Все публикацииПолитика

В МВД действуют расистские инструкции?

Анализ ряда документов МВД Украины, осуществленный в прошлом году, обнаружил 14 подзаконных актов, которые базируются на этнически выборочных принципах и прямо определяют расу и этническую принадлежность как ключевой фактор в определении подозреваемых, пишет в своей статье для «Зеркала недели» Бойко Тодоров, эксперт Центра исследования демократии (Болгария).

«В Украине, несмотря на этническое разнообразие (национальные меньшинства составляют 22,2% населения) и рост количества мигрантов, на государственном уровне до сих пор не существует программы повышения уровня терпимости в обществе», — отметил эксперт.

Первая попытка вовлечь представителей украинской милиции в решение проблемы этнических стереотипов (путем анализа внутренних подзаконных актов МВД в контексте этнической предубежденности) была осуществлена лишь в прошлом году — в рамках общего проекта Британского совета в Украине, Британского посольства в Украине, МВД Украины и Харьковского института социальных исследований, пишет Тодоров.

«Проанализировав ряд документов, группа исследователей обнаружила 14 подзаконных актов МВД, базирующихся на этнически-избирательних принципах и прямо определяющих расу и этническую принадлежность как ключевой фактор в установлении подозреваемых», — отметил эксперт.

По его мнению, основными факторами, которые влияют на неравномерность внимания органов внутренних дел к представителям расово этнических меньшинств есть как их общее социальное неравенство, отличия в использовании публичного пространства (например, подавляющее использование общественного транспорта некоторыми группами населения означает, что их чаще можно увидеть на железнодорожных вокзалах и автобусных станциях), так и преувеличение со стороны средств массовой информации, горячая риторика националистов о прямой связи между определенной национальностью и преступлениями и тому подобное.

Причем, отмечает эксперт, этнически выборочный подход не только нарушает права и достоинство целого сообщества, он является еще и неэффективным средством охраны общественного порядка. Например, когда таможенная служба США отказалась от дискриминационного подхода и улучшила надзор за принятием решений относительно задержания и обыска пассажиров, за два года после этого обысков было осуществлено на 75% процентов меньше, а показатель «попадания в цель» вырос с почти 5% до свыше 13%, констатирует Тодоров.