Все публикацииПолитика

В Украине плохие традиции – перед выборами менять законодательство – эксперты

Верховная Рада приняла в целом законопроект N6601 "О выборах депутатов Верховного совета Автономной республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских председателей".

В Украине плохие традиции – перед выборами менять законодательство – эксперты
Фото: asfera.info

Данный закон предусматривает, в частности, выдвижение исключительно партиями кандидатов в мэры и городские советы, невозможность участия в местных выборах политических блоков, временной ценз (1 год) для регистрации на местах партийных ячеек, имеющих право выдвигать своих кандидатов на местных выборах. Институт Горшенина провел экспертный опрос о том, кому выгоден этот закон и каковы его последствия.

Политолог Владимир Цыбулько считает, что данный закон призван сохранить в украинской политике существующее положение вещей. «Закон выгоден парламентским партиям, которые имеют хорошую инфраструктуру – вплоть до районных организаций. Фактически, этот закон адресный. Он работает не за определенные партии - он работает против. Против Тигипко, против Яценюка. Фактически он консервирует политический ландшафт», - сказал он.

Научный директор Школы политической аналитики, профессор НаУКМА Алексей Гарань полагает, что политиками был выбран неправильный вектор совершенствования закона о выборах. «Надо было совершенствовать пропорциональную систему и идти на открытые списки. Вместо этого начали усиливать мажоритарный компонент. Если смотреть абстрактно – в этом ничего плохого нет. Возможно, на местных выборах как раз и нужна была бы смешанная система», - сказал Алексей Гарань. Однако, по его мнению, в нынешних условиях «мажоритарщики» будут находиться под давлением административного ресурса. «В этом нет сомнений. О политической направленности говорят, собственно, все остальные положения этого закона. Два наиболее одиозных – о том, что мэров могут выдвигать только партии, что местные организации партий должны быть зарегистрированы за год до выборов. Что показательно – перед вторым чтением закона «регионалы» поигрались в плюрализм – Ефремов сказал: да, будем менять эти положения. На самом деле – ничего не изменили», - сказал эксперт.

Глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко уверен, что самая большая проблема этого закона в том, что в нем, отсутствует как факт самовыдвижение кандидатов. «Если кто-то хочет стать мэром или депутатом областного, районного, городского совета, у него есть право быть номинированным на участие в выборах только политическими партиями. На самом деле Конституция Украины четко говорит, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. В данном случае, если кто-то из граждан Украины хочет баллотироваться, но не хочет быть выдвинутым от политической партии, его так называемое пассивное избирательное право этим законом нарушается». Также проблемой, по мнению Александра Черненко, является то, что в местных выборах могут участвовать даже не все партии, а только те которые зарегистрированы за год до выборов. «Это тоже существенно сужает права граждан, потому что если бы такая норма в законе была принята за год до выборов или раньше - но когда это принимается за четыре месяца до выборов, понятно, что мотивы сугубо политические: чтобы убрать конкурентов инициатора этого закона еще на этапе регистрации», - полагает глава КИУ.

Народный депутат Украины от Партии Регионов Владимир Олийнык полагает, что данный закон не противоречит Конституции Украины. «В статье№38 четко прописано право избирать и быть избранным, но законодатель вправе установить саму процедуру. То есть, если ты имеешь желание быть депутатом, ты можешь обратиться к любой политической силе. И сегодня идет интенсивный поиск фактических авторитетов, то есть людей, которые что-то уже сделали, которых избиратели уже знают», - сказал Владимир Олийнык. Также народный депутат отметил: «Любой закон несовершенен. Первый шаг мы сделали. Дальше будет практика, которая обязательно выявит большие расхождения с теорией, которую заложили в законе; будут еще какие-то изменения. Но самое главное – мы выбрали правильный вектор: это политическая структуризация общества».

Руководитель украинского бюро Фонда Конрада Аденауэра Нико Ланге, говоря о законе, отметил: «С точки зрения Европейского Союза и с точки зрения Венецианской Комиссии это плохие традиции в Украине – каждый раз до выборов менять законодательство. Это, мне кажется, принципиальная проблема. Почти каждые выборы в Украине, начиная с 1991 года, сделаны под другим законодательством. Сейчас новые партии, некоторые из этих новых партий, в принципе, исключены из выборного процесса. Если мы посмотрим историю украинских выборов – легко заметить, что, например, 10 лет назад главные роли играли вообще другие партии, чем сегодня. Я хочу сказать, что в украинской партийной системе есть очень большая динамика и мне кажется, было бы правильно, если бы эту динамику можно было учитывать в выборной системе. Если мы видим тенденции, как люди голосовали в последние годы, то, мне кажется, это проблема: запретить в принципе подход новых партий. Очень авторитетная Венецианская комиссия, Совет Европы уже давно советовали Украине не всегда за короткое время до выборов менять законодательство».

В свою очередь, эксперт Института Горшенина Владимир Застава отметил, что помимо ограничения избирательных прав граждан, принятый закон отсекает от полноценного участия в предстоящих выборах региональные политические элиты, которые будут вынуждены или отказываться от участия в предстоящей избирательной кампании, или договариваться с крупными всеукраинскими партиями. Также эксперт полагает, что проведение местных выборов согласно принятому закону, может существенно исказить волеизъявление граждан. «Существенное ограничение участия ряда политических сил и политиков, или же их полное недопущение к участию в предстоящих выборах, способствует концентрации власти на местах в руках действующей парламентской коалиции, и, в первую очередь, в руках Партии регионов. На предстоящих выборах будет отсутствовать политическая конкуренция», - заявил Владимир Застава. Также эксперт отметил, что принятый закон выгоден Юлии Тимошенко. «В настоящих условиях многие оппозиционные силы, желающие принять участие в предстоящих выборах, фактически будут вынуждены выдвигаться от партии Юлии Тимошенко – Батькивщина. Это касается как новых оппозиционных политиков, так и партнеров Тимошенко, входящих в БЮТ. Из всех существующих оппозиционных партий именно Батькивщина имеет одну из самых разветвленных сетей зарегистрированных партийных ячеек, которые согласно новому закону будут иметь возможность выдвигать своих кандидатов для участия в выборах. Таким образом, Тимошенко будет пытаться укрепится в качестве основного оппозиционера действующей власти и растворить в Батькивщине многих из своих конкурентов по оппозиционному лагерю».