ГоловнаПолітика

Что изменилось для «Фронта змін»?

Арсения Яценюка серьезным политиком никто, долгое время, не считал.

Что изменилось для «Фронта змін»?
Фото: Макс Левин

Наверное, «против него» и юный - по отечественным меркам – возраст. И отсутствие серьезных решений, хотя запрет на выдачу депозитов народу, охваченному осенью 2004 года паникой по поводу возможного обесценивания гривны – за ним, де факто первым лицом (тогда) Национального банка.

«Против» - и политические «прыжки»: до 2005-го человек Кучмы, после, например, в досрочных парламентских выборах 2007 года - №3 "Нашей Украины - Народной самообороны".

«Против» - финансовая несамодостаточность; неубедительно звучали эти его слова - «я знаю всех – Ахметова, Гайдука, Таруту, Пинчука, Порошенко и других. Но знать их и брать у них деньги – две большие разницы».

Все фото: Макс Левин

Теперь Яценюка надо считать серьезным политиком. Результат местных выборов обязывает. От 3,79% до 6,8% «выписали» ему разные экзит-полы. Да, это «средняя температура по больнице», но Яценюк – с учетом прошедших от него мажоритарщиков - получит больше. По факту – фракции в обл- и горсоветах страны.

Немалый процент в выборах мэров городов-миллиоников, сильные позиции Эдуарда Гурвица в Одессе. По-видимому, «фронтовики» станут мэрами Межигирья в Закарпатской, Тлумача, Рогатина и Коломыи Ивано-Франковской, Борислава, Самбора, Сосновки, Трускавца, Пустомыт в Львовской, Нетишина и Волочиска в Хмельницкой и Новоднестровская в Черниговской областях.

Да, это политический франча́йзинг. Яценюк предоставил в использование бренд «Фронта змін». Под этим брендом многие и прошли. Но кто сказал, что политический франча́йзинг не оказался, в данном конкретном случае, эффективной политической технологией?

Да, это во многом искусственный бренд. Я был в понедельник на «Свободе слова» Андрея Куликова на ICTV. Невооруженным глазом было видно - Яценюку ставили «манеру проповедника». Наблюдал классику этого стиля публичных выступлений: речь и поведенческие реакции миссионера, умение подчеркнуть мысль, жесты, сопровождающие важное, излучение «позитива», окончание устной речи риторическим вопросом. Конечно, исполнение было слишком схематичным, шаблонным, но кто сказал, что неэффективным?

Да, Яценюк не нуждался, подобно Сергею Тигипко, в оправдании своего нахождения во власти, поскольку Яценюк не во власти. Весьма убедителен был и Сергей Леонидович в своем «железном реформаторстве», рассказывал, почему будет сначала плохо, а потом – хорошо. Но в политике важен результат, и в этих выборах он лучше не у Тигипко.

В сухом остатке – Яценюк становится интересен спонсорам. Во всяком случае, на ближайших выборах. Увидим, насколько откроются для него эфиры многочасовых шоу.

Но теперь перед Яценюком задача - не сползти вниз. Удержать результат, переплавив его в нечто, опять привлекательное для избирателей. Сможет ли? Несколько серьезных обстоятельств, могут помешать. Яценюк вырвался вперед, и это обстоятельство наверняка «учтут» все те, кому «мочить» его гораздо сподручнее, чем раскручивать собственный рейтинг.

Зная, как эмоционален бывает Арсений Петрович, как умеет обижаться, раздувая инцидент с «милицейским пальцем» до уровня отставок в МВД с участием главы государства, его противники попробуют использовать это обстоятельство. На руку им и то, что серьезного компромата на Яценюка пока никто не реализовывал, и не надо думать, что такого компромата нет.

Вторая проблема – если Яценюк (так же, как и – с другой стороны «Свобода» Олега Тягныбока) не найдет своей политической игры на противоречиях власти и оппозиции, его ждет политическое «растворение» в обеих этих «котлах».

Третья проблема - на данном этапе умение убедительно говорить у Яценюка скорее интонационно, чем содержательно. Если вдумываться в содержание того, что он говорит - у Яценюка проблемы. Много двузначностей, много пустоты, мало мысли.

И, наконец, ахиллесовой пятой Арсения Петровича, кроме личностных черт характера, пока является хроническое неумение сформировать действенную политическую команду. Если посмотреть на его «уряд змін», то на министров вряд ли тянут генерал-майор авиации Михаил Башкиров или интеллектуал-религиевед Виктор Еленский. С другими, например, собственником «Фуршета» Игорем Баленко, у Яценюка, говорят, сложности.

А ведь Яценюку формировать список на парламентские выборы. Возьмет серых, но контролируемых? Личностных, но независимых?

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram