ГоловнаПолітика

Кто заплатит по счетам кандидатов в президенты?

Костлявая рука кризиса дотянулась до кандидатов в украинские президенты. В среду журналисты разнесли удивительную и в то же время пугающую новость о том, что обладатель самого высокого (среди претендентов на высший пост) рейтинга оказался не в силах заплатить гонорар певице, которая бессменно поддерживала его во всех предыдущих, «докризисных» избирательных кампаниях. Что там у них произошло на самом деле мы может никогда и не узнаем, но у граждан теперь появился чудесный повод порассуждать на тему «богатые тоже плачут», а у конкурентов – задуматься о том, как и им продемонстрировать электорату свою бережливость.

Правда, даже в условиях кризиса экономят не на всем. Призывать соотечественников «затянуть пояса» – себе дороже, таких в президенты в нашей стране не берут, а за пять лет прозябания в оппозиции поиздержавшиеся спонсоры точно платить не хотят. Поэтому нынешняя кампания, еще даже не стартовав официально, стремительно превращается в аттракцион невиданной щедрости – не за кандидатский счет, разумеется, а за счёт государства, то есть тех самых избирателей, которые пополняют казну своими налогами.

Раздавать деньги начали, впрочем, не сегодня. А сразу после предыдущих парламентских выборов. Выполнить обещание отменить призыв в армию Юлии Тимошенко оказалось труднее, чем начать раздавать по тысяче вкладчикам Сбербанка СССР. Платой за такую щедрость стала инфляция, которую попытались укротить драконовскими мерами по ужесточению кредитования. Невзначай нокаутировав всю отечественную экономику, погрузившуюся в кризис даже раньше американской.

Бороться с мировым кризисом украинская власть, правда, решила именно по американским лекалам. Так, во всяком случае, ей казалось. То есть за просчеты банкиров их по сути премировали – государственными деньгами. За короткий срок слово «рефинансирование» выучили даже школьники. И даже для них оно стало синонимом более привычного для старшего поколения термина «валютные спекуляции». А методы, которыми правительство обещала бороться с этими спекуляциями, вообще навевали воспоминания о временах «военного коммунизма». Впрочем, у страха банкиров глаза оказались слишком велики, в итоге даже премьер была вынуждена признать, что дотянуться до их горла у нее руки коротки. Если, конечно, сидеть на премьерской табуретке, а не в президентском кресле. Итогом увлекательной дискуссии с использованием непарламентских выражений стало падение гривни до исторического, если не сказать истерического минимума. Ибо наши граждане привыкли считать свои доходы в долларовом эквиваленте – а как же иначе, если цены непременно привязывают к курсу североамериканской валюты.

В этих условиях вполне логичными выглядели настойчивые пожелания избирателей увидеть пропорциональное повышение зарплат и пенсий. Тем более, что пересмотр минимальных ставок предусмотрен законом. Первыми волну возмущения попытались оседлать оппозиционеры из Партии регионов. Превратившие требования повысить минимальную зарплату и пенсию едва ли не в главный лозунг своей избирательной кампании. А чтобы электорат обратил внимание и не перепутали случайно инициаторов с кем-то другим, «бело-синие» заблокировали Верховную Раду. До тех пор, пока коллеги, составляющие большинство, эти требования не выполнят.

Правительство, привыкшее выслушивать обвинения в популизме в свой адрес, поначалу растерялось. Потом стало уверять, что таких денег в казне нет. Но это избирателям понравиться никак не могло. И премьер, по словам людей из ее ближайшего окружения, приняла решение сыграть на опережение – не в смысле первенства (регионалы уже успели застолбить за собой это место), а в смысле количества. Выдержав паузу в месяц-два поднять минимальные зарплаты и пенсии уже по собственной инициативе. И на сумму большую, чем предлагали «бело-синие».

Регионалы узнали о «плане Икс» за несколько дней до открытия сессии. И не нашли ничего лучшего, чем… поднять ставки. Вместо требования увеличить «минималку» с 630 гривен до 900, Виктор Янукович озвучил куда более впечатляющую цифру – 1500. И дал понять, что и это не предел. К участию в аукционе, в котором оппонент может поднимать цену бесконечно долго, Кабмин был точно не готов. И просто «вышел из игры». Огрызнувшись на прощание словами Людмилы Денисовой о том, что мол, пусть собственники «заводов и пароходов», которые верховодят во фракции ПР, сначала расплатятся по долгам перед своими рабочими, а потом говорят о повышении социальных стандартов. Собственники обиделись и даже пообещали судиться с министром. Но без особого энтузиазма. А зачем? В сознании избирателя все равно уже сложился светлый образ регионала, сражающегося за минимальную зарплату. В его правдивость даже не обязательно верить – подсознание само поставит вожделенный для ПР знак равенства.

Критикуя оппозиционеров за «голый популизм», Тимошенко пошла другим путем – она тоже раздает деньги, но не путем повышения соцстандартов, а адресно. Ни дня не проходит без решения или хотя бы обещания увеличить финансирования то одной, то другой отрасли или на худой конец – государственной программы. Благотворительностью премьер, по сути, тоже занимается за государственный счет, как и регионалы. Но оппозиционеры могут только требовать и обещать, а действующий Кабмин распоряжается реальными средствами, значительная часть которых дойдет до адресата еще до выборов. А что будет после выборов – ни власть, ни оппозиция в Украине думать не привыкла. Именно поэтому Тимошенко в 2009-ом, как Янукович в 2004-ом собирает налоги авансом. Берет с России деньги за оплату газового транзита вперед. И с маниакальным упорством набирает всё новые транши кредитов от МВФ. Обещая его представителям всё что угодно, но не собираясь при этом ничего не выполнять.

На этом празднике всеобщей «раздачи слонов» записные «борцы за народное счастье» – коммунисты, социалисты и другие «левые» даже как-то затерялись. Это в мирное время им позволяют громче всех заявлять о защите прав трудящихся и слышать упреки в «безответственном популизме». А сейчас никто делиться электоральными дивидендами с «левыми» не хочет. Александр Мороз на минувшей неделе снова посетовал, что перед выборами все украинские партии становятся социалистами. А после голосования – большинство из них оказывается «либералами, обслуживающими интересы крупного капитала». И это в общем-то правда. С небольшим уточнением. Представители украинских левых, попадавшие во власть после предыдущих выборов, с тем самым крупным капиталом общий язык находили еще быстрее. А вспоминать об их профессиональных качествах и «коммунистической скромности в быту» вообще неловко. Так что не Сан Санычу с Петром Николаевичем пенять на доверчивость избирателей, верящих в «фальшивый социализм» БЮТ и ПР.

Да и не такой уж доверчивый отечественный избиратель. Он ведь хорошо знает цену предвыборным обещаниям украинских политиков. А голосуя за тех или других (а иногда – и не голосуя) руководствуется на самом деле простым принципом – уж извините за грубость – «с паршивой овцы хоть шерсти клок». Дмитрий Корчинский как-то резонно заметил, что выборы для наших избирателей – редкий шанс слупить хоть какую-то копейку с олигархов. Хотя бы в виде зарплаты агитаторам, большинство которых составляют не политики и певцы, а обычные граждане. А иногда – чтобы «подтвердить серьезность намерений» – и кое-какие обещания государственные мужи (и жены) успевают выполнить до выборов. С популистскими, конечно, целями, чего греха таить. Но не будь выборов – и этого граждане могли бы не дождаться.
Другое дело – что «клоки шерсти» во время избирательной кампании граждане как правило вырывают не только и не столько у богатых и не очень (в условиях кризиса) спонсоров-олигархов. И уж тем более не у самих кандидатов. А и без того бедной на шерстяной покров отечественной экономики. И можно только удивляться тому, что она работает. Все еще работает, пока «они» – и политики-мужчины, и политики-женщины говорят, блокируют, предают… И отказываются платить по счетам.

Алексей МустафинАлексей Мустафин, руководитель департамента документально-публицистических программ СТБ
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram