ГоловнаПолітика

Стать Ходорковским

В теории игр стратегическим поведением принято называть такой образ действий, когда игрок принимает решения исходя из прогноза относительно того, как будут вести себя другие игроки.

Стать Ходорковским

В том числе реагируя на его собственные поступки. В каком-то смысле это похоже на принципы айкидо, так как позволяет более слабому игроку выиграть у более сильного, используя его же собственную силу и энергию.

Наверное, наиболее ярким примером стратегического поведения на всем постсоветском пространстве является противостояние бывшего олигарха, а ныне заключенного, Михаила Ходорковского «всесильному» кремлевскому режиму и лично Владимиру Путину.

Уже находясь в тюрьме, будучи осужденным за уклонение от налогов в особо крупном размере, он смог превратиться в духовного лидера российской оппозиции. Причем самое удивительное, что речь идет не только об узком круге либерально настроенных интеллектуалов, но и о широких слоях российских избирателей. Так, только 16% россиян не согласны с утверждением, что «Ходорковского посадили не за то, что он нарушал закон, а за то, что перешел дорогу сильным мира сего», а в его виновность по второму делу верят лишь 13% россиян.

Какое это все имеет отношение к Украине? Самое непосредственное. Дело в том, что если Ходорковский действительно мастерски выстроил стратегию борьбы с Кремлем, то наша оппозиция и власть, наоборот, постоянно допускают грубейшие стратегические ошибки. Иногда даже складывается впечатление, будто между ними идет бессознательная игра в стратегические поддавки, причем обе стороны этого не замечают, поскольку не видят допущенных противником провалов и открывающихся возможностей для контрудара.

Остается только с сожалением согласиться с заявлением Сергея Соболева, что «Тимошенко – это не украинский Ходорковский», и жалеть приходится потому, что для украинского общества было бы очень полезно, если бы хотя бы один отечественный политик смог им стать.

Чужие ошибки

Наиболее парадоксальным выглядит поведение нынешних украинских властей. Они пытаются копировать образ действий Москвы, не только не имея соответствующих ресурсов в виде нефтегазовой подушки, но и воочию наблюдая, к каким проблемам он ведет. В результате, если Владимир Путин столкнулся с первыми серьезными негативными последствиями выстроенной им системы власти лишь после более десяти лет благополучного существования и народной любви, то Виктор Янукович, имя куда менее внушительную поддержку, начинает свое правление с массовых протестов граждан.

Все грамотные отечественные и западные экономисты в один голос твердят, что ключевой проблемой Украины, снижающей ее глобальную конкурентоспособность и разрушающей экономику, является слабость общественных институтов, а именно: переходящая все разумные пределы централизация власти, слабость и зависимость судебной системы, монополизм, бюрократия, чиновничий контроль экономики и т. п. Тем не менее «команда профессионалов» делает все, чтобы усугубить эти негативные тенденции.

Так, именно благодаря усилиям ПР в Украине приказал долго жить такой базовый институт демократического и даже просто правового общества, как парламент. Теперь, как и в Госдуме РФ, здание с куполом перестало быть местом для дискуссий, критического обсуждения законопроектов и их совершенствования, превратившись в правительственную канцелярию для штамповки законов или цирк для потешных боев.

Фото: Макс Левин

Всем, кто знаком с нынешними реалиями парламентской жизни, очевидно, что для принятия закона практически бессмысленно убеждать депутатов в его правильности и полезности для страны, вместо этого необходимо заручиться поддержкой кого-то из влиятельных членов правительства, аппарата Президента, а еще лучше самого Виктора Януковича. Принятие Госбюджета на 2011 год и эпопея с Налоговым кодексом показывают, что реальным законотворцем в Украине стало даже не правительство, а его отдельные члены, в результате чего принимаемые законы отвечают их личным, а не общественным интересам.

Еще одним шагом в пропасть стало окончательное уничтожение института независимого суда благодаря расширению полномочий Высшего совета юстиции, большинство в котором априори принадлежит представителям власти. Так, из 20 членов этого органа 10 назначаются властью: 3 – Президентом, 3 – ВРУ (то есть парламентским большинством), 2 – конференцией работников прокуратуры (подчиненных Президента), также в состав ВСЮ по должности входят министр юстиции и генеральный прокурор.

Если же учесть, что съезд представителей высших юридических учебных заведений, назначающий еще троих членов, тоже не может быть полностью свободен в своем выборе от мнения властей, становится очевидно, что за благозвучным названием Высший совет юстиции теперь скрывается авторитарный инструмент контроля за деятельностью судов, превращающий правосудие в бюрократический произвол.

На фоне официальных реляций о дерегулировании практически все реальные действия властей сводятся к усилению административного контроля всех сфер жизнедеятельности страны, начиная от монополизации права регистрации внешнеэкономических контрактов, ограничения экспорта, контроля за ценообразованием и заканчивая попытками ограничить свободу слова. Чего стоят идея создания государственного монополиста в сфере проведения азартных игр, безумные попытки урегулировать рост цен на гречку, наглядно демонстрирующие, насколько Азаров далек от понимания экономических реалий, и наконец попытки централизованно осчастливить украинских крестьян американскими тракторами, от которых за километр несет коррупцией и разворовыванием общественных средств во благо «бедных» украинских олигархов.

Даже широко анонсированные властью либеральные реформы таковыми не являются. Новый Налоговый кодекс так и не перекрыл многомиллиардные схемы легального уклонения от налогов с помощью офшорных и оншорных юрисдикций, не унифицировал стандарты бухгалтерского и налогового учета между собой и МСФО, не отменил такой идиотский анахронизм, как уплату социальных налогов (по ошибке названных взносами) в четыре разных фонда вместо одной налоговой. При этом наши видные экономисты Сергей Тигипко и Борис Колесников чуть было не вытеснили большинство малых и средних предпринимателей в тень.

Фото: Макс Левин

Не нужно быть кандидатом экономических или политологических наук или почитателем Эрнандо Де Сото, чтобы понять: все эти шаги лишь увеличивают бесконтрольность чиновников, поддерживают процветание коррупции, расширяют теневой сектор и, как следствие, ведут к дальнейшей экономической и социальной деградации страны. В условиях же, когда в соответствии с «новой старой» конституцией в Украине за все отвечает Президент, продолжение такой политики грозит ему крупными неприятностями. Можно будет считать удачей, если Янукович просто проиграет очередные выборы, ведь в противном случае его свергнут, и шутка о вилах как самом популярном инструменте политического протеста может превратиться в грустную реальность.

Человек идеи

Если регионалы заняты копированием чужих стратегических ошибок, то БЮТ оказался неспособен преодолеть собственные ошибочные убеждения и скопировать чужую стратегию политического успеха.

Почему бы нашей оппозиции не изучить, например, опыт Михаила Ходорковского, который за 7 лет заключения превратился в глазах широких слоев российского общества из вора и прихватизатора в политзаключенного и морального лидера оппозиционного движения. Заметим, что это произошло несмотря на несопоставимость его информационных ресурсов и возможностей Кремля.

Что же отличает его от наших оппозиционных лидеров, так бесславно пасующих перед Партией регионов? Прежде всего, Ходорковский говорит не столько о своих проблемах, сколько о проблемах всего общества и страны. Вся его общественная деятельность, как до ареста, так и после, преследовала общественный интерес. Он никогда не предлагал простых решений по типу отнять и поделить, но старался найти способ действительно изменить страну.

Более того, имея куда больше оснований ненавидеть Путина, нежели у Тимошенко – Януковича, он не переходит на личности. Так, Ходорковский начал свою первую и теперь уже знаменитую статью «Левый поворот» со слов «… неправы те многочисленные аналитики и наблюдатели, российские и зарубежные, кто связывает возрождение авторитарного застоя в России с Владимиром Путиным и его «ленинградской» командой».

Можно сказать, что Ходорковский является своего рода антипопулистом, доказывающим искренность своих убеждений готовностью идти за них до конца. «Я совсем не идеальный человек, но я – человек идеи. Мне, как и любому, тяжело жить в тюрьме и не хочется здесь умереть. Но если потребуется – у меня не будет колебаний. Моя Вера стоит моей жизни. Думаю, я это доказал», – заявил он в своем заключительном слове, после чего ему дали еще 14 лет.

Фото: www.segodnya.ua

Конечно, такая позиция не могла сделать его любимым вождем народных масс. Но она делает Ходорковского моральным авторитетом для тех, кто думает, у кого есть убеждения и кто готов их отстаивать. Именно эти люди приходят на заседания суда, задают Путину неудобные вопросы, пишут о МБХ, тем самым вынуждая Кремль признавать Ходорковского своим главным оппонентом, делая из него российского Нельсона Манделу.

Многое из сделанного и сказанного Ходорковским оказалось сделанным и сказанным впрок. По мере нарастания в России проблем, которые порождает критикуемая Ходорковским система власти, общество с все большим вниманием и доверием прислушивается к тому, что говорил и продолжает говорить главный оппозиционер Кремля. Очевидно, что Путин не хотел и не хочет такого развития событий, но он бессилен против объективных законов общественной жизни.

Именно эти факторы, а не избирательность обвинений ЮКОСа в неуплате налогов, при том, что к другим российским олигархам они не предъявлялись, или поддержка оппозиционных «Яблока» и КПРФ стали коренной причиной медленного, но уверенного изменения отношения российского общества к Ходорковскому.

Стратегическая ошибка БЮТ и Тимошенко в частности заключается в том, что в отличие от Ходорковского, борясь с нынешней властью, они преследуют и защищают личные, а не общественные интересы, критикуют персоналии, а не создаваемый ими режим.

Из заявлений лидеров БЮТ напрашивается вывод, что, по их мнению, для всеобщего благоденствия достаточно поменять Тимошенко с Януковичем местами. Мол, она бы навела в стране «порядок», по полной использовав усиленную «новыми-старыми» полномочиями Президента систему ручного управления, читай административного произвола.

Фото: Макс Левин

Очевидно, что такая позиция не выдерживает критики и не может быть поддержана думающей частью общества. В свою очередь для получения поддержки падкого на популизм избирателя нужна раздача хлеба и зрелищ, причем здесь и сейчас, в чем нынешняя оппозиция с ее ограниченным финансовым и медийным ресурсом кардинально проигрывает власти.

Если Тимошенко будет продолжать пытаться вести себя так же, как в последние несколько месяцев, она, как и ее соратники, станут совершенно безразличны для украинцев. Ведь во всех культурах и во все времена люди остро реагируют на собственные проблемы и равнодушны к чужим. Единственный шанс для Тимошенко выиграть эту войну – провести переоценку ценностей, выступить против культивировавшейся ею же системы административного всевластия, которую теперь доводит до логического завершения Партия регионов.

Только борясь за идею, за принципы, за реальное улучшение жизни в стране, БЮТ сможет пополнить свои ряды преданными сторонниками, а не «профессиональными крысами», старающимися всегда быть на стороне власти, что бы она не творила.

Инструкция для оппозиции

Судя по всему, власть намерена продолжать построение жесткой бюрократическо-коррупционной вертикали, соответственно продолжат расти и противоречия между декларируемым ПР курсом на развитие экономики и социальной сферы страны и реальными шагами, ведущими к социально-экономическому коллапсу.

Обогащение олигархических и чиновничьих корпораций будет сопровождаться уничтожением среднего и малого бизнеса, не включенного в тот или иной клан Партии регионов. В свою очередь, так как в кланах никогда не хватает места для большинства, всеобщее недовольство будет расти.

Чтобы воспользоваться этой возможностью, нашим оппозиционерам необходимо изменить не только свои ценности, но и стиль работы. Отказаться от пассивного ожидания лучших времен или заунывного повторения уже осточертевших популистских мантр. Начать искать реальные ошибки, злоупотребления и преступления властей, информируя о происходящем заинтересованные группы населения, организуя протесты и судясь с властью не только в Украине, но и за рубежом.

Что, кроме собственной пассивности, помешало БЮТ еще летом или в сентябре по косточкам разобрать налоговую библию Тигипко, заранее проинформировать малых предпринимателей о грозящей им беде, заявить о своем несогласии и приступить к организации акций протеста? На это не было средств? Тогда откуда взялись деньги на баннеры о том, что Батькивщина не сдается?

Напомним, что впервые проект Налогового кодекса был опубликован еще в мае 2010 года, однако долгое время практически не подвергался критическому анализу, причем если содержательная критика и звучала, то не от лидеров оппозиции, а от независимых экспертов.

Вместо решительных действий БЮТ смог выдавить из себя лишь робкие заявления, что оппозиционный проект Катеринчука лучше, при этом так и остался без ответа очевидный вопрос, если он действительно настолько хорош, то почему не был принят «оранжевыми», пока у них была власть и большинство в парламенте? Результат такой «импотентной» политики не заставил себя ждать – полное неприятие предпринимателями представителей БЮТ и других «оппозиционеров».

Фото: Макс Левин

Сейчас Украина стоит на пороге принятия целого ряда судьбоносных законов – жилищного, трудового и пенсионного кодексов. Часть мер, предлагаемых властью, действительно необходима, а часть направлена на создание новых схем для ограбления рядовых украинцев. Тем не менее БЮТ по-прежнему воздерживается от их умной критики.

Так, оппозиция молчит о том, что новый жилищный кодекс предполагает дать чиновникам право решать, какие обслуживающие организациями и по каким ценам будут иметь право заключать договоры ОСББ. Это фактически означает создание новой коррупционной кормушки, куда мы все в принудительном порядке будем нести свои деньги.

Зато видный бютовец Юрий Одарченко возмущается введением пени в 0,1% за каждый просроченный день и правом продавать жилье злостных неплательщиков для погашения их долгов. Интересно, почему он ничего не сказал о том, как же иначе остальным жильцам избежать необходимости платить за нерадивых соседей, ведь если обслуживающие организации продолжат накапливать дебиторку, они либо включат ее в размер тарифа, либо обанкротятся, а скорее и то и другое.

Как-то в личном разговоре с одним из самых, на мой взгляд, толковых и умных депутатов БЮТ, я задал наивный вопрос: «Почему вы не встанете на защиту одной из отраслей, чьи деньги собираются украсть чиновники во главе с Юрой Енакиевским благодаря новациям в Налоговом кодексе»? Его ответ был прост: «Это лоббирование отраслевых интересов – избиратели не поймут».

Ну что ж, рядовым избирателям действительно было бы сложно объяснять, вокруг чего идет спор, но вот люди, работающие в этой отрасли, с удивлением бы обнаружили, что Тимошенко может делать что-то полезное, а не только заниматься популизмом. Может, ей или кому-то из лидеров оппозиции все же стоит попробовать начать делать что-то для страны, а заодно и стать украинским Ходорковским? Ведь в отличие от него наши «главные» оппозиционеры пока еще не в тюрьме и имеют куда больше ресурсов и возможностей что-то изменить и даже победить на выборах.

Михайло СоколовМихайло Соколов, эксперт группы Налоговая и бюджетная реформа Реанимационного пакета реформ
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram