ГоловнаПолітика

Финплан для кандидата: ГПУ доказала фальсификацию «дела об отравлении», но рассказывать об этом не спешит

Обычно начало очередной сессии ВР знаменует открытие нового политического сезона. На сей раз открытия не получилось, так как не было закрытия. Активная фаза кампании – с формированием штабов, набором политтехнологов, распределением территориальных сфер ответственности, началась с июня. С момента, когда надежды на «ширку» развеялись, как с белых яблонь дым.

Кто сколько стоит
Первыми нервы сдали у кандидатов второго эшелона. Тигипко, Яценюк, Гриценко, осуществив фальстарт, рискуют не добежать до финиша. Чем ближе к финишу, тем очевиднее, что не добежат. Так, у Тигипко, судя по всему, уже закончились деньги. Иначе зачем бы он давеча приходил к Юрию Бойко (регионалу, считающемуся, почему-то, наравне с Левочкиным, близким к Фирташу) их просить?

Финансовые обязательства Яценюка, как выяснилось, заключались и заключаются под «возвратные условия». На логичный вопрос кредиторов как заемщик намерен возвращать деньги, получают ответ: «вот, приду к власти – все верну». Это, да, и не только это – причина массового разочарования в Арсении Петровиче основных его инвесторов. Перечень разочарованных начался с Пинчука, еще месяца четыре тому назад, о чем "Левый берег" тогда подробно докладывал. Приблизительно в то же время, Виктор Михайлович, призрев «историческую память» многолетней вражды, резко пошел на сближение с Тимошенко (о чем мы также сообщили первыми). «Мирное соглашение» их было достигнуто по ходу нескольких подряд дружеских обедов.

По состоянию на сегодня, следующий «на очереди» разуверившихся в президентских перспективах Арсения Петровича, главный его инвестор – Леонид Юрушев. Единственный внятный мотив дальнейшее финподдержки молодого кандидата – расчет заполучить собственную фракцию в ВР. Пусть небольшую, но гордую. Тут, однако, возникает заковыка. Во-первых, неясно, когда состоятся следующие парламентские. Шансы на то, что они последуют сразу за президентскими такие же, как то, что состоятся в срок. Во-вторых, для «сбычи мечт» про фракцию, необходимо «дотянуть» до парламентских в режиме финансирования, аналогичном нынешнему. Учитывая, что Арсений Петрович уже потратил не меньше тридцати миллионов долларов США, из них пять с половиной – на биг-борды, задача сия представляется малореальной. Даже если б Яценюка финансировал лично Ахметов. Целесообразность спонсирования суперсовременного онкоцентра, возведение которого затеяно после «Донбасс Арены», представляется ему куда отчетливей.

По самым скромным оценкам, в целом нынешняя кампания «потянет» на 250-300 миллионов долларов. При том многие полагают: Тимошенко потратит больше. Правда, в условиях кризиса, состоятельные граждане жадничают выделить даже десятку. Миллионов, разумеется. Речь о тех, для кого «десятка лимонов», как для нас с вами – гривен.

Памятны слухи, ходившие в 2006-м про «кассира Литвина» Игоря Еремеева: он, де, чтоб рассчитаться с долгами, вынужден был распродать чуть ли не всю собственность, с НПЗ «Галичина» включительно. Не удивлюсь, если к марту 2010-го аналогичные россказни станут слагать про Яценюка. Который, в отличие от Еремеева, крупным бизнесменом не слыл, как станет рассчитываться – непонятно. Тем более, нынешние его траты – только начало. С первого сентября на улицах страны появилась новая серия «полосатых» бигбордов. До 17-го сентября «серий» планируется выпустить еще минимум три. Каждая – все в более и более мажорных тонах. Последняя – в желто-голубую полоску.

Гриценко денег тратит многим меньше. По подсчетам экспертов – около ста тысяч у.е. в месяц. Учитывая, что неофициальная стоимость «пакета лояльности» телеканала «Интер» (на всю кампанию) – двадцать миллионов долларов – цифра не столь велика. Правда, зачем и ее осваивать – непонятно. «Исторический прототип» – Евгений Марчук, «играл» в политику с целью реализации определенных аппаратных целей (материализованных, в итоге, постом главы СНБО). Для чего играет Гриценко, если даже аппарата (равно как у Яценюка – команды) у него нет – загадка.

Всех вышеперечисленных объединяет то, что в кампанию они «вляпались» прежде времени. На сим простом основании ЦИК вполне может отказать им в регистрации для участия в «официальной части гонки». Вполне может и будет, кстати, прав. 

ГПУ разоблачила фальсификацию дела «об отравлении». Только пока про это помалкивает 
Главные кандидаты – Тимошенко с Януковичем, более осмотрительны. «Вона працює» и «Выслушаю каждого» напрочь лишены конкретики. Соответственно, Юлии Владимировне с Виктором Федоровичем санкции ЦИК не грозят. Как Ющенко – почетная пенсия.

Несложно прогнозировать: на следующий же день после того, как Виктор Андреевич официально заявит претензии на второй срок, откуда-нибудь из ГПУ случится утечка стенограммы и аудио-версии его телефонной беседы с супругой, датированной 2004-м годом. Из содержания которой следует: отравление «народного кандидата» - блеф, болезнь президента – блеф, неучастие Катерины Михайловны (которую собеседник называет почему-то Мартой) в политической жизни страны – блеф. Детальное изучение записи органами уже проведено, подлинность ее доказана (при том, что уговорить компетентные структуры проводить экспертизы было очень-очень нелегко). Электорат компроматом, конечно, не проймешь, но, поскольку фактор «отравления кандидата» сыграл в 2004-м немалую роль, «разоблачение черной магии» бесследно сейчас не пройдет. Еще, кстати, потому, что заступиться за гаранта некому.

Выступления лидеров парламентских фракций на открытии Рады засвидетельствовало: «под куполом» сторонников у него не осталось вовсе.

Единственный, пожалуй, кто еще верен гаранту – генпрокурор Медведько. Да, и тот не по любви - служебной необходимости. Не исключающей планов повторно возглавить ведомство по истечении нынешнего срока полномочий (к концу будущего года), о чем Александр Иванович честно признался намедни «Левому берегу».

Итак, на манеже присутствуют те же: Янукович с Тимошенко. Очевидно, карта «судимостей» лидера ПР, команда леди Ю разыграет по «полной программе». Так же, как в 2004-м разыгрывалась формула: «добро vs зло». Соответственно, кампания 2010-го обещает выдаться отнюдь не менее отчаянной. Для ее субъектов – последним шансом «выйти замуж» за избирателя. Для объектов – избирателей: выбором без выбора.

"Плюс" Януковича – численное превосходство «бело-голубого» электората. "Плюс" Тимошенко – харизма. Вне всяких сомнений: была б она сегодня на месте Виктора Федоровича – лидера оппозиции, непременно сделалась бы главой государства.

По приблизительным оценкам главных стратегов кампании предводителя ПР, в первом туре он «отхватит» не менее, чем в последнюю гонку – 33-34%. Тогда как Тимошенко надеяться на все голоса, собранные Ющенко в 2004-м не приходится - ей однозначно будет сложнее, чем «народному кандидату» во времена «застойного кучмизма».

Во-первых, времена не те. Во-вторых, тот же Яценюк, как уже писал «Левый берег», не только отбирает у нее в первом туре, но и не возвращает отобранное во втором. Во втором все решит случай. Точнее – креатив команд и умение кандидатов убедительно врать. Еще точнее – 2-4%. Оспорить которые в судах, согласно новому закону, возможным не представляется.

Донецкие, как люди футбольные, «до игры» оценивают шансы как пятьдесят на пятьдесят». Параллельно – просчитывают вероятность «договориться с Юлей, если она победит». Не желая понимать: договариваться придется не с ней – ее окружением, один из «столпов» которого – Губский, по моральным и деловым своим качествам, мало чем отличается от Порошенко. Убеждают: «Юля осознает важность проведения системных реформ, без которых вообще ничего не будет». От ответа на вопрос о том, осознает ли аналогичную необходимость Янукович или, хотя бы, Левочкин, прости Господи, уклоняются. В противоположном лагере «донов» парируют: «осознание необходимости реформ есть только у Ющенко. Есть ли у Виктора Федоровича и Юлии Владимировны – сложно судить. Они в президентах не были и сейчас рассказывать могут, что угодно. С чего им верить? Захочешь гарантом стать – еще не так запоешь».

Соня КошкінаСоня Кошкіна, Шеф-редактор LB.ua
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram