Все публикацииПолитика

"Укртранснафта" судится с "Транснефтью"

На прошлой неделе оператор нефтетранспортной системы компания «Укртранснафта» подала иск к российской «Транснефти» с требованием возместить $7 млн убытков, возникших из-за отказа последней транспортировать нефть через территорию Украины.

Украина предлагает России подписать новое соглашение о транзите нефти с применением принципа «качай или плати» в обмен на отказ от использования нефтепроводной системы в реверсном режиме для прокачки импортируемого по морю сырья на белорусские НПЗ.

Как рассказали в пресс-службе «Транснефти», «Укртранснафта» подала в суд иск к российской компании о взыскании около $7 млн. Соответствующее требование направлено в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России. В «Транснефти» уточнили, что «Укртранснафта» обвиняет ее в невыполнении гарантированных объемов прокачки нефти через Украину. Так, в конце прошлого года «Транснефть» и «Укртранснафта» подписали соглашение о предоставлении возможности в 2010 году перекачки в Европу не менее 15 млн т нефти.

Глава «Транснефти» Николай Токарев ранее заявлял, что сокращение объемов прокачки произошло после того, как тарифы «Укртранснафты» в начале года выросли на 30%. Кроме того, он объяснил, что в «Транснефти» осуществляют прокачку в соответствии с заявками, которые в этом направлении подают российские нефтяники: «Если нет заявок, мы не можем обеспечить нужный объем прокачки". Председатель правления «Укртранснафты» Александр Лазорко комментировать иск компании отказался.

По словам высокопоставленного источника в Кабинете министров, Украина намерена добиться от России внесения дополнений в соглашение о прокачке нефти, в частности принципа «качай или плати». «Этот вопрос вчера вечером должны были обсудить премьер-министры Украины и России Николай Азаров и Владимир Путин»,– уточнил собеседник и добавил, что накануне Украина сообщила российской стороне о желании Белоруссии транспортировать до конца года 4 млн т венесуэльской нефти через порт Южный на белорусские Мозырьский и Новополоцкий НПЗ. В будущем объем транспортировки нефти, поступающей в Белоруссию морским путем, может быть увеличен на 3-5 млн т.

Украина уже имеет опыт поставок азербайджанской нефти на Кременчугский НПЗ через порт Южный. Все, что нужно,– это наладить возможность качать нефть в реверсном режиме до белорусских НПЗ. «В принципе, это несложно и займет один-два месяца»,– сказал источник издания. По его словам, Украина уведомила об этих планах Россию: «Мы пояснили, что оснований отказываться от этого предложения нет. Ведь у нас объем транспортировки нефти все время падает». В «Транснефти» комментировать эти предложения отказались.

«Если Украина наладит поставки нефти в Белоруссию, она начнет ломать монополию России на восточноевропейском рынке нефти. Естественно, это невыгодно российским нефтяным компаниям, поэтому мы можем ожидать сделки – гарантии в обмен на отказ от демонополизации»,– считает заместитель директора научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.