ГоловнаПолітика

Война всех против всех

Начало официального процесса, регистрация кандидатов на высшую госдолжность в Центризбиркоме – формальность, не более. Избирательная кампания идет уже давно. Основные финансовые игроки определились, в какие корзины «раскладывать яйца». Все основные кандидаты, кто более, кто менее успешно «отрекламировались» билбордами, телевидением и радио, заявили о себе инициативами.

Война всех против всех
Фото: Александр Дубовский

Первые недели избирательной кампании – это «закон о соцстандартах», «дело педофилов» и «эпидемия гриппа». Независимо от пиар-составляющей каждого из этих дел (включающих и нахождение оптимальной точки вброса информации, и отвлекающие пиар-маневры), удары были нанесены весьма чувствительные.

"Дело педофилов". Три заявления главы государства о «педофилах в парламенте», в обычной для Виктора Ющенко манере сделанные до окончания следствия и, тем более, судебного процесса, удивили только БЮТ и симпатизирующую ему прессу. Остальным Ющенко удивить уже нечем. Особенно после его заявления 24 июля 2008 года, когда на вопрос журналистов, считает ли он Давида Жванию причастным к его отравлению, Ющенко ответил: «Думаю, да». Симптоматично, что Юлия Тимошенко не высказалась по поводу обвинений в адрес своих депутатов и, более того, не предприняла никаких свойственных ей энергичных действий, подобных экстренному исключению из БЮТ и «уводу из парламента» обвиненного в охоте на человека Виктора Лозинского. Соображения о необходимости наличия ПРП в БЮТ перевесили возможные имиджевые потери.

Некоторый осадок от «дела педофилов», которое имеет все шансы быть «спущенным на тормозах», несомненно, останется. «Реанимировать» его можно в любой, зависящий от Генпрокуратуры, момент. Действия МВД, задержавшего по обвинению в развращении несовершеннолетних ректора одного из киевских вузов, – еще один благоприятный для этого информационный повод.

Юлию Тимошенко, конечно, больно ранят и слова Виктора Ющенко о ней как о «бомже», хотя после его заявления на телекамеры 16 февраля 2009-го на заседании СНБО – «Юлия Владимировна, без ваших взяток ваши партнеры к вам жопой повернутся» – Тимошенко могла бы привыкнуть к изящной литературности гаранта наших прав. Но, говоря серьезно, известно, что Тимошенко реагирует на такие слова более чем эмоционально. Может быть, на этом и строится расчет Банковой? Спровоцировать Юлию Тимошенко на ответные нелитературные реакции?

пидемия гриппа". Она ударила по всем кандидатам. На первом месте – имиджевые потери опять-таки Юлии Тимошенко, вынужденной оправдываться после обвинений в неготовности государства к «калифорнийскому гриппу», отсутствии упреждающих действий, той же вакцинации врачей. Но карантин, объявленный в ряде областей страны, ударил по планам проведения кампании всех без исключения кандидатов. Новые реалии потребовали формы активности, на которые карантин не может распространяться по определению. Виктор Янукович, например, отменил поездку в Кировоград и провел телемост.

В принципе понятно, что оппоненты действующего премьера и кандидата в президенты избрали довольно эффективную тактику, американскую политическую технологию «пластикового мешка для мусора». Образно говоря, это когда мусор из автомобиля разбрасывают на трассе по бумажке, и кому-то приходится долго и нудно собирать его, складывая в пластиковый мешок. В Украине такие действия называют «занять руки», то есть заставить отвлекаться от главного, а это главное – напомню – выборы. Пример – виртуальная связь политика из БЮТ Богдана Губского и якобы аптек, в которых нет лекарств или есть спекуляция ими (было два варианта). Сражаясь на нескольких фронтах, отвлекаясь на разные раздражающие факторы, Юлия Тимошенко и ее команда «обречены» если не на ошибки, то на суету, провоцирующую единственно возможное поведение в условиях цейтнота, но далеко не всегда оптимальное.

"Фактор МВФ", отказавшего Ю.Тимошенко в деньгах, как и «закон о соцстандартах», – из этой же серии. По деньгам МВФ, без которых Тимошенко придется туго, после 30 ноября возможны варианты – их сейчас прорабатывают ее специалисты через свои американские связи. Что касается «закона о соцстандартах», то с Юлией Тимошенко, конечно, в новейшей политической истории Украины связано многое, начинающееся со слова «впервые», но «закон о соцстандартах» имеет все шансы стать первым, о невыполнении которого правительство заявляет публично. Помнится, Юлия Тимошенко 24 января 2007сказала, что налоговая и таможенная администрации имеют право «не выполнять заведомо преступные судебные решения и приказы». А кто решает, какие судебные решения и приказы являются «заведомо преступными»? Думаю, вы уже догадались, кто.

История «закона о соцстандартах» наверняка продолжится; это прямо следует из слов Виктора Януковича: «Попытки нынешней власти блокировать этот закон не пройдут! Потому что мы сразу же подключим Генеральную прокуратуру, которая должна, обязана отреагировать и защитить интересы народа и законность в нашей стране».

С другой стороны, команда премьера – тоже далеко не дети в предвыборных играх. Я не имею в виду распоряжение Кабинета министров №1320-р от 4 ноября о Национальном плане действий по повышению уровня благоустройства населенных пунктов и прилегающих к ним территорий на 2010–2015 годы или желание Минфина докапитализировать «Родовидбанк» на 5,6 млрд. грн, о котором заявил журналистам и.о. министра финансов Украины Игорь Уманский. Адресные удары команды Тимошенко чувствуются по оскорбительным для Януковича заявлениям политиков, по выпадам близких к ней политтехнологов по поводу Тигипко и Яценюка.

Но главные «войны» – еще впереди. В истории отечественных избирательных кампаний было разное, и вряд ли мы увидим что-то принципиально новое. Будут «войны компроматов», самопокушения (будут стрелять, но не попадут, конечно же), провокации против СМИ и избирательных штабов. А мы то, что будет, и проанализируем.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram