Все публикацииПолитика

Компромисс тандемов

Президенты Виктор Янукович и Дмитрий Медведев обещали масштабные соглашения, которые будут подписаны во время их харьковской встречи. Президенты не обманули. Хотя правды ради следует все же признать, что это не совсем президентские соглашения.

Компромисс тандемов
Фото: Unian

Еще за день до их подписания не было известно, будут ли достигнуты российско-украинские договоренности. После того как без каких-либо конкретных результатов завершились переговоры, которые в несколько заходов проводил в Москве министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, в российскую столицу спешно прибыл премьер Николай Азаров. Именно во время его переговоров с Владимиром Путиным и были обозначены окончательные параметры документов, подписанных в пятницу Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым. Так что подписанные соглашения вполне можно назвать компромиссом тандемов.

Если охарактеризовать эти договоренности одним предложением, то они означают обмен газа на флот. Но предложение это отнюдь не раскроет сути соглашений, достигнутых между тандемами. Потому что не объяснит, что на самом деле получили стороны и зачем им все это было нужно.

Фото: EPA/UPG

Итак, что получила Украина? 30%-ю скидку на газ в случае, если цена тысячи кубометров будет менее $300 или скидку в $100 за каждую тысячу кубов в случае, если цена будет выше $300. При этом цена на газ будет определяться по формуле, заложенной в соглашения между Москвой и Киевом в период премьерства Юлии Тимошенко. Украина согласилась закупать заранее оговоренные объемы газа и платить штрафы в случае его недобора. То есть основное требование украинских переговорщиков, пытавшихся избавиться от энергетической зависимости от России, было Москвой проигнорировано. Украина может не заботиться об энергосбережении, может не разрабатывать сланцевый газ, может не отказываться от тех отраслей промышленности, которые окажутся нерентабельными – все равно придется закупать столько российского газа, сколько обозначено в договоренностях. По большому счету, подписанные соглашения – это спасение украинской экономики прошлого и приговор украинской экономике будущего. Но и особого выхода у правительства Николая Азарова тоже не было: без российской скидки нет никакой возможности получить деньги МВФ, без денег МВФ нельзя сверстать бюджет, без сверстанного бюджета нельзя обеспечить социальную стабильность. То есть это тактическая победа власти, обреченной на стратегическое поражение. Потому что вот сейчас уж точно можно забыть о каких-либо реформах. Но можно рассчитывать на усиление борьбы в верхах: следует помнить, что подписанные соглашения выгодны группе Ахметова, но крайне невыгодны группе Бойко–Фирташа, боровшейся не столько за скидку, сколько за изменение формулы. Сохранение же формулы оставляет «РосУкрЭнерго» за бортом подписанных соглашений – но дает возможность получить газ из хранилищ по суду. Теоретически. Потому что практически возврат этого газа также ставит точку на перспективах сверстать бюджет, получить деньги от МВФ и далее по тексту.

Фото: Unian

Что получает Россия? Возможность сохранения Черноморского флота РФ в Севастополе еще на 25 лет при незначительном увеличении арендной платы за его пребывание. Конечно, нужно еще ознакомиться с самим текстом документа. Но пока что следует признать, что существующий порядок базирования не позволяет обновлять корабли и другую технику флота и превращает его в плавучий – если плавучий – музей. Но даже если и предположить, что Россия сможет создать в Черном море современную флотилию, то с кем она будет бороться? Все страны черноморского бассейна, помимо Украины и Грузии, – члены НАТО. При всем условно негативном отношении России к Альянсу она вряд ли будет вступать в прямую конфронтацию с его членами, тем более что с такими странами, как Турция, Россию объединяет больше, чем разъединяет. Если же считать, что Черноморский флот нужен для давления на Тбилиси, то это уж совсем смешно: за ближайшие три десятилетия политическая ситуация в Грузии может измениться несколько раз. Конечно, можно предположить, что российскому руководству продление сроков базирования флота нужно для демонстрации собственного величия по телевизору, но если сопоставить цену скидки для Украины с ценой величия, то это вряд ли будет соразмерно. Зато Россия поставила в непростое положение нового украинского президента: оппозиция не упустит возможности обвинить его в предательстве национальных интересов, причем делать это будет уже вся оппозиция, а отнюдь не только Юлия Тимошенко. Тема предательства будет обсуждаться все пять лет нахождения Януковича на посту главы государства, флот станет главным – и неопровержимым с точки зрения всего бывшего «оранжевого» электората – доказательством неуважения главы государства к национальным интересам. Теперь – наконец-то – между Януковичем и «остальными» пролегла четкая разделительная линия длиной в 25 лет.

Поэтому с точки зрения рентабельности соглашений Россия получила – во всяком случае, пока что – не очень много. Вопрос контроля над украинской ГТС, совместных проектов в авиастроении, даже обсуждавшаяся накануне встречи президентов возможность участия России в атомных проектах Украины, – все это осталось за бортом переговоров Медведева и Януковича (за исключением участия России в строительстве Хмельницкой АЭС). Поэтому вопрос о том, зачем Москва пошла на экономически явно невыгодную для себя сделку с Киевом, остается открытым. Дьявол, как всегда, отыщется в деталях. В конце концов, все предыдущие энергетические соглашения Москвы и Киева были корпоративными. И вряд ли договоренности Медведева и Януковича станут исключением.