Все публикацииПолитика

Казна под гарантом

21 декабря президент Украины Виктор Ющенко подписал указ о создании на территории государственной организации «Государственная резиденция “Синегора”» национального природного заповедника. Таким образом, менее чем за месяц до дня очередных президентских выборов начался процесс реорганизации наиболее непрозрачного государственного учреждения в стране – Государственного управления делами (ГУД).

Как утверждает источник «Левого берега» в Секретариате президента (СП), реорганизация ГУД – с одной стороны, часть предвыборной тактики Виктора Ющенко как кандидата в президенты. С другой – в штабе Ющенко, который возглавляет руководитель Государственного управления делами Игорь Тарасюк, ощущают: если президентом Украины станет Юлия Тимошенко, все тайны финансовой и хозяйственной деятельности выползут на свет и, что называется, «вылезут боком» и г-ну Ющенко, и г-ну Тарасюку.

По данным Фонда государственного имущества, стоимость активов, управляемых ГУД, составляет около 89 млрд. грн. Это 84 предприятия и учреждения. Среди них – две строительных организации, ГП «Житомирский ликероводочный завод», ГП «Пресса-Украины», занимающееся издательской деятельностью. В управлении ГУД гостиницы, выставочные центры, авиационное предприятие, более полутора десятков санаториев, 5 лесных хозяйств – часть из них со статусом заповедников и национальных парков, 4 медицинских учреждения. Ежегодно из государственного бюджета на их финансирование выделяется около 300 млн. грн.

Впрочем, объекты управления делами приносят доход и без государственных вливаний. Санатории ГУД принимают не только чиновников, чье оздоровление оплачивается из бюджета, но и частных посетителей. Стоимость пребывания в санаториях ГУД варьируется от 500 до 4 тыс. грн. в сутки. Государственное предприятие «Пресса Украины» и издательский комбинат «Украина» сдают свои помещения, расположенные по проспекту Победы и улице Дегтяревской в Киеве, в аренду юридическим и физическим лицам. Стоимость квадратного метра площадей в принадлежащих им зданиях варьируется от $30 до $100. Житомирский ликероводочный завод производит и продает спиртные напитки, а Строительное управление ГУД выступает подрядчиком-исполнителем строительства жилых домов. Доход управления только за 2005 год составил более 850 млн. грн. Куда же поступают средства, полученные от деятельности этих предприятий?

По словам экс-главы Фонда госимущества Валентины Семенюк, все они платят подоходный налог в государственный бюджет, а остальными средствами распоряжаются в соответствии с внутренними документами. То есть по собственному усмотрению. Правда, часть из них, например, «Пресса Украины», ГП «Житомирский ликероводочный завод», платят дивиденды государству. Но поскольку они являются государственными компаниями, информация об их финансовых показателях может не обнародоваться. Как, впрочем, и информация о том, как расходуются средства, выделяемые на их деятельность из государственного бюджета.

Далеко не все из них можно, как «Синегору», сделать национальным заповедником. Правда, есть другой путь – немедленно передать все эти структуры в долгосрочную аренду частным лицам. По всей вероятности, так и будет сделано. «Надо посмотреть на результаты первого тура (президентских выборов – «Левый берег»), насколько долго затянется оглашение его результатов, и отсюда смотреть» – говорит собеседник «Левого берега» из избирательного штаба Виктора Ющенко. По его словам, команда Игоря Тарасюка уже давно готова к любым неожиданностям – шаблоны договоров о передаче в аренду предприятий ГУД давно подготовлены, там остается лишь вписать названия предприятий, суммы и поставить подписи.

В то же время, чтобы начать этот процесс, необходим соответственный указ президента. Впрочем, это может сделать и сам Игорь Тарасюк. По данным источников в Секретариате президента, после отставки Виктора Балоги именно ему, а не Вере Ульянченко, было передано факсимиле подписи Виктора Ющенко. Правда, в настоящее время факсимиле используется достаточно редко – президент очень боится принимать какие-либо решения, кроме награждений и предоставления очередных званий, а поэтому усиленно следит за лишними подписями. Хотя чтобы понять, насколько легко в Государственном управлении делами проводятся любые изменения, достаточно обратиться к документам, которые регламентируют его деятельность.

Годы развития

Государственное управление делами президента Украины (в народе – «ДУСя» от аббревиатуры названия на украинском языке) было создано указом президента Леонида Кучмы №278 от 23 февраля 2000 года. Сразу заметим, что ни этот указ, ни многие последующие, которые вносили в него изменения, не опубликованы до этих пор. Ситуация изменилась с избранием в январе 2005 года нового гаранта Конституции, который, к слову, руководил правительством во время создания «ДУСи». Все указы, касающиеся этого ведомства, с 2005 года потеряли гриф «Не для печати» и находятся в базах законодательства открыто. Правда, понять из них что-либо невозможно, так как их текст сводится к тому, что нужно добавить такое-то слово в такой-то абзац первоначального текста указа.

Проповедуя открытость власти и свободу слова, Виктор Андреевич не позаботился о том, чтобы сделать открытой структуру, которая обеспечивает его работу. Между прочим, даже распоряжения Кабмина о передаче в управление ГУД ряда объектов, которые появились в 2002 и 2004 годах при премьерах Анатолии Кинахе и Викторе Януковиче соответственно, тоже были засекречены до 2008 года. Сейчас список принадлежащих «ДУСе» объектов опубликован на официальном сайте ГУД, однако открытости структуры это не способствует.

Первым руководителем ГУД был покойный ныне генерал-полковник милиции Юрий Дагаев. Тогда в СМИ его называли «человеком президента» и говорили, что ГУД создан под него. После его смерти от инфаркта в июле 2003 года должность «главного завхоза страны» пустовала больше двух месяцев, пока в октябре этот пост не занял бывший председатель государственного комитета водного хозяйства Игорь Бакай. Но уже через год – в декабре 2004-го – Игорь Михайлович покинул страну и свою должность и был объявлен в международный розыск. В результате проверки ГУД ГлавКРУ его обвинили в злоупотреблении служебным положением и незаконной растрате 825,5 млн. грн. Сейчас Игорь Бакай живет в Российской Федерации, имея соответствующее гражданство, хотя с мая 2005 года и находится в международном розыске.

Снова специфическая должность несколько месяцев оставалась вакантной, пока 1 апреля 2005 года ее не занял совладелец ОАО «Мироновский хлебопродукт» (ТМ «Наша Ряба») Игорь Тарасюк, находящийся в этой должности и поныне. При нем ГУД избавляется от «непрофильных активов», например, от Дибровского конного завода или совхоза «Чайка». В октябре 2009 года в интервью «Украинской правде» Игорь Тарасюк рассказал, что ГУД передал Житомирский ликероводочный завод Министерству аграрной политики. Через несколько недель в приемной гендиреткора ЛВЗ Виталия Герца «Левому берегу» четко заявили, что завод управляется ГУД. О передаче завода Минагрополитики там не слышали.

К слову, договориться об интервью с Виталием Герцем не удалось. Мы звонили ему три раза с недельным интервалом – и каждый раз он был в командировке.

Впрочем, сотрудники Государственного управления делами оказались еще более немногословными: заместитель руководителя ГУД Ростислав Валихновский отказался беседовать с «Левым берегом», сославшись на отсутствие соответствующих полномочий. Он посоветовал нам обратиться к Игорю Тарасюку. Между тем, по номерам телефонов в приемной Тарасюка никто не отвечал на протяжении нескольких недель.

Таинственные функции

Что конкретно представляет собой управление делами президента? На официальном сайте лишь указано, что ГУД создано «с целью уменьшения управленческих затрат, сокращения аппарата, который обеспечивает деятельность президента, Верховной Рады, Кабмина, Совбеза и других государственных органов». Основными задачами управления делами является финансовое, материально-техническое, социально-бытовое, лечебно-профилактическое, транспортное обеспечение деятельности высших чиновников всех этих государственных институтов.

Это один из главных рычагов контроля чиновников. Именно ГУД обеспечивает их жильем, транспортом, путевками в профилактории и санатории. «Если депутату или кому-то из высших чиновников понадобиться материальная помощь, машина, дача, квартира, путевка, то все будут знать, куда идти, а в ГУД уже решают – дать, не дать», – говорит бывший глава СП Олег Рыбачук.

Особенно это чувствовалось при Леониде Кучме, когда ГУД отвечало за удовлетворение потребностей не только президентских служб, а еще правительственных и парламентских. В феврале 2007 года Виктор Ющенко своим указом внес изменение в положение о ГУД, которым обязал его заниматься обеспечением лишь его самого, СНБО, СП и «других служб, созданных президентом». Впрочем, пункт 3 положения был изложен в такой редакции: «Обеспечение Верховной Рады, Кабинета министров и других органов осуществляется ГУД в рамках предоставленных ему бюджетных полномочий. В других случаях обеспечение деятельности этих органов осуществляется предприятиями, организациями, которые пребывают в управлении ГУД». Несмотря на оригинальное нормотворчество, суть полномочий «ДУСи» не изменилась.

Как объяснили «Левому берегу» в Службе безопасности Украины, указы президента, регламентирующие создание и полномочия Государственного управления делами, являются конфиденциальными – им присвоен гриф секретности третьего уровня. Это самый низкий уровень секретности, но обнародование информации из таких документов может повлечь за собой уголовную ответственность для тех, кто это сделал. Впрочем, таких документов в правовой системе Украины достаточно много – по данным управления информационной безопасности СНБО, до 30% от общего массива правовых актов. Эти документы не содержатся на электронных носителях, а лишь в печатном виде, зачастую в десяти экземплярах. Так, например, описывающий полномочия ГУД текст указа президента «О Государственном управлении делами» содержится в шести экземплярах – один в сейфе у Виктора Ющенко, еще один у Игоря Тарасюка, а остальные в распоряжении юридических и финансовых управлений ГУД и Секретариата президента. «Левому берегу» удалось ознакомиться с этим указом – он представляет собой трехстраничный документ, описывающий функции подразделений ГУД по управлению объектами государственной собственности и предоставлению услуг президенту, государственным служащим и народным депутатам и определяющий ответственность чиновников ГУД за невыполнение этих функций. Глава ГУД подчиняется лично президенту и организовывает финансовое обеспечение СП.

Как разъяснили в Секретариате президента, вопросы распоряжения бюджетными и другими средствами ГУД содержатся во внутренних документах, с которыми под подписку о неразглашении знакомят только тех сотрудников, которым они необходимы по работе.

Теневое правительство

По сути, управление делами президента является в государстве вторым правительством, которое, в отличие от основного, работает в тени. Все попытки проверить эту структуру в лучшем случае заканчивались голословными обвинениями. За время руководства Игоря Тарасюка контролирующие органы проверяли ГУД всего один раз – осенью 2005 года по инициативе Олега Рыбачука. Это сделали Счетная палата и ГлавКРУ.

"Я пришел для того, чтобы изменить сложившийся в обществе стереотип о закрытости Банковой. Мы должны были начинать с себя. В первую очередь я обратил внимание на такой непонятный кусок структуры, как "ДУСя". Я не хотел нести за него политическую ответственность. Я собрал совещание, на котором спросил: «Что будем делать с «ДУСом»?». Нужно было понять, каково его финансовое состояние. Тогда по моей инициативе была сделана его проверка Счетной палатой и правительственной контрольно-ревизионной службой. После моего заявления об отставке, вызванной проверкой ГУД, мое сотрудничество с президентом закончилось», – говорит г-н Рыбачук.

Оказалось, что в 2005 году ситуация, по сравнению с 2004 годом, когда руководимый Игорем Бакаем ГУД проверялся ГлавКРУ и Счетной палатой, ничуть не изменилась. В результате аудита 2005 года Счетная палата выявила нарушения по трем направлениям. Во-первых, статус и функции ГУД не соответствуют Конституции. Эта структура не является центральным органом государства, не входит в перечень консультационных, совещательных и других вспомогательных органов президента, создавать которые он имеет право в соответствии с Основным Законом. Проверка установила, что 40% от общего количества объектов, подчиненных ГУД, не имеют отношения к тем функциям, которые на него возложены.

Во-вторых, выявлен ряд нарушений в сфере кадрового обеспечения и оплаты труда. Например, еще в 2005 году в ГУД должности от специалиста 1 категории до завсектором с 5–7 рангом государственного служащего занимало 36 лиц, не имеющих высшего образования. Кроме того, в период реорганизации Администрации в Секретариат президента, затеянной новоизбранным главой государства, в стране под одним идентификационным кодом действовали администрация и два секретариата президента. Сотрудники ликвидирующихся структур больше года получали заработную плату, а потом – разного рода компенсации при увольнении, что облегчило государственный бюджет на 2,5 млн. грн. Это лишь часть кадровых нарушений.

"Премирование работников Секретариата, Национального центра по вопросам евроатлантической интеграции и ГУД осуществлялось на протяжении первого полугодия 2005 года без утвержденных руководством списков. Это привело к нарушениям при использовании средств на оплату труда в размере 2 млн. грн», – сказано в отчете Счетной палаты от 6 июня 2006 года.

Третьим аспектом в сфере нарушений традиционно стала непрозрачная система использования средств. Здесь речь идет о том, что ГУД в первую очередь осуществляет финансирование деятельности президента и его Секретариата. У самого СП денег нет. Он получает в ГУД все – от зарплат и средств на канцелярские расходы до машин и самолетов.

"Непосредственные расходы на обслуживание деятельности президента распылены по нескольким бюджетным программам. При этом фактическое использование средств по программам не соответствует их названию», – сказано в отчете Счетной палаты.

Каким образом исправлены все эти нарушения и брался ли кто-то вообще за их исправление, украинским гражданам вряд ли будет известно. В конце августа о начале новой проверки ГУД публично заявил председатель ГлавКРУ Николай Сивульский. Мы честно тянули с написанием материала, рассчитывая после завершения ревизии из первых рук узнать всю подноготную неконституционного органа, который скрыто использует деньги налогоплательщиков, народные земли и ресурсы для непонятных целей, руководствуясь при этом тайными документами. Но в сентябре Николай Иванович резонно заметил, что проверка только началась и будет длиться в течение трех месяцев, а в декабре и вовсе занемог, когда мы снова побеспокоили его звонком. Оказалось, что глава КРУ в больничном отпуске. Завершена ли проверка ГУД его ведомством, будут ли обнародованы ее результаты, он не уточнил. Очевидно, что каждый реальный кандидат на пост главы государства имеет свои планы на ГУД. Говорить о недопустимости существования в государстве такого органа перед выборами – равносильно отказу от него в случае победы. Ясно, что кто бы ни был новым президентом, но направит «ДУСю» в прежний фарватер, сменив лишь ее кормчего.

Вместо заключения

В соседних с Украиной странах при главах государств тоже действуют управления делами президента. Например – в Российской Федерации и республике Беларусь. Однако что в России, что в Беларуси действует президентская форма правления. Там глава государства по Конституции имеет гораздо больше полномочий. Мало того, в Украине режимы правления в этих государствах называют авторитарными. Правда, это не мешает руководителям управлений делами президентов этих стран публиковать положения о создании такого института, о его функциональных полномочиях и задачах. В Украине же эти документы проштампованы грифом «не для публикации» и скрыты за семью печатями. Но попробуйте спросить у кого-нибудь из украинских чиновников высших рангов, какая страна из трех восточнославянских государств «найдемократичніша»…

Олег Рыбачук, который при создании ГУД в 2000 году был руководителем службы премьер-министра, уверен, что в Украине управление делами президента было создано по образу и подобию российского. Так наследовались принципы управления.

Объекты, находящиеся в управлении Государственного управления делами президента Украины

1. ГП «Санаторий “Алуштинский”»

2. ГП «Санаторий “Гурзуфский”»

3. Санаторный комплекс «Зори Украины»

4. ГП «Санаторий “Форос”» (10 октября 2006 года объявило о начале процедуры банкротства, но формально ГП еще не ликвидировано)

5. ГП «Санаторий “Моршинский”»

6. ГП «Санаторий “Кристальный дворец”»

7. ГП «Санаторий “Конча-Заспа”»

8. Государственная организация «Резиденция “Синегора”»

9. Государственная организация «Лесное хозяйство “Белоозерское”» с резиденцией

10. Санаторий «Збруч»

11. Санаторный комплекс «Пуща-Озерная»

12. Санаторий «Южный»

13. ГП «Дом отдыха “ПСОУ”» ГУД (пгт. Цандрипш, Абхазия)

14. ГП «Санаторий “Москва”» (г. Гагра, Абхазия)

15. Государственное учебно-профилактическое заведение «Санаторий им. М.А. Семашко» (г. Кисловодск, РФ)

16. Санаторий «Украина» - филиал Государственного учебно-профилактического заведения «Санаторий им. М.А. Семашко» (г. Ессентуки, РФ)

17. ГП «Международный детский центр “Артек”»

18. База-отель ГП «Международный детский центр “Артек”» ГУД президента Украины

19. Представительство ГП «Международный детский центр “Артек”» в г. Москва

20. ГП «Аптека»

21. Культурный центр Украины в г. Москва

22. ГП «Национальный дворец “Украина”»

23. Национальный комплекс «Експоцентр Украины»

24. Государственное дочернее предприятие «Експо-друк» Национального комплекса «Експоцентр Украины»

25. Пищевой комплекс «Елит-хол» Национального комплекса «Експоцентр Украины»

26. Филиал «Монтажно-оформительное управление» Национального комплекса «Експоцентр Украины»

27. ГП «Житомирский ликероводочный завод»

28. Чудновский филиал ГП «Житомирский ликероводочный завод»

29. Филиал ГП «Житомирский ликероводочный завод» в АР Крым

30. ГП «Комплекс общественного питания “Украина”»

31. ГП «Госснабжение»

32. Луганский филиал ГП «Госснабжение»

33. ГП «Госторгпром»

34. ГП «Укрпромресурс»

35. ГП «Евроатлантикинформ»

36. ГП «Пресса Украины» ГУД

37. Автобаза ГП «Пресса Украины»

38. Комбинат общественного питания «Богуславка» ГП «Пресса Украины» (19 сентября 2004 года объявил о начале процедуры ликвидации, но формально комбинат еще не ликвидирован)

39. Детский оздоровительный лагерь «Лесной»

40. Лечебный оздоровительный комплекс «Полиграфист»

41. ГП «Типография Государственного управления делами»

42. ГП «Редакция Всеукраинского информационно-аналитического бюллетеня “Президентский контроль”» (11 июня 2005 года объявило о начале процедуры ликвидации, но формально еще не ликвидировано)

43. ГП «Редакция газеты “Президентский вестник”» (11 июня 2005 года объявило о начале процедуры ликвидации, но формально ГП еще не ликвидировано)

44. Государственное авиационное предприятие «Украина»

45. ГП «Зал официальных делегаций»

46. ГП «Коммунар»

47. ЗАО «Президент-отель “Киевский”»

48. ОАО «Отель “Днепр”»

49. ГП «Отель “Украина”»

50. Государственное сельскохозяйственное предприятие «Чайка»

51. Филиал «База “Грушки”» Государственного сельскохозяйственного предприятия «Чайка»

52. Филиал «Дударкив» Государственного сельскохозяйственного предприятия «Чайка»

53. Филиал «Рыбхоз Васильковский» Государственного сельскохозяйственного предприятия «Чайка»

54. Филиал «Чемер» Государственного сельскохозяйственного предприятия «Чайка»

55. Филиал «Машинно-технологическая станция» Государственного сельскохозяйственного предприятия «Чайка»

56. ГП ГУД по обслуживанию официальных мероприятий «Гарант-сервис»

57. ГП «Дибровский конный завод №62» *

58. ГП «Укринвестстрой»

59. ГП «Центринвестпроект»

60. ГП «Укржилсервис»

61. Государственное сельскохозяйственное производственное предприятие «Сич»

62. ГП «Госинвест» (3 сентября 2008 года возбуждено дело о банкротстве, но формально ГП еще не ликвидировано)

63. Строительное управление ГУД (20 ноября 2008 возбуждено дело о банкротстве, но формально управление еще не ликвидировано)

64. Автомобильное хозяйство Строительного управления ГУД

65. Главная администрация по вопросам строительства, реконструкции и расширения территории Дома отдыха «Пуща-Водица»

66. ГП «Проектное бюро Государственного управления делами»

67. Управление административными зданиями ГУД

68. ГП «Объединенное предприятие транспортного обеспечения ГУД»

69. Клиническая больница «Феофания»

70. Государственное научное учреждение «Научно-практический центр профилактической и клинической медицины» ГУД

71. Государственное заведение «Поликлиника № 2»

72. Крымский природный заповедник

73. Азово-Сивашский национальный природный парк

74. Управление санаторно-курортных заведений в АР Крым

75. Санитарно-эпидемиологическая станция ГУД

76. Ялтинское санитарно-эпидемиологическое отделение Санитарно-эпидемиологической станции ГУД

77. Санаторий «Черноморский» ГУД

78. Государственная организация «Резиденция “Залесье”»

79. Дом отдыха «Конча-Заспа»

80. Дом отдыха «Пуща-Водица»

81. Детский оздоровительный лагерь «Радуга»

82. Детский оздоровительный лагерь «Рассвет»

83. Дошкольное образовательное заведение № 418 ГУД

84. Дошкольное образовательное заведение № 628 ГУД

* По словам руководителя ГУД Игоря Тарасюка, Дибровский конный завод, Житомирский ЛВЗ и совхоз «Чайка» с 5 филиалами сняты с баланса ГУД и переданы на баланс Министерства аграрной политики. Заметим лишь, что, в соответствии со справкой Фонда госимущества, по состоянию на 1 июля 2009 года все эти предприятия еще числились за управлением делами президента.