги, как указывалось в обращении, должны были идти в Киев, «в общак».

Для несогласных были введены «штрафные санкции». Как рассказывают сами перевозчики, схема следующая – в морских портах действует норма, согласно которой дается несколько бесплатных дней для организации вывоза контейнера. После чего, за каждые сутки пребывания в порту, начисляется штраф от $ 100 до $ 500. Пользуясь этим, с 2 февраля таможенники в портах перестали принимать на регистрацию документы для вывоза контейнеров, а уже погруженные автомобили попросту отказывались выпускать. Никаких объяснений при этом не давалось, а карточка отказа в таможенном оформлении, как того требует закон, не составлялась. И для транспортно-экспедиционных предприятий начинали работать «штрафные счетчики».

Председатель Одесской ОГА в разговоре с руководителями правоохранительных органов вновь потребовал нормализовать ситуацию и обеспечить спокойную работу портов региона. Тем более, что перевозчики «намекнули» чиновнику, что до 5 тыс. работников сферы готовы к акциям протеста из-за задержки прохождения таможенного досмотра перевозимых контейнеров.

Как писали одесские СМИ, за несколько суток на территории Одесского порта вновь скопилось более 5 тысяч контейнеров с импортным грузом: после нескольких дней «послабления» таможня опять задерживала их оформление. В среднем «обслуживание» одного контейнера у представителей данной службы занимало 10 часов. Одесский порт вновь оказался перед необходимостью отказать в заходе судам-контейнеровозам. Похожая ситуация сложилась и в ГП «Ильичевский морской торговый порт». Там «добро» от таможни для оформления одного контейнера приходилось ожидать более 11 часов.

Ситуация накалялась и грозила не только серьезными убытками для бюджета страны, но и утратой постоянных грузоперевозчкиков. В связи с этим через два дня Министерство инфраструктуры обратилось с письмом к премьер-министру Украины Николаю Азарову с просьбой содействовать разрешению ситуации с оформлением и вывозом контейнеров. А «Укрморречфлот» направил повторное обращение в таможню. «Порты уже получили многочисленные предупреждения от клиентуры о переориентации транзитных контейнеров в порты Российской Федерации, Грузии, Румынии, Прибалтики и сокращения отправок импортных контейнеров через украинские порты», – отмечали в «Укрморречфлоте».

И вновь чудным образом ситуация стала стремительно улучшаться. Сотрудники таможенной службы приступили к массовому оформлению застоявшихся контейнеров. В очереди автомобилей-контейнеровозов началось долгожданное движение. Судам, болтавшимся на рейде Одесского и Ильичевского морских торговых портов, дали команду готовиться к заходу.

Кроме того, как отмечают перевозчики, сейчас таможенники несколько «поутихли». Успев, к тому же, опровергнуть обвинения в коррупции.

«Возможно, это реакция на то, что в отдельных случаях мы начали снова-таки разрушать определенные схемы. Возможно, есть тут общая заинтересованность тех, кто эти слухи провоцирует, и тех, кто является фигурантами таких слухов», – отметил замначальника Государственной таможенной службы Сергей Семка.

В СБУ обвинения также опровергли.

«Южные морские порты в последние годы стали прибежищем для контрабандистов всех мастей. Здесь и занижение цен на грузы, и махинации с акцизными товарами, и перевозка наркотиков. Все эти налаженные схемы сейчас приходится ломать. В подтверждение своих слов сотрудники службы приводят суммы, которые таможне совместно с СБУ, в результате борьбы с контрабандой, удалось перечислить в бюджет в прошлом году. Цифры сами говорят за себя! Восемь миллиардов триста четыре миллиона гривен - это на 45% больше, чем в 2009-ом году», – приводит аргументы зам начальника управления СБУ в Одесской области Олег Панков.

Перевозчики со своей стороны считают, что новая «пробка» - результат плохой работы таможни.

«С 26 февраля по 3 февраля груз фактически продолжал стоять. Это были недоработки таможни - тогда деньги вымогали. По 8 дней наряды на грузы не оформлялись», – отметила Г. Вдовина.

На очередном совещании перевозчики и силовики пришли к выводу, что контроль над своевременным прохождением грузов через порты Одесской области будет осуществлять обладминистрация.

А в связи с заявлениями представителей бизнеса о противоправных действиях со стороны силовых структур глава ОГА поручил провести расследование.

Также было принято решение о создании рабочей группу, которая будет в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения бесперебойного прохождения грузов через порты Одесского региона. Кроме того, рабочая группы должна обобщить все материалы и документы, касающиеся причин возникновения и путей разрешения ситуации, которая была в одесских портах для недопущения ее повторения. Также стороны договорились о внедрении специального контрольного талона, который облегчит контроль за проверяющими органами.

«Контрольный талон - это документ, на котором будет присутствовать часовая отметка о выходе документов. Таким образом, более конкретно можно говорить, кто виноват в том, что задержалось оформление документов, какое подразделение или отделе. Его планировали ввести в текущий понедельник или вторник, но нужно все перепроверить. Наша задача не повредить своими инициативами предпринимателям, а по рабочей группе ждем ответа, подали в прошлый понедельник. Еще три дня осталось», – выразила надежду Г. Вдовина.

Первый зам начальника Одесского порта заверил, что подобного коллапса контейнеров в порту больше не повторится. «Мы наладили постоянный выпуск контейнеров из порта. Вопрос поставлен на контроль и у СБУ, и у таможенной службы. В целом я не могу сказать, что эти службы работают плохо. Они действуют в рамках законодательства, а оно на сегодняшний день несовершенно», – заявил Ю. Васьков. – Назрела необходимость изменения законодательства на уровне таможни, портов, других контролирующих служб. Порты в свою очередь, внесли свои поправки в рассматриваемый в Верховной Раде Таможенный кодекс. Мы хотим, чтобы были сокращены временные нормативы для грузов «трансшипмента» и «свободной практики». Необходимо упрощать время обработки контейнеров».

К слову, 7 февраля министерство инфраструктуры инициировало упрощение оформления и обработки транзитных грузов в морских портах. Специалисты «Укрморречфлот» разработали проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения оформления транзитных грузов», который вынесен на публичное обсуждение. На следующий день министерство подготовило изменения, согласно которым оформление импортного груза в контейнере всеми контролирующими органами не должно занимать более четырех часов.

Подобные нормативы были озвучены уже достаточно давно. 28 сентября 2010 года премьер-министр Николай Азаров поручил контролирующим государственным органам упростить процедуры контроля грузов, пассажиров и транспортных средств в морских торговых портах.

В частности, было запрещено проведение таможенного досмотра транзитных грузов (кроме особых случаев), а обзор других грузов проводить с учетом того, что один контейнер осматривается не более двух часов. Сразу после поручения Н. Азарова, Министерство инфраструктуры подготовило соответствующее распоряжение Кабинета Министров Украины, согласно которому оформление импортного груза в контейнере всеми контролирующими органами не должно занимать более четырех часов.

И в ноябре-декабре 2010 года ситуация со временем оформления грузов значительно улучшилась, но уже в этом году все вернулось на круги своя.

Но если изменений в законодательство так и не будет, а предложения перевозчиков так и останутся предложениями, то гарантий, что очередная «портовая лихорадка» не случится сегодня или завтра не даст никто.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram