ГоловнаПолітика

Людвиг Баварский современной Украины. Президент

Но… Для Виктора Ющенко власть оказалась самоцелью, но не инструментом. Дальнейшие годы пребывания у власти Виктор Ющенко растратил впустую, довольствуясь статусом Президента и купаясь в лучах славы победителя.

…Сразу же после инаугурации (во время которой новый Президент ни одного доброго слова не сказал о своём предшественнике) собралось ближайшее окружение Виктора Ющенко – начался делёж портфелей. Во время дележа было принято решение: премьер-министром должен стать Пётр Порошенко, государственным секретарём с расширенными полномочиями – Юлия Тимошенко (специально под неё вводилась новая должность – пост главы Администрации Президента решили ликвидировать), секретарём Совета национальной безопасности и обороны – Александр Зинченко.

Однако на следующий день после инаугурации, отлетая в Москву для встречи с Владимиром Путиным, Виктор Ющенко (уже стоя на трапе самолёта) сказал Вере Ульянченко: «Готовьте указы. Тимошенко – премьер, Порошенко – Совет нацбезопасности, Зинченко – госсекретарь». – «Вы не ошиблись, Виктор Андреевич?» - якобы робко переспросила Вера Ивановна. Ющенко не ответил, но ближе к обеду из Москвы снова повторил своё требование. Очевидцы тех событий именно так пересказывают ситуацию. Таким образом, Тимошенко стала премьер-министром. Что повлияло на выбор Виктора Ющенко – не известно. Но свою непредсказуемость и парадоксальность он проявил в полной мере.

Начинается постреволюционная эйфория. Майдан расформировали. Вместо него в стране возникли сотни новых майданов. Некогда прогрессивная и по-молодёжному революционная партия «Пора» вдруг начала принимать участие в сомнительных акциях – в частности, устраивая обструкции хмельницкому губернатору Олуйко и днепропетровскому Касьянову (недовольство которыми высказывали в первую очередь представители близких к Президенту промышленно-финансовых групп), либо же выступали на стороне группы «Приват» в её попытках рейдерским способом захватить собственность зятя Кучмы Виктора Пинчука – Никопольский завод ферросплавов.

В регионах начинаются увольнения сторонников Виктора Януковича и представителей «старого режима». Репрессиям подвергаются даже учителя – при этом репрессивные акты объясняются необходимостью «люстраций». В Ровенской области создавались «тройки» из представителей «Нашей Украины», БЮТ и Соцпартии для расследования фактов причастности тех или иных лиц к кампании Януковича и к поддержке Леонида Кучмы. Во многих населённых пунктах при прямом попустительстве властей вывешивались списки «коллаборационистов», устраивались гонения и суды Линча относительно граждан.

В Ивано-Франковской области в порыве революционной эйфории граждане сооружали символические могилы «для соратников Кучмы». Во Львове на митингах звучали призывы к радикальным мерам против сторонников Януковича. Кстати, Львовский облсовет достиг в ту пору вершины политической глупости, приняв решение об установлении контроля над воздушным пространством на территории области.

На Востоке Украины начинаются политические репрессии, прикрытые «борьбой с коррупцией». Так в Донецке был арестован председатель облсовета и один из лидеров Партии Регионов Борис Колесников – его обвинили в попытке захвата торгового комплекса «Белый лебедь». Позже обвинение рассыпалось, сам Колесников оказался на свободе. В Харькове был арестован Евгений Кушнарёв – бывший губернатор харьковской области и глава Администрации Президента Кучмы. Кушнарёва посадили за якобы нецелевое использование средств – но не в собственный карман, а на строительство харьковского метрополитена. В Закарпатской области аресту был подвергнут бывший губернатор Иван Ризак.

Часть представителей окружения Кучмы благополучно эмигрировала – бывший министр внутренних дел генерал Билоконь, олигарх Игорь Бакай, мэр Одессы Боделан и многие другие оказались в России. Виктор Медведчук и Ринат Ахметов решили переждать смутные времена в Европе (тем более, что по приказу нового министра внутренних дел Юрия Луценко, был произведён штурм резиденции Ахметова в Донецке – с использованием тяжёлой бронетехники).

При загадочных обстоятельствах погибли банкир Юрий Лях (семь ножевых ранений на его теле были квалифицированы как самоубийство), один из влиятельнейших социал-демократов Игорь Плужников (почти месяц в коме – многие подозревают отравление, хотя официальный диагноз – «цирроз печени»). Министр транспорта и связи Георгий Кирпа был найден с простреленной головой – при этом поспешность, с которой проводились похороны и кремация, наталкивает на размышления о том, что и эта смерть не совсем случайна. Бывший министр внутренних дел Юрий Кравченко был найден с двумя пулевыми ранениями в голову, сломанным пальцем, которым он якобы нажимал на спусковой крючок. Следствие сделало вывод, что это – самоубийство. Цинизм новой власти не знал предела.

Виктор Ющенко не только не препятствовал разгулу беззакония. Он и сам выступал частью механизма правового нигилизма. Так Президент позволял себе звонить в районные представительства СБУ или на таможню с требованием пропустить тот или иной груз. Начальник одного из закарпатских районных отделений СБУ, не признав в голосе звонившего голос Президента, а потому в грубой форме ответившего Ющенко, был уволен с занимаемой должности. Вершинами правового нигилизма было то, что Ющенко во всеуслышание начал заявлять о раскрытии убийства Гонгадзе и о том, что ему известно, кто пытался отравить его самого. И это – без предварительного следствия, с нарушением принципа презумпции невиновности!

Правительство и вертикаль власти на местах отличались крайним непрофессионализмом. Зачастую вместо профессиональных чиновников и аппаратчиков на должности руководителей назначались люди случайные, главным достоинством которых была преданность Ющенко и Оранжевой революции, а на деле – близость к тому или иному человеку из окружения нового Президента. В стране необычайной популярностью пользовался анекдот: везут мужика на операцию. Он спрашивает: «Доктор, а кто меня будет оперировать?» - «Пётр Порошенко!» - «Так он же ничего не понимает в хирургии?» - «Ну и что? Зато стоял на Майдане. И человек хороший».

Первые зарубежные поездки Виктора Ющенко сопровождались шквалом эмоций со стороны зарубежных лидеров. Ему авансом раздавали премии и эпитеты, называли надеждой европейской демократии. На него возлагались надежды как на реформатора и человека, способного привести Украину в европейские и евроатлантические структуры. Широким жестом Ющенко отменил визы для граждан Европейского Союза, желающих посетить Украину. И то, что ЕС не собирался отменять визовый режим для граждан Украины, не останавливало Ющенко. Его окружение демонстрировало уверенность в том, что не сегодня – завтра Украина станет частью ЕС. Причём руководители внешнеполитического ведомства занимались шапкозакидательством и пытались войти в ЕС с «кавалерийского набега».

При этом проявились новые черты характера Виктора Ющенко, о которых ранее на Западе не задумывались. «Мессианский бред» в натуре Президента Украины пустил столь глубокие корни, что многие стали просто удивляться – тот ли человек перед ними, которому ещё недавно рукоплескали сильные мира сего? Во время проведения инвестиционного форума, вошедшего в историю как «малый Давос» в Киеве в апреле 2005 года, Ющенко выступил перед крупнейшими представителями бизнес-структур с пространной поучающей речью: «На нашей земле тысячу лет назад процветала первая в истории человечества земледельческая цивилизация – Триполье. Её следы мы находим от Днепра до Дуная и Вислы сегодня. В ней переплетены корни первобытных культур нашего европейского континента… На пути к Киеву Апостол Андрей прошёл множество причерноморских, греческих городов, которым к тому времени было уже по несколько сот лет. Два тысячелетия тому назад здесь вились первые два первоисточника европейских цивилизаций. Афинская идея демократии искала соединение с Иерусалимом». Представители бизнес-элиты были в шоке от таких псевдоисторических откровений Президента.

В это же время проявилась привычка Виктора Ющенко неизменно опаздывать на официальные мероприятия, ломая протокол и прочие условности. В Японии встреча с журналистами была отложена на 6 часов. В Вильнюсе встреча с интеллигенцией задержалась на четыре часа, после чего вообще была отменена. Российский бизнесмен и государственный деятель Анатолий Чубайс ждал аудиенцию почти два часа!

Российский миллиардер Александр Лебедев, потративший немало средств на кампанию Виктора Ющенко в 2004 году, а позже восторженно приветствовавший Оранжевую революцию, рассказывал в частном разговоре в мае 2005 года: «Я приехал к Ющенко с инвестиционным проектом, мол, Виктор Андреевич. Есть у вас в Киеве гостиница «Украина». Я готов вложить средства в то, чтобы она стала пятизвёздочной. Ющенко мне ответил: «Нет, Саша, у нас уже готов проект по снесению «Украины» и строительству на её месте 64-этажного здания в виде украинского флага». Стоит ли говорить, что технически этот проект требовал бы снесения практически большей части улиц Крещатика и Институтской – для новых развязок, коммуникаций и т.д.? Подобные проекты озаряли в ту пору головы представителей новой власти, оторвавшейся от реальной жизни.

Первые полгода оранжевой власти – это попытки ликвидировать Госавтоинспекцию, это бравурные отчёты о преодолении коррупции («Я обещаю вам, что до конца 2005 года коррупция в Украине будет преодолена», - заявлял Виктор Ющенко в стенах Верховной Рады; именно в это время крылатой стала фраза Президента – «Ці руки нічого не крали!»), это борьба со строительством на днепровских склонах жилого комплекса – но не по причине уродования живописных холмов, а по причине создания угрозы для безопасности Президента – с окон нового дома можно было бы теоретически вести прицельный огонь по резиденции Ющенко. Это период попыток Министерства здравоохранения вселиться в здание Охматдета. Это период предложений о начале реприватизации – и действительно у Виктора Пинчука и Рината Ахметова был отнят завод «Криворожсталь»…

В это же время начинает формироваться новая система, которая во всём мире именуется непотизмом. В Украине она проявилась в таком явлении, как кумовство. Высшие государственные должности стали занимать кумовья Виктора Ющенко. Пётр Порошенко стал секретарём Совета нацбезопасности и обороны, Александр Черевко – черкасским губернатором, Виктор Балога – закарпатским губернатором, а позже – министром по чрезвычайным ситуациям (в правительстве Еханурова), Давид Жвания – министром по чрезвычайным ситуациям в правительстве Тимошенко и т.д. «Мы пришли от кучмизма к «кумизму», - с иронией писала Юлия Мостовая. Постоянное обращение Ющенко к народу со словами «Любі друзі» дало название группе лиц, составлявших ближайшее окружение Президента. Их так и прозвали - «Любі друзі». При этом уровень коррупции в ближайшем окружении Президента был ужасающим – предыдущий Президент казался на фоне новых порядков бессребреником! Народ шутил: «По результатам первого года правления Ющенко решено Леонида Кучму представить к званию «Герой Украины», а Леонида Кравчука вообще причислить к лику святых».

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram