Все публикацииПолитика

​Дело Данилишина: выдать нельзя оставить. Где Чехия поставит запятую?

Задержание в Чехии по каналам Интерпола бывшего министра экономики в правительстве Юлии Тимошенко стало качественно новым этапом политической борьбы между властью и оппозицией в Украине.

Артем ШевченкоАртем Шевченко, директор Департаменту комунікацій МВС України
​Дело Данилишина: выдать нельзя оставить. Где Чехия поставит запятую?
Фото: tsn.ua

И выиграет его тот, кто будет более убедительным для чешского, а по большому счету – и для всего европейского правосудия.

В уголовном деле по обвинению Богдана Данилишина в злоупотреблении властью и служебным положением есть как минимум два известных прессе эпизода. Не исключено, что их станет больше, но пока остановимся именно на этих на двух. Итак, первый – привлечение крымского «Строительного управления № 813» к возведению автомобильной парковки на новом терминале в аэропорту Борисполь. Декларируемые следствием убытки государства – 4,5 млн грн. Второй эпизод – закупка Минобороны нефтепродуктов у ООО «Анчар групп». Декларируемые следствием убытки государства в этом случае – 14 млн грн. Оба эпизода касаются процедуры государственных закупок товаров и услуг. В обоих случаях уполномоченный орган – Министерство экономики – за подписью своего бывшего шефа Данилишина разрешил и госпредприятию «Международный аэропорт "Борисполь"», и Министерству обороны закупить товары и услуги без проведения тендера – по процедуре одного участника.

Как известно, по закону все государственные закупки должны проводиться на основе конкурсов, лишь в исключительных случаях – без такового, у одного участника. Таких случаев может быть всего четыре:

– если госструктура закупает произведение искусства;

– если у поставщика необходимого вида товаров и услуг попросту отсутствуют конкуренты;

– если тендерные торги дважды срывались из-за отсутствия предложения;

– в случае крайней необходимости.

Именно последний пункт открывает широкое поле для потенциальных злоупотреблений. «Крайнюю необходимость» не проводить тендер, а закупить товары и услуги у одного участника чаще всего госорганы поясняют банальным отсутствием времени: когда сроки поджимают, а закупить нужно. И коль скоро уполномоченный орган – Минэкономики – своими письмами-согласованиями дает разрешение, то ему и отвечать. И вот вопрос: действительно ли экс-министр экономики Данилишин, как считает следствие, «действовал умышленно, вопреки интересам службы, осознавая, что законных оснований для применения процедуры закупки у одного участника нет, и содействуя ему в уклонении от конкурентных процедур закупки»? Или же ничего подобного в действиях Данилишина не было и в помине? Эпизод с разрешением на поставку топлива для нужд Минобороны компанией ООО «Анчар групп» действительно весьма непригляден. Руководитель фирмы, некий Андрей Березкин, стоял у истоков еще двух компаний – «Европродуктинвест» и «Мезон-К». Все вышеупомянутые фирмы в течение 2008 года были засвечены в скандалах вокруг поставки для армии нефтепродуктов и продуктов питания по завышенным ценам. До сих пор в памяти и громкое заседание правительства Тимошенко, на котором за эти непрозрачные закупки распекали министра обороны Юрия Еханурова. Кстати, именно он был вскоре отправлен в отставку парламентом.

Если прокуратура именно этот эпизод действительно хочет вменить в вину Данилишину, то логично было бы привлекать к ответственности и армейских чиновников аж до уровня самого экс-министра Юрия Еханурова. Второй эпизод – со строительством парковки на новом терминале аэропорта Борисполь – наоборот выглядит намного менее убедительным с точки зрения вины собственно Данилишина. Крайнюю необходимость разрешить привлечь без тендера именно «Строительное управление № 813» можно обосновать хотя бы сроками подготовки к Евро-2012. Во всяком случае, именно таким образом поступило правительство Азарова: разрешило госструктурам все закупки для Евро -2012 проводить без всяких конкурсов – у одного участника. Какие тогда претензии к Данилишину? Задача его и оппозиции: во что бы то ни стало показать, что все претензии – надуманы и политически мотивированы. Задача Генпрокуратуры Украины – доказать, что преступления экс-министра сугубо хозяйственного характера. Задача чешского правосудия – во всем этом непредвзято разобраться.

Фото: Униан

Задержание в Чехии Богдана Данилишина стало первым случаем, когда по запросу украинских властей за рубежом был пойман бывший высокопоставленный член правительства, обвиняющийся в экономических преступлениях у себя на родине. В отличие от громкого американского дела экс-премьера Павла Лазаренко, правосудие Чехии или какой-либо другой страны вряд ли будет иметь претензии к Данилишину, экс-министру экономики в правительстве Тимошенко. Как и российское правосудие, которое, несмотря на объявленный украинской Генпрокуратурой в 2005-м международный розыск, не имело ровным счетом никаких претензий к своим, как оказалось, гражданам – бывшим высокопоставленным украинским чиновникам времен Леонида Кучмы: Игорю Бакаю, Руслану Боделану, Владимиру Сацюку и Николаю Белоконю. А своих, как известно, не выдают. Но Богдан Данилишин чешским паспортом не обзавелся, отсюда ключевой вопрос: будет ли экстрадиция?

И ответ на него зависит от двух вещей. Первое – попросит ли Данилишин политического убежища? А если попросит, то поверит ли чешское правосудие версии о политических мотивах преследования бывшего украинского чиновника? Именно его вердикт станет, по сути, общеевропейской правовой оценкой: то, что в Украине арестовывают чиновников предыдущего правительства, – это настоящая борьба с коррупцией, как уверяет власть, или все-таки охота на ведьм, как убеждает оппозиция? Если Данилишина выдадут, то и сама Тимошенко, и все уже арестованные, и еще не арестованные ее бывшие соратники, и правительственные чиновники могут вообще забыть про свои стенания о политических преследованиях – их все равно уже никто не услышит. По крайней мере, в Европе. А значит, власть может уже не бояться окриков оттуда, борясь с коррупцией так, как она считает нужным. Если же Данилишина не выдадут, то власть получит первую весьма ощутимую оплеуху из-за рубежа: европейское правосудие тем самым покажет, что расценивает все аресты бывших украинских чиновников именно как политические преследования и никак иначе. В таком случае сам экс-министр Богдан Данилишин для Украины станет чем-то наподобие Бориса Березовского и Ахмеда Закаева для России, чей правовой статус политических беженцев защищает их от любых криминальных обвинений. По крайней мере, до тех пока они пребывают на территории цивилизованной Европы.

Артем ШевченкоАртем Шевченко, директор Департаменту комунікацій МВС України