Все публикацииПолитика

Дело № 558: секреты Полишинеля (ДОКУМЕНТЫ)

«Закрыть» как минимум до осени в духоте, тесноте и антисанитарии Лукьяновского СИЗО экс-зампреда правления НАК «Нафтогаз» Игоря Диденко на пару с экс-председателем Таможенной службы Анатолием Макаренко было не то чтобы делом чести для власти.

Артем ШевченкоАртем Шевченко, директор Департаменту комунікацій МВС України
Дело № 558: секреты Полишинеля (ДОКУМЕНТЫ)

И даже не показательной принципиальностью. Скорее – четким соблюдением алгоритма работы СБУ по секретному уголовному делу №558: коль скоро у нас есть обвиняемые, то они должны не на воле прохлаждаться, а греть тюремную шконку. И не важно, что обществу угрозы они не несут, подписку о невыезде не нарушают, на все вызовы следствия откликаются по первому зову. Уже самим своим пребыванием на свободе Диденко и Макаренко подставляли бы под угрозу четко выстроенную инициаторами дела схему: капитуляция в Стокгольме – поиск и осуждение виновных – расчет с Фирташем. Весьма показательно то, что окончательное решение о пребывании Игоря Диденко под стражей выносила та самая судья Апелляционного суда Киева Мария Прындюк, которая закрывала уголовное дело по факту уничтожения генералом Анатолием Пукачем документов слежки за журналистом Гонгадзе. Теперь Пукач после нескольких лет пребывания в розыске вот уже год как томится в ожидании суда, а судья Прындюк по праву может считаться мастером политически мотивированных решений в угоду власти. Не случайно, когда судья читала решение под аккомпанемент дерзких выпадов самого Диденко, ее голос дрожал, как у нашкодившей школьницы.

А вообще, пресловутое дело СБУ №558 существует лишь потому, что без его завершения обвинительным приговором суда невозможен расчет государства с «РосУкрЭнерго» по решению Стокгольмского арбитража. Ведь президент Янукович четко дал понять: сначала следует найти тех, кто виновен в убытках, и только потом уже идти на эти самые убытки, рассчитываясь с РУЭ. Таким образом, телегу поставили впереди лошади и создали невиданную доселе новацию в юриспруденции: то есть ущерба де-факто еще нет, а вот виновные за ущерб уже вроде как и есть. Ведь если власть устами партнера Фирташа и по совместительству министра топлива и энергетики Юрия Бойко уверяет, что 12 млрд. кубов газа страна не отдала и отдавать пока не собирается, то за какие такие убытки парятся на нарах Диденко и Макаренко? Но что до этого видному юристу и председателю СБУ Хорошковскому, на которого и возложена миссия провайдера схемы расчета государства с Дмитрием Фирташем? А коль скоро на кону стоят по самым грубым подсчетам $5 млрд., то тут уж не до сантиментов.

Казалось бы, есть решение Стокгольмского арбитража, от выполнения которого зависит благополучие каждого гражданина Украины. Перевод этого документа уже был опубликован в прессе. Но когда Временная следственная комиссия ВР просит у НАК «Нафтогаз» ознакомиться с оригиналом документа, ей отказывают на основании того, что СБУ строго-настрого предупредила – не разглашать данных предварительного следствия.

Парламентской комиссии, возглавляемой Романом Зваричем, также нечего рассчитывать и на содействие единственной надзорной инстанции за следствием СБУ – Генпрокуратуры. Та четко указала парламентскому следствию на его место, отказавшись предоставлять все процессуальные документы по делу №558.

И уж тем более невероятным кажется непосредственное общение членов ТСК с самими обвиняемыми – начальник Киевского СИЗО ответил народным депутатам, что это по закону возможно только с согласия следователя СБУ М. Грабика.

Секретность и неразглашение – залог успеха схемы по возврату денег Фирташу. Чем меньше будет знать общество, тем проще будет рассчитываться. Не зря весь ход арбитражного разбирательства хранили за семью замками. Засекречивание дела №558 СБУ преследует аналогичную цель. По данным источников «Левого берега», единственным документом, который позволил чекистам Хорошковского засекретить дело, стала официальна схема «Укртрансгаза» с четким обозначением подземных газохранилищ и транзитных газопроводов. И хотя подобные достаточно достоверные схемы часто публикуются и в прессе, и на презентациях, якобы именно на оригинальном документе есть некий гриф секретности – из-за его стратегического характера.

Никаких других тайн в деле №558, скорее всего, нет и быть не может, но именно благодаря его статусу инициаторы рассчитывают провести суд. Быстрый и закрытый от общественности, не имеющей требуемых СБУ форм допуска к государственным тайнам. В таком случае во время судебных заседаний не то что не будет видеосъемок – в зале суда вовсе не будет журналистов. А значит, такие служители Фемиды, как судья Прындюк, смогут, не нервничая, осветить именем Украины то, что задумано совсем другими людьми для окончательного расчета государства Украина с частным бизнесом «РосУкрЭнерго».

Артем ШевченкоАртем Шевченко, директор Департаменту комунікацій МВС України