ГоловнаПолітика

​Брюссель, очередной визит: саммит безвизового режима

Не прошло и года президентства Виктора Януковича, но сделано то, чем можно будет оперировать, как аргументом, всегда. Именно: первый реальный шаг к ликвидации визового режима с Евросоюзом.

​Брюссель, очередной визит: саммит безвизового режима

Место и время переговоров

Брюссель. Столица европейского государства, которую Виктор Янукович посещает чаще всего. Первый для него, как для главы государства, саммит Украина-ЕС. День пасмурный, холодный, хмурый. Место проведения саммита – замок «Вал-Дюшес» (Château de Val-Duchesse), с 1262 года доминиканский монастырь. Место основания Европейского экономического сообщества и Евратома, проведения важнейших европейских политических форумов. Меры безопасности чрезмерны – посетителей проверяют при входе даже в те помещения, откуда нет хода к месту переговоров.

Первая встреча, президента Януковича с двумя главами Евросоюза Ж.Баррозу и ван Ромпеем, затянулась от запланированного минут на пятнадцать. В это время две официальные делегации во всю общались – министр иностранных дел Украины Константин Грищенко переговаривал с верховным представителем ЕС по международным делам Кэтрин Аштон.

Фото: www.president.gov.ua

Затем, собственно, сам саммит. Заявление, итоговая пресс-конференция для журналистов. Три группы – президентский пул, те, кого за два дня до саммита привезла в Брюссель Еврокомиссия и группа журналистов от Би-Би-Си. Проанализируем ситуацию.Все самое трудоемкое - до его проведения. Бесконечные переговоры, встречи и консультации. Это было первое крупное внешнеполитическое действие новой власти, ставшее ее первым крупным внешнеполитическим успехом. Чего не желали и что всячески торпедировали многие. И политики, делавшие это сознательно. И журналисты, которых использовали, ставшие пешкой в руках политиков.Разве не глубоко символично, что первый шаг к безвизовому режиму Украина-ЕС сделан 22 ноября, в день официального отечественного праздника «свободы»? История любит иронизировать над теми, кто свободу от Майдана в 2004-м, принял как карт-бланш.

«Мы говорим безвизовый режим, подразумеваем – Янукович»

Почему безвизовый режим дают при Януковиче, а не при прежней власти? Мои европейские собеседники отвечали внятно, без двузначностей и пустопорожнего фантазирования.

Первый важный аспект, о котором не встречал упоминаний в украинских СМИ. Европейцам было важно проверить, что украинцы не будут злоупотреблять будущим безвизовым режимом. И они пришли к позитивному выводу. Как? В Еврокомиссии на основании документов соответствующих правоохранительных структурах проанализировали состояние миграции после установления малого пограничного движения между Украиной и Польшей. Оказалось, что украинские граждане соблюдают правила, их не приходится ловить по всей Европе. В ЕС сделали вывод, что и будущий безвизовый режим для краткосрочных поездок будет соблюдаться приемлемо.

Второе, никто не говорил на уровне бреда, мол, даем Януковичу безвизовый режим как прием против «пророссийскости». Смешные слова в то время, когда Кремлю ведет переговоры с Брюсселем о безвизовом режиме для всех обладателей российских паспортов. Наоборот, европейцам импонирует, что новых газовых войн Украины и России не предвидится, и они не будут в этих войнах заложниками. И все проще, чем кажется мастерам досужих геополитических комбинаций. «Оранжевые» братья по разуму в силу имеющихся «организационных способностей» начали переговоры по безвизовому режиму поздно, не в 2005-м, а только в 2008 году. Переговоры сами по себе не короткие, плюс вечная склока между триумфаторами Майдана. Время потеряли.

Другое дело, что и у Януковича, в 2010 году могло не получиться. Хотя после саммита 22 ноября об этом уже можно говорить в прошлом времени. Беспрецедентную активность развернули Юлия Тимошенко и ее главный внешнеполитический эксперт Григорий Немыря.

«Двойная игра»

Тимошенко в интервью «Frankfurter Allgemeine Zeitung», в ответ на прямой вопрос Конрада Шуллера, журналиста, «друга» Валерия Хорошковского, вынуждена была публично заявить, что поддерживает предоставление Украине соглашения об ассоциации с ЕС. Это было с одной стороны. С другой, - она прекрасно понимала, что шаги к получению безвизового режима с ЕС и даже сигнал о таких шагах убивают миф, что Януковича Европейский союз не воспринимает. Отсюда и логика всего происходящего.

В заявлениях Элмара Брока, евродепутата от немецкого ХДС, Райнера Штиннера из фракции СвДП в немецком Бундестаге, союзников Тимошенко из Европейской народной партии: «украинская оппозиция заявляет о несоблюдении властями демократических ценностей и стандартов при организации местных выборов». И были заявления самой Тимошенко. 17 ноября она призвала мировое сообщество «ограничить сотрудничество с украинскими властями из-за уничтожения малого и среднего бизнеса».

К чему вела Тимошенко и что она проиграла? К тому, что Запад не просто должен назвать результаты местных выборов в Украине 31 октября «не полностью соответствовавшими стандартам, установленными последними президентскими выборами». Она хотела не этого. Она хотела, чтобы США и Евросоюз официально заявили, что не признают результаты местных выборов. Со всеми вытекающими последствиями. Прекращением траншей МВФ. Отменой саммита 22 ноября. Новыми местными выборами. И, возможно, парламентскими.

Для нее это была бы победа. Не об этом ли говорил 10 ноября глава Администрации Президента Украины Сергей Левочкин: «Представители оппозиции сделают все возможное на международном уровне, чтобы результаты саммита Украина-ЕС 22 ноября стали наименее успешными для украинской стороны, ибо для оппозиции важнее неуспех власти, чем успех Украины»? Контрмеры – по Левочкину: «группа переговорщиков со стороны Украины усилена по поручению президента».

Руководство Европейского союза не уступило давлению. Публичное решение согласится на будущий безвизовый режим – это не кулуарные разговоры. Это то, что сделано на глазах всей Европы. Это уже конкретный шаг. Это поддержка того, что делает Янукович.

Шкала приоритетов

Теперь - о проблемах демократии, конституционной реформе, свободе слова и экономических изменениях. Чтобы расставить точки над «і», как и что говорилось на саммите в отношении демократии в Украине - два эпизода саммита по этой теме. Фрагмент из официального документа Евросоюза накануне саммита: «Повестка дня саммита. Процесс реформ в Украине, в частности, макроэкономическая стабильность. Вопросы энергетики. Решения Конституционного суда, уважение прав человека и демократических принципов, гражданское общество, развитие СМИ. План действий по безвизовому режиму, прогресс переговоров по соглашению об ассоциации. Региональные вопросы, в частности приднестровский конфликт». Вполне внятная шкала.

Второй эпизод. Важно то, что, как подчеркивал в своем выступлении ван Ромпей, «политические и экономические реформы должны идти вместе». Нет никаких сомнений, что европейцы хотят видеть более реформированную Конституцию Украины, а вот по экономическим реформам у них вопросов меньше. Довольно отчетливо в подтексте выступлений и диалогов читалось – новая власть действует в правильном направлении - и в отношении рынка газа, и закона о госзакупках.

Оценка ситуации в Украине

Многое в разговорах с европейскими собеседниками – аргумент против аргумента. Политическое преследование оппозиции? Но результаты аудита правительства Тимошенко очень впечатляют.

Протесты в отношении Налогового кодекса, пенсионного возраста и вырубки парка в Харькове? Протесты - форма демократии; Саркози во Франции через это не проходил? Предприниматели не хотят ставить кассовые аппараты? Да, многим мешают уходить от налогообложения, но такова жизнь. Дефицит госбюджета в Украине сохраняется – а у члена ЕС Ирландии меньше таких проблем? В Харькове, в парке Горького дорогу прорубили? А в Штутгарте, в ФРГ, почему полиция разгоняет экологов?

А вот электоральные предпочтения в Западной Украине, выразившиеся в голосовании за «Свободу», вызывали у моих европейских собеседников неподдельный, можно сказать шокирующий интерес. Анализировали много, в частности и то, что галичан за «Свободу» никто голосовать не заставлял. Иронизировали: Европа что, должна приветствовать, если на «честных и демократичных выборах» в Палестине побеждает «Хамас»?

Фото: Макс Левин

О стандартах выборов. Результаты местных выборов в Украине 31 октября «не соответствуют стандартам, установленными последними президентскими выборами»? А почему именно те выборы выбраны для определения стандарта? И сравнивают выборы президентские, где два бюллетеня, с тысячами бюллетеней тысяч местных выборов? Может, сравним их с выборами Папы Римского конклавом кардиналов? Устоялись ли стандарты выборов в Украине? А стандарты их оценки? Какой стандарт оценки продемонстрировало молчание Запада – а именно такой была его реакция - на «демократизм» досрочных парламентских выборов 2007 года? С разгоном Виктором Ющенко Конституционного Суда Украины?

Мы все помним, но сейчас важно не это. Важно, что Янукович добился, чего хотел. Да, для того, чтобы безвизовый режим для украинцев впервые, кстати, со времен Российской империи, стал реальностью, необходимо много технической работы, например, по биометрическим паспортам, много провести и переговоров. Но это второстепенное после политического решения. Янукович сказал, что этот путь пройдут в 2011 году. Впрочем, он уже доказал, что умеет дожимать результат. Без истерик «я работаю, они блокируют».

Важно, что во время подготовки к саммиту со стороны европейцев прозвучало и много позитивных оценок. Не только от Группы Прогрессивного Альянса социалистов и демократов в Европарламенте, подписавшей меморандум о сотрудничестве с Партией регионов.

Дипломатическая служба Европейского Союза заявила накануне 22 ноября: «наше намерение - дать позитивный политический сигнал о готовности выстраивать тесные отношения с Украиной". Ги Верхофстадт, руководитель фракции «Альянс либералов и демократов за Европу» в Европарламенте, бывший премьер-министр Бельгии, также заявил накануне саммита, что политическая стабильность в Украине «необходима для осуществления ряда важных реформ, как в судебной системе, так и в экономике».

О стабильности непосредственно на саммите говорили и ван Ромпей, и Ж.Баррозу, причем это надо понимать в контексте: не о кладбищенской стабильности речь шла, а исключительно как альтернативе конфликтам, в которых жила прежняя власть.

Фото: www.president.gov.ua

После саммита 22 ноября 2010 года и до парламентских выборов 2012 года новая власть наконец-то получает время для реализации задуманного ею во внутренней политике. Вот по этим результатам и будет понятно, что ожидает Украину, ее власть и ее оппозицию, кто из отечественных политиков и где будет. И где будет сама страна.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram