ГоловнаПолітика

Пиррово поражение

– У меня есть только план А, – ответила Тимошенко, когда за два дня до выборов журналисты поинтересовались, есть ли у ее команды заготовки на случай поражения. И как оказалось, говорила правду. Растерянное молчание в первые дни после голосования и не слишком убедительная попытка оспорить результаты голосования продемонстрировали, что Юлия Владимировна действительно не «подстилала соломку».

Пиррово поражение
Фото: Макс Левин

Как говорят люди из ближайшего окружения – она искренне и даже несколько суеверно считала, что попытки подготовить «план Б» деморализуют ее соратников и ослабят волю к победе. Зато теперь бютовцы и симпатизирующие им эксперты вовсю сравнивают Тимошенко с Кутузовым, чуть ли не заманившим Наполеона-Януковича в зимнюю Москву. Возможно, это такая терапия. Юлии Владимировне действительно нужно успокоится. Столь крупного поражения еще не было в её политической карьере. И для того, чтобы придти в себя, участие и добрые слова безусловно не помешают. Но важно при этом не пытаться снова выдать желаемое за действительное.

Янукович в общем-то на Наполеона не похож. И на Ганнибала, упреждая дальнейшие изыски доброхотов, тоже. Не говоря уже о Пирре. Но и Тимошенко – не Деций Мус, не Максим Кункатор. И совсем не Кутузов. Разумеется, Михаил Илларионович тоже не ставил перед собой цель непременно сдать супостату Белокаменную. Но всё же не организовывал уличные бои в «старой столице», а организованным маневром отвел армию на заранее подготовленную позицию. Сохранив преимущество в живой силе и ресурсы, необходимые для продолжения борьбы. За ним была целая страна. А Тимошенко наоборот – еще до «Бородина» положила на алтарь победы все что у неё, как у премьера (и Украины, как у страны), имелось в наличии. Да еще и назанимала денег за рубежом. Долги, конечно, тоже могут быть инструментом. Говорят, что Юлия Цезаря в свое время власти привели кредиторы – у них просто не было другого способа вернуть «инвестированное». Но у Международного валютного фонда сейчас положение совсем не такое уж безвыходное. Да и стратегические партнеры Украины довольно быстро признали победу Виктора Федоровича – очевидно полагая, что новая власть по долгам будет платить не менее исправно. Зато будет куда стабильнее и предсказуемее.

И уже поэтому, кстати, обещания Тимошенко оставаться в кресле премьера до упора, сопротивляясь укреплению власти Януковича, особого энтузиазма на Западе не вызывают (с Востоком посложнее – но об этом чуть позже). Хотя для неё лично и для всего «бютовского лагеря», включая переориентировавшихся на Юлию Владимировну нунсовцев, эта линия обороны жизненно важна. Не имея плана Б ей нужно – пусть даже наспех – подготовить тылы. Чтобы в случае чего было куда отступать. Правда, судя по тому, как строится оборона на данный момент, есть риск что удержание этой «линии Мажино» может превратиться в очередную самоцель. На сохранение Тимошенко в здании Кабмина будут брошены остатки сил и ресурсов, а «зимние квартиры» так и останутся не готовыми.

С другой стороны, дело ведь не только в эмоциональности самой Юлии Владимировны и не в излишней увлеченности сторонников. А в отсутствии той самой стратегии деятельности на несколько лет вперед. То, что регионалы говорят, что Тимошенко в оппозиции выглядит лучше – это всего лишь элемент предвыборной риторики. То, что эксперты уверяют, что оппонируя власти Юлия Владимировна «безусловно» выигрыла бы минувшие выборы, - не более, чем утешение. Выборы она УЖЕ не выиграла. А оппозиционеркой ей ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ стать. Между тем, за два с половиной года пребывания у власти её соратники уже свыклись (а то и срослись) с этим статусом и положенными по нему бонусами. И отказаться от них им будет очень нелегко. И к тому же одно дело – оказывать поддержку политику восходящему, через год-два способному стать властью, и совсем другое – играть в одной команде с проигравшим, да еще с туманными перспективами возвращения во власть. Спонсоры и меценаты у нас вообще народ пугливый. А их в последнее время еще и держали в черном теле, обещая призы после победы. И когда вместо сладостного момента, когда наконец можно «делить наши деньги», им предложат снова вложится в новоиспеченный «Союз меча и орала» - не каждый поймёт…

Фото: Макс Левин

Юлия Владимировна, конечно, обладает фантастическим даром убеждения. Но всему есть свои границы. Оппозиция – это долговременная игра. Особенно если речь идёт не о реванше на ближайших выборах, а скажем о кампании-2015. Конечно, Тимошенко может говорить, что Янукович продержится недолго, но в скорый импичмент едва избранного президента поверят только те, кто очень хочет в это верить. БЮТ не смог помешать даже отмене местных выборов, хотя для неё не было никаких конституционных оснований. Так что гораздо более реальным выглядит продление полномочий власти, чем досрочное переизбрание.

Конечно, в последнее время в Украине действует закон маятника. И на президентских, и на парламентских выборах побеждает оппозиция. Точнее – те, кого избиратели считают «главными оппозиционерами». Но в том-то и дело, что на сегодняшний день Тимошенко – далеко не единственный претендент на звание главного противника власти. Речь, конечно, не в вечных оппозиционерах из КПУ, удобных любой власти. На Ющенко и жалкие остатки того, что еще недавно называлось «национал-демократическим лагерем» внимание тоже в общем-то можно не обращать – дескать, они Юлии Владимировне не конкуренты, и в конечном итоге «сами к дому прибегут», понимая бесперспективность самостоятельной игры. Но выборы 2010 года продемонстрировали очевидный запрос украинцев на «третью силу». Сергей Тигипко и воспрянувший в последнее время духом Арсений Яценюк на будующих президентских и тем более парламентских выборах точно не намерены уступать место даме. Избирателю они ещё не успели смертельно надоесть. И потому могут рассчитывать на голоса не только тех, кому категорически неприемлем Янукович, но и тех, кто возлагает надежды на «свежую кровь». А Юлия Владимировна – даже будучи ровесником Тигипко – на эту роль претендовать не может. Более того – ей постоянно будут напоминать, что у Сергея Леонидовича было больше шансов победить во втором туре, и только жадность Тимошенко обеспечила приход Януковича к власти. Насколько справедливы такие упреки – не суть важно. Главное, что они будут. И в случае, если «бронзовый призер» будет разыгрывать карту оппозиционера, помогут ему перетягивать это одеяло на себя.

Фото: Андрей Скакодуб

В этом смысле бютовцы даже заинтересованы, чтобы Тигипко с Яценюком ушли во власть. Расчистив тем самым поле для маневра Тимошенко. Даже если это позволит снять с регионалов и лично Януковича долю ответственности за состояние дел в стране, и тем самым лишит Юлию Владимировну части аргументов и поводов для критики. Даже если критиковать Тигипко в качестве премьера Тимошенко будет не с руки – в конце концов она ведь сама предлагала ему этот пост. Всячески расхваливая таланты «сильноукраинца». В конце концов, лидеру БЮТ менять позицию на диаметрально противоположную не привыкать. А поводов для атаки на власть в целом, скорее всего, всё равно будет в избытке.

С другой стороны – кто бы не стал премьером, регионал или представитель «третьей силы», - Юлии Владимировне придётся бороться не только с политическими конкурентами, но и с собственной «тенью». Легко обвинять в поражении противников. Гораздо сложнее самого себя. Но иногда без этого не обойтись. Спичрайтеры Тимошенко могут ей напомнить, что даже у Эсхила в «Персах», главным виновником поражения царя представлены не греки (хотя автор с гордостью говорит об их доблести), а сам царь, точнее его гордыня. Если Юлия Владимировна пыталась мобилизовать избирателей, изображая свою борьбу с Януковичем как эпическое сражение добра и зла, она должна – пусть даже для себя самой – понять, почему для избирателей она оказалась не добром, а в лучшем случае меньшим злом. Ведь избиратели, не проголосовавшие за Тимошенко только потому, что не увидели принципиальной разницы между кандидатами, их программами, их командами (и за это получившие от бютовцев звание «виновников поражения»), никуда не денутся. Разочаровавшихся придётся переубеждать. Вряд ли кто-то поверит, что другой станет сама Тимошенко. Но вот команду… Можно, конечно, и дальше утверждать, что в БЮТ собрались «лучшие кучмисты», только практика показывает, что популярности это ни блоку, ни его лидеру не добавляет. Разумеется, для кадрового обновления потребуются меры непопулярные - не для избирателей, конечно, а для самих кадров. Придётся преодолевать немалое сопротивление, в том числе и со стороны ближайших соратников. Но без этого, всерьез рассчитывать на реванш вряд ли приходится. И опыт регионалов, не прилагавших сверхусилий для своей победы и в оппозиции скорее отсиживавшихся, - не повод расслабляться. Как заметил Николай Катеринчук, «чудо может произойти только один раз». Не говоря уже о том, что в политике вообще слишком рискованно полагаться на чудо.

Неплохим поводом для обновления и «партийных чисток» по всей вертикали могли бы стать местные выборы. Но их регионалы поспешили «подвесить». Предложив к тому же поменять избирательную систему. Собрать большинство голосов за возвращение к мажоритарке на местном уровне будет не так уж сложно – учитывая настроения в «Нашей Украине» и блоке Литвина, понимающих, что их списки могут и не собрать необходимых 3 процентов, а нужные им авторитетные люди пробиться в местные советы способны, нужно только подсобить с законом. Для БЮТ подобное изменение правил наоборот будет ударом под дых. Потеряв возможность «сдавать в аренду» свой бренд они рискуют не только не провести верных людей в новый состав советов, но и потерять контроль над действующими фракциями. И тогда о перестройке партийной инфраструктуры придётся забыть. А не имея базы хотя бы на местном уровне - о реванше придется больше мечтать. Убаюкивая себя рассуждениями о «пирровой победе» Януковича.

Кстати, если уж бютовцам так нравятся аналогии с классической древностью, им стоит вспомнить, что последнем сражении з Пирром верх взяли как раз римляне. Победа, правда, была не очень убедительной, можно даже сказать вымученной. Царь Эпира был уверен, что покинул поле боя непобежденным. И настоящий триумф у него впереди. Это уже после оказалось, что полководческое счастье отвернулось от него навсегда.

Алексей МустафинАлексей Мустафин, руководитель департамента документально-публицистических программ СТБ
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram