Все публикацииПолитика

Неуместные выборы

«Подумаем об этом завтра», – решили в команде новоизбранного президента и отменили местные выборы на неопределенное время. Скорее всего, незабвенная Скарлет О’Хара одобрила бы подобный подход к проблеме, прекрасно понимая, что новой украинской власти нынче не до того.

Неуместные выборы
Фото: ria.ua

Слишком уж немалый объем энергетических, умственных, организационных и прочих затрат направляется ею сегодня на осваивание высоких кабинетов. Заниматься одновременно с этим еще и таким хлопотным делом, как выборы местных советов и градоначальников, означало бы существенно осложнить себе жизнь. Поскольку это мероприятие требует серьезной подготовительной работы, максимальной концентрации усилий и существенных материальных затрат. Как только «регионалы» найдут время на первое, поймут, что их хватает на второе, и насобирают достаточное количество третьего – наступит завтра. Хотя…

Если к Валерию Коновалюку относиться серьезно даже после того, как он без тени самоиронии рассчитывал стать главой СБУ, то это «завтра» должно наступить 7 ноября. Именно такая дата фигурирует в его проекте постановления о проведении выборов в местные органы власти. Иные представители «бело-синего» лагеря называли и другие возможные сроки всенародного волеизъявления. Так, по мнению Александра Ефремова, смена местного депутатского корпуса должна состояться в марте следующего года. 27 марта 2011 предлагается провести местные выборы и в проекте постановления «бютовца» Николая Томенко. Эта дата возникла в связи с изменениями в Конституцию, увеличивающими срок полномочий депутатов советов всех уровней с четырех до пяти лет. Правда, конституционная норма, продлившая пребывание слуг народа во власти на целый год, вступила в действие после того, как прошли выборы-2006. А это дает основания считать, что полномочия ныне действующего местного депутатского корпуса ограничены четырьмя годами.

Но все это, похоже, уже из области изысков гурманов от правовой казуистики. Те, кто подобными тонкостями себе голову не сушит, с простодушной прямотой предлагают перенести местные выборы даже не на завтра, а на «когда-нибудь потом». Почему бы не совместить их с выборами в парламент, которые должны состояться в 2012 году? Такую мысль не так давно высказал еще один «регионал» – Владимир Вечерко. Словом, есть где разгуляться интриге. И она прежде всего заключается в том, насколько крепкой и дееспособной будет парламентская коалиция, объединившая фракции Партии регионов, коммунистов, Блока Литвина и примкнувших к ним бесхозных депутатов. Если работа большинства в Верховной Раде не заладится, возникнет вопрос о перезагрузке всего парламента. И тогда местные выборы, скорее всего, будут приурочены к досрочным выборам в парламент и пройдут гораздо раньше марта 2012 года. Все это более-менее прояснится примерно чрез месяц-полтора. Столько, кажется, премьер-министр Николай Азаров отвел правительству на подготовку проекта государственного бюджета на 2010 год? Наличие в нем строки расходов на проведение местных выборов будет свидетельствовать о том, что иногда к Валерию Коновалюку все же можно относиться серьезно.

По проекту бюджета можно будет судить и о еще одной существенной детали. Здесь самое время и место привести одно из множества высказываний по этому поводу главы нынешнего украинского правительства: «Сводный бюджет страны должен формироваться снизу вверх и, прежде всего, за местными бюджетами нужно закрепить надежные источники доходов, а местным властям дать больше полномочий и возможностей в бюджетном процессе». Произнося это, Николай Янович пребывал в оппозиционном правительстве. Так, может быть, теперь, став полномочной властью, Партия регионов, наконец, попытается оправдать свое название и на деле реализует свой основной идеологический принцип «Сильные регионы – мощное государство»? Сила-то, как известно, в правде. А правда состоит в том, что без достаточного количества финансов, которыми они самостоятельно распоряжались бы, регионам никогда не стать сильными, а местному начальству никогда не стать полновесной властью.

"У нас забирают 60% налога на землю и 75% налога на прибыль граждан. Зато оставляют 100% ответственности за людей. Все промахи и ошибки центральной власти бьют по нам, сельским головам. Народ возмущен. А что мы можем сделать? Сельский голова постоянно ходит с протянутой рукой. Работаем для людей больше как психоаналитики – выслушиваем, сочувствуем. Но реально сделать ничего не можем", – это монолог одного из сельских голов из Полтавской области.

Просто и исчерпывающе. Увеличат ли новый президент и его правительство тот голодный паек, на котором вот уже который год сидит вся местная власть? Или мы опять, как в случае с Дмитрием Табачником, услышим о том, что позиция и воззрения политика-оппозиционера – это одно, а его действия при власти – совсем другое?

По логике вещей, заселившие величественное здание на столичной улице Грушевского государственные мужи как никто должны быть заинтересованы в том, чтобы в городах и весях проистекала полнокровная, налаженная и благополучная жизнь. Чтобы строились и ремонтировались дороги, газифицировались села, собирался урожай, предотвращались взрывы в котельных и решались вопросы с занятостью трудоспособной части населения. Ну, зачем им постоянно отвлекаться на эту «бытовуху», если они целиком и без остатка должны быть сосредоточены на разработке и внедрении социально-экономической, финансовой, налоговой, пенсионной и прочих реформ, а также обеспечении безопасности страны и отстаивании национальных интересов на международной арене? Но нет, их почему-то постоянно тянет грудью защищать от взрывающихся боеприпасов жителей Новобогдановки, бороться с последствиями наводнения в Западной Украине, разгружать самолеты с лекарствами от свиного гриппа в Борисполе, устраивать разносы молодой команде мэра Киева… И все это под прицелами взвода телекамер. Народ, мы с тобой! Мы тебя любим! Еще чуть-чуть – и залюбим до смерти!

Рисунок: Александр Дубовский

Так и хочется сказать: «Да оставьте вы этот народ в покое!». Напишите нормальный закон о выборах в местные органы власти, поменяйте порочную бюджетную политику, из-за которой уже практически все регионы стали дотационными, и, ограничившись контролем, перестаньте вмешиваться в деятельность местной власти, которая должна иметь право осуществлять собственную, местную политику. Не киевскую, а в нынешний политический период – не донецкую, но днепропетровскую, львовскую, тернопольскую, полтавскую, крымскую… Ведь в то время, как центральная власть отбирает хлеб у местной, последняя тоже не сидит сложа руки, а пытается составить первой достойную конкуренцию. Кажется, это чисто украинское «ноу-хау» – когда местные руководители усиленно занимаются проблемами общегосударственного уровня, вполне конкретные задачи области, города, района и села отодвигая на третий, четвертый и пятый планы.

Красноречивым подтверждением данного утверждения могут служить вопросы, которые, к примеру, поднимались на последних сессиях областного и городского советов в Херсоне: о грузинских наблюдателях-боевиках, об обращении к международной общественности по поводу выборов президента и т. д. И ничего, что город и область в это время утопали в снегу, сидели без света и вообще находись в состоянии, приближенном к критическому. Вглядевшись в мэров украинских городов, легко обнаружить тех, кто становился градоначальником благодаря своим выступлениям за или против НАТО, русского языка, УПА... Горожан при этом не смущало, что мэр должен быть за исправно работающую канализацию, бесперебойное поступление в их жилища тепла и света, регулярное движение общественного транспорта и прочее, прочее. Точно так же, как и депутаты местных советов. Но их политизированность и идеологизированность – результат избирательной системы по партийным спискам.

Способность проголосовать за изменения правил выборов на местах, вернув «мажоритарку», – еще один тест для правящей коалиции на готовность к принятию решений в интересах государства и его граждан. Как, впрочем, и для оппозиции. О необходимости снятия с местных советов партийного бремени во время президентской гонки заявляли практически все ее участники. Потому что это находит широчайшую поддержку у электората. Сегодня, когда электорат вновь превратился в простых людей, у больших партий, к коим, безусловно, относится и Партия регионов, появилось огромное искушение оставить все как есть. Ведь зависимыми списочниками куда легче руководить, нежели беспривязными мажоритарщиками. Впрочем, наблюдая за тем, как Киев активно расставляет на все мало-мальски значительные должности в регионах, как это ни каламбурно звучит, донецких, начинаешь понимать: даже при мажоритарной системе выборов большинство в советах «сине-белым» гарантировано. А значит, существует вероятность того, что партийные списки на местных выборах будут аннулированы. Появятся ли после этого в стране качественный депутатский корпус и цивилизованное местное самоуправление – большой вопрос. Кажется, чтобы понять их важность для страны, команде новоизбранного президента нужно думать еще долго, гораздо дольше, чем до завтра.

Хотя – что тут непонятного? Пока от решений на Печерских холмах зависит судьба местных выборов, ремонт районных больниц и школ, уборка мусора во дворах и количество снегоуборочной техники на улицах городов, происходит дальнейшее атрофирование местной власти. Развития и укрепления регионов в таком случае ждать не приходится. А значит, если следовать программному постулату Партии регионов, не приходится ждать развития и укрепления страны. Ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра.