Когда государству некогда, за дело берется бизнес

Печать
Когда государству некогда, за дело берется бизнес
Фото: Униан
Новости по теме

2 июля 2009 года Госкомитет по вопросам телевидения и радиовещания издал приказ «О выполнении Государственной целевой программы формирования позитивного международного имиджа Украины на период до 2011 года».

Им, в частности, предусматривалось «ежегодно (начиная с 2009 года) управлению международных связей, европейской и евроатлантической интеграции до 10 января следующего года представлять информацию о состоянии выполнения Плана мероприятий». А также: «финансово-экономическому департаменту совместно с Департаментом телевидения и радиовещания и Департаментом издательского дела и прессы в бюджетных запросах Комитета на 2010-2011 годы предусматривать средства на выполнение задач и мероприятий Программы».

18 сентября 2009 года экс-министр иностранных дел Украины Геннадий Удовенко ответил на вопрос «Сколько средств получает МИД для продвижения имиджа государства за рубежом?»: «Сегодня уже даже нельзя говорить, что бюджет Министерства иностранных дел финансируется в последнюю очередь. Вообще неизвестно, как это Министерство выживает».

В этом контексте как-то смешно комментировать скандал в британской The Times по поводу того, что экс-премьер Великобритании Тони Блэр вероятно получил деньги от Виктора Пинчука за выступление с программной речью на последнем Ялтинском саммите. The Times отмечает, что «Пинчук активно завоевывает для Украины заявку на членство в Евросоюзе».

Украина никогда, за исключением, пожалуй, периода Оранжевой революции, не была в эпицентре внимания Европы или тем более мира. По-видимому, крупный бизнес первым отчетливо осознал негативные для себя последствия такой ситуации. Нежелание видеть Украину в ЕС кроме другого означает для бизнеса недостаточную возможность работать на европейских рынках.

Внешнеполитическая активность влиятельных украинских бизнесменов и общественных деятелей началась еще в эпоху Леонида Кучмы. В свое время на тогдашнего президента работала кампания АПКО - ныне она помогает Раисе Богатыревой. Виктор Ющенко также не остался «без поддержки»: ему содействует глава украинского филиала американской корпорации PBN Мирон Василик.

Но, конечно же, активность АПКО не идет ни в какое сравнение с тем, что сделал и делает Пинчук. Активность родственника Леонида Кучмы, одного из крупнейших бизнесменов Украины, давно перешла пределы «просто лоббизма».

В апреле 2006 года Виктор Пинчук провел международную конференцию YES в Берлине. Представители «Нашей Украины» и Блока Юлии Тимошенко пояснили там позиции своих партий относительно шагов, которые должна сделать Украина для приближения к ЕС. 28 февраля 2007 года Пинчук опять проводит международную конференцию в Берлине - с участием премьера Януковича. 18 марта 2009 года YES проводит в Брюсселе рабочий ланч, посвященный финансово-экономическому кризису в Украине и его последствиям.

В последний год довольно бурную активность развернул Фонд «Единый мир» Эдуарда Прутника, бизнесмена, депутата от Партии регионов. На его счету - проведение в Киеве Международного форума «Европа-Украина», участие в конференции по вопросам инвестиций Европейской экономической комиссии ООН в Женеве, в конференции «Образование ради стабильного развития» в Бордо.

Достаточно активен на международной арене и нынешний министр иностранных дел Украины Петро Порошенко. Его фонд также проводил в Киеве Международный форум «Европа-Украина», а на последнем Экономическом форуме в польской Крынице Гюнтер Ферхойген даже вручил Порошенко почетную награду.

В принципе проекты «трех П» - Пинчука, Прутника и Порошенко - объединяет некая общая цель. Хотят ли они «светиться» в Европе? Вне сомнения, да. Расширяют ли они представления европейцев об Украине? Конечно. Делают ли они украинскую проблематику частью европейского дискурса? Хотелось бы надеяться.

Виктор Пинчук, вероятно, наиболее активный отечественный бизнесмен в продвижении украинской тематики в ЕС. Но я бы не сводил всю международную активность нашего бизнеса исключительно к этой проблеме. Только один пример: фонд Рината Ахметова «Развитие Украины» совместно с Киево-Могилянской академией создал очень важную для отечественной журналистики программу «Журналистика цифрового будущего». Украинские журналисты работали в Лондоне, посетили редакции ведущих британских газет, телеканалов и информационных агентств. 3 февраля 2009 года в Барселоне (Испания) состоялся семинар, организованный Могилянской школой журналистики и Department of Audiovisual Communication and Advertising (Universitat Autònoma de Barcelona).

Краткий вывод: бизнес в продвижении национальных интересов Украины пока эффективней государства. В отличие от государства бизнес знает, чего он конкретно добивается, он мобилен в использовании средств, более системно выстраивает свою работу. Может быть, и государственные средства на формирование международного имиджа Украины тоже следовало бы передать бизнесу? Или уменьшить его налогообложение на затраченные суммы? Тем более если перед ним не стоит задача выживания, как перед Министерством иностранных дел.

Тэги: экономика, благотворительность, внешняя политика, Петр Порошенко
Печать
Читайте в разделе
Анонс
Выбор читателей