Все публикацииПолитика

Население переплачивает за энергоносители в 5-6 раз – ученые НАН Украины

Ученые НАН Украины напоминают, что уже более 10 лет занимаются разработкой Единой госсистемы мониторинга производства, поставок, транспортировки, потребления и оплаты за топливо-энергетические ресурсы и жилищно-коммунальные услуги (ЕДСМ).

Учитывая политический и экономический кризис, они предлагают вводить систему поетапно и подчеркивают,что на первом этапе она даст экономию энергоресурсов в 1,5-2 раза.

Об этом говорится в открытом обращении к премьер-министру коллектива разработчиков ЕДСМ, в который входять специалисты Института кибернетики шимени В.Глушкова НАН Украины, Института научно-практических разработок комплексных систем, а также ряда других академических, отраслевых и учебных институтов.

ЕДСМ призвана обеспечить телеметрический учет всех ресурсов от всех поставщиков энергоресурсов и услуг на каждом участке их распределения, отслеживает их фактические объемы.

«Энергоресурсы и услуги ЖКХ… являются основным источником наших дисбалансов и искуственно завышенной энергоемкости экономики», - отмечается в обращении.

В настоящее время ни один госорган не владеет полной информацией о состоянии дел в ТЭК и ЖКХ. За все годы независимости не был сформирован энергетический баланс государства и это при повышении цен (в 5-6 раз) на энергоносители. Неуправляемость и бесконстрольность ТЭК и ЖКХ в 2009 году привели к тому, что население, согласно официальной статистике, оплатило за энергоносители и услуги ЖКХ 96.5%, а облгазы, тепло сети и другие коммунальщики перед энергорынком расчитываются на уровне 40-60%, отмечают ученые.

Разработчики отмечают, что проект ЕДСМ за 12 лет прошел все необходимые оценки и экспертизы на уровне министерств, Нацбанка, СБУ, СНБО, НАН Украины и Кабмина; был поддержан правительственным постановлением еще в 2000 году, президиумом НАН Украины уже при нынешнем Кабмине, оппозиционным правительством, Днепропетровским облсоветом и пятью облгосадминистрациями (Днепропетровской, Запорожской, Ивано-Франковской, Луганской, Харьковской, Херсонской). Между тем, как только «политики приходять к власти - у них не хватает ни времени, ни сил, ни желания, а главное политической воли для принятия судьбоносного решения для государства Украина», - говорится в обращении.

Эксперимент по введению ЕДСМ, проведенный в 1998 году, выявил огромный дисбаланс между фактом поставки энергоресурсов и фактическим начислением населению – в 5-6 раз больше, чем ими фактически потреблено.

Транзитный счет, авторами которого является колектив разработчиков ЕДСМ, является одним из ключевых механизмов функционирования ЕДСМ. С его помощью обеспечивается прозрачное сведение энергобалансов и услуг ЖКХ на всех уровнях и по отраслях. Интерес к счету был проявлен Нацбанком, который ввел его в банковскую систему своим приказом. Однако, констатируется в обращении, цели и задачи такого счета были существенно искривлены и в нынешнем виде являються «очень опасными». Постановления Кабмина о транзитных сетах противоречат друг другу, создают условия для манипулирования и угрозу искусственного банкротства многих коммунальных предприятий.

В начале в 2005 году был принят указ президента о создании Нацагенства по вопросам эффективного использования энергоресурсов, напоминают авторы обращения. Однако, по их словам, указом «как бы случайно» комиссия была лишена контроля за финпотоками за энергоносители и услуги ЖКХ «без привязки их к натуральному потоку учета энергоносителей и услуг», что подменило цели и функции не только Комиссии, но и самого ЕДСМ, из-за чего она не введена и до сих пор. Закон о Нацкомиссии по контролю за введением ЕДСМ был принят в 2007 году в первом чтении, но больше депутаты к нему не вернулись.

Учитывая вышеизложенное, ученые предлагают вводить ЕДСМ поэтапно. По их словам, введение первой очереди ЕДСМ дало бы возможность в 1,5-2 раза сократить энергоемкость ВВП, увеличить оборот средств у товаропроизводителей, поступлення в бюджет, повысить ликвидность банковской системы.