Все публикацииПолитика

​Воздушные цели

​В Киев Уго Чавес приезжал зря: Украина не готова продавать другу Владимира Путина и Александра Лукашенко военную технику против США.

Сергей ЗгурецСергей Згурец, Главный редактор журнала Defense Express
​Воздушные цели

Что можно Москве, не позволено Киеву

Во время первого официального визита в Украину президента Венесуэлы Уго Чавеса о закупках украинского оружия не было сказано и слова. Оно и понятно – главным оруженосцем для этой страны остается Россия. Заказ Венесуэлы на продукцию российского ОПК превышает $5 млрд, а стоимость уже закупленного российского вооружения и военной техники оценивается в $4,4 млрд. В частности, уже приобретены 24 истребителя Су-30MK2В, 100 тыс. автоматов АК-103, более 40 многоцелевых вертолетов Ми-17В-5, 10 ударных вертолетов Ми-35M2, 3 тяжелых транспортных вертолета Mи-26T2, 5 тыс. снайперских винтовок СВД, 12 ЗРК «Тор-M1», зенитные установки ЗУ-23-2, партия ПЗРК «Игла-С». Военно-политическое сближение Москвы и Каракаса стало особенно заметным в 2001 году, а сами оружейные закупки активизировались после 2005-го. Так как именно тогда США ввели эмбарго на поставки вооружения Венесуэле, что значительно ограничило возможности Чавеса по приобретению западной военной техники.

Украина военно-техническое сотрудничество с Венесуэлой не ведет, оглядываясь именно на американские ограничения. Хотя украинские комплектующие используются при выполнении контрактов России и Венесуэлы. В частности, двигатели, установленные на военно-транспортных вертолетах, производятся на запорожском «Мотор Січ». А авиационное управляемое вооружение класса «воздух-воздух» едва ли не для всех экспортных поставок российских истребителей собирается в Киеве на ГАХК «Артем».

Вряд ли стоит ожидать, что официальный Киев изменит свою оружейную политику в отношении Каракаса, так как реально для этого нет оснований. Да и особых возможностей – весь сегмент желаемого Венесуэлой предложит России. Совсем другое дело – авиапром. В Киеве Уго Чавес осмотрел новые региональные самолеты Ан-148, Ан-158, военно-транспортный Ан-70, многоцелевые Ан-32 и Ан-74, тяжелый транспортный Ан-124. «Все самолеты мне очень понравились, это историческое предприятие, и они, может быть, самые лучшие в мире», – повторило заявление венесуэльского лидера информагентство УНИАН. По словам Уго Чавеса, Каракас заинтересован в приобретении украинских самолетов предприятия «Антонов».

Венесуэла уже не впервой вспоминает об украинских самолетах. Еще в 2006 году во время визита в нашу страну представители Венесуэлы подтвердили заинтересованность в развитии сотрудничества в области авиастроения. Внимание экспертов из Каракаса было сосредоточено на продукции Харьковского государственного авиационного производственного предприятия – на самолетах Ан-140 и Ан-74. По итогам проведенного в 2006 году аудита Национального института гражданской авиации Главным управлением авиационной безопасности Министерства инфраструктуры Венесуэлы, Харьковский авиазавод подтвердил сертификат иностранной организации технического обслуживания самолета Let L-410 в соответствии с авиационными правилами Венесуэлы, полученный двумя годами ранее, и расширил его до сертификата производства и технического обслуживания самолетов Ан-140 и Ан-74. Позднее стало известно, что военное ведомство Венесуэлы имело четкое намерение приобрести самолеты специального назначения разработки украинского АНТК им. Антонова. Речь тогда шла о нескольких партиях воздушных машин Ан-74 и Ан-140 в военно-транспортной, десантной, медицинской и патрульной версиях.

Интерес венесуэльского лидера Уго Чавеса к самолетам марки «Антонов» тогда объяснялся тем, что Соединенные Штаты вынудили Испанию отказаться от поставки 12 (десять транспортных и два патрульных) транспортных самолетов С-295 фирмы СASA общей стоимостью в €1 млрд 700 млн. Белый дом свою позицию аргументировал тем, что на воздушных машинах установлены двигатели, радары и оптическое оборудование американского производства.

Общую стоимость проекта по поставке «Анов» в Венесуэлу специалисты тогда оценивали где-то в $600 млн, и еще столько же можно было бы заработать после поставок на подготовке инфраструктуры, ремонтных баз и т.д. Даже при условии, что этот проект могла бы реализовать Россия, используя кооперационные связи с Украиной. Но такой проект в любом случае был бы связан для нашей страны с ухудшением отношений со США, и в итоге Киев довольствовался, что «мы можем говорить лишь о поставках гражданских версий самолетов». И тема «Анов» для Венесуэлы потихоньку растворилась, как кучевое облако в небе.

В Китае – скидки

А буквально за пару дней до визита Уго Чавеса в Киев появилось сообщение – Министерство обороны Венесуэлы прекратило переговоры с российской корпорацией «Иркут» (велись через «Рособоронэкспорт») о возможности закупки 20 самолетов Ан-148. Одно из объяснений такого решения было в том, что, мол, у Венесуэлы нет средств для приобретения данных самолетов, а китайская сторона предложила 100-процентное экспортное финансирование и льготное кредитование при покупке продукции китайского авиапрома. Именно в связи с этим венесуэльский лидер Уго Чавес отказался от планов поездки на воронежский авиазавод, где собираются разработанные в Украине самолеты. О подготовке контракта на поставку Ан-148 в Венесуэлу известно из бизнес-плана корпорации «Иркут», в котором говорилось о 20 самолетах Ан-148-100В/Е в пассажирской версии. Первые поставки должны были начаться в 2015 году (два лайнера), а дальше в течение четырех лет по четыре-пять самолетов. Почему именно Минобороны ведет переговоры о закупке самолетов в пассажирской версии?

Спишем эту деталь на специфику Венесуэлы. При этом также стоит отметить, что китайский турбовинтовой МА-600 (аналог Ан-24), который хочет купить Венесуэла вместо Ан-148, начал летать в 2008 году, и оснащен он канадскими двигателями Pratt & Whitney Canada, а также американскими комплектующими в составе комплекса авионики. Продавать такие машины Китай сможет только из запасов…

Чавес мечтает закрыть небо

Еще одна крайне интересная тема, озвученная в Киеве, – это заявление Чавеса о закупках у России зенитных ракетных комплексов С-300. «Мы приобретаем С-300 (комплексы ПВО) и еще некоторое вооружение у России, и этот процесс идет очень хорошо», – сказал он в понедельник, 18 октября, в Киеве в ходе посещения ГП «Антонов». Но весьма вероятно, что в этом заявлении – или некоторое преувеличение, или ошибка перевода. Да, действительно, президентом Венесуэлы Уго Чавесом принято решение о создании комплексной эшелонированной системы противовоздушной обороны. Поэтому Каракас проявляет повышенный интерес к российским комплексам ПВО малой, средней и большой дальности. Да, у России, которая испытывает трудности со сборкой как современных ЗРК С-400, так и более старых ЗРК С-300, есть в запасе по крайней мере пять дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 стоимостью $800 млн, которые готовились к поставке в Иран. Эта поставка заморожена – в рамках указа президента РФ о мерах по выполнению резолюции СБ ООН 1929 от 9 июня 2010 года. Но это вовсе не значит, что ЗРК поплывут в Венесуэлу.

Ранее значительную часть российских вооружений Венесуэла закупала за российские же деньги. Вернее, за российские кредиты. Несколько лет назад РФ уже предоставила кредит Венесуэле на сумму $2,2 млрд для закупки 92 танков Т-72М1М, РСЗО «Смерч», а также другого вооружения. Сейчас у России нет того финансового благодушия, как в докризисные времена, когда кредитные миллиарды для друга Уго выдавались легко. А сам Уго платить живыми деньгами не готов. Подтверждение – история с теми же китайскими самолетами вместо Ан-148.

Но и это еще не все. Поставка ЗРК С-300 в Венесуэлу, как и предыдущая заявленная готовность РФ поставить С-300 в Иран – это козыри России в игре с Вашингтоном. И бросать эту карту в игру сейчас для Москвы просто нет смысла. О ней вспоминают лишь в период обострений с американцами. Напомню, что так было в конце 2008 года, когда на фоне ухудшившихся отношений России и США, вызванных появлением новых объектов ПРО в Европе и грузинской войной, Россия и Венесуэла провели первые совместные морские учения двух стран в Карибском бассейне – в зоне ответственности реанимированного 4-го флота США. А два стратегических бомбардировщика дальней авиации Ту-160 совершили полет по плану воздушного патрулирования в Северном Ледовитом океане и Атлантике и произвели посадку в Венесуэле. Тогда же упоминалось и о создании российской военной базы в этой стране, и о продаже Каракасу современных систем ПВО.

Сейчас лишь несколько объектов на территории Венесуэлы прикрыты установками ПВО с радиусом действия 10 км. Новая же система ПВО – если она будет создана на базе, например, ЗРК типа С-300, – позволит отслеживать воздушные цели, включая ракеты противника, на расстоянии до 300 км, а уничтожены они могут быть за 100 км до подлета к территории Венесуэлы. Появление ЗРК большой дальности в Венесуэле является угрозой для всего канала перемещения авиации США в этом воздушном коридоре. Но сейчас Россия спекулировать на теме продажи С-300 в Венесуэлу не будет. По крайней мере до тех пор, пока у Москвы опять не возникнет потребность попугать американцев…

Сергей ЗгурецСергей Згурец, Главный редактор журнала Defense Express