Все публикацииПолитика

На всякого хитреца...

Лао-цзы в свое время утверждал: чем больше в стране законов - тем больше обмана и грабежей. Украина, конечно, - не Китай. Но за восемнадцать лет независимости отечественные депутаты избирательных законов напринимали действительно многовато - даже больше, чем у избирателей было поводов придти на участки. Стоит ли удивляться, что и сами законы были «одноразовыми»: дважды по одним и тем же правилам выборы в Украине не проходили никогда.

Алексей МустафинАлексей Мустафин, руководитель департамента документально-публицистических программ СТБ

2009 год мог бы стать исключением. Не потому, что парламентарии так скоропостижно полюбили стабильность. Или записались в даосы. Просто за пять последних лет руки у них так и не дошли до закона о выборах главы государства. И до сих пор действует редакция, принятая... еще в 2004 году, когда президентом был Леонид Кучма.

Впрочем, Кучма к этому документу как раз прямого отношения не имел. Писали его «нашеукраинцы». Будучи уверенными, что их кандидат победит едва ли не в первом туре. Уверенность эта сыграла с ними злую шутку. Проглядели в тексте закона немало «блох». А главное - практически не предусмотрели возможности отмены результатов голосования (под благовидным предлогом - «не дать украсть победу у народного президента»). В итоге, когда ЦИК объявил победителем Виктора Януковича, растерянные «оранжевые» юристы несколько дней собирались с мыслями, как «похерить» собственное детище. Помогли Майдан и Верховный Суд, решивший от греха подальше руководствоваться не буквой закона, а его духом и революционной целесообразностью.

Для третьего тура срочно пришлось придумывать новый закон, который назвали заковыристо - «Об особенностях применения закона о выборах президента». Но когда этот самый тур состоялся и Виктора Ющенко привели к присяге, «особенный» закон прекратил свое действие, вернув силу все тому же творению нашеукраинских «романтиков». А депутаты на радостях о нем просто забыли. Другие законы - в том числе и тот, который определяет правила избрания самих парламентариев, - за последние годы успели поменять по нескольку раз. А о «президентском» вспомнили только сейчас, когда на горизонте замаячило новое голосование.

Самыми прыткими оказались юристы из БЮТ и Партии регионов. Немало преуспев в переговорах о новой редакции Конституции, они потрудились и над профильным законом. Так, что даже после того, как у Тимошенко «пропало все», а Янукович решил, что лишать граждан права избрать себе главнокомандующего несколько преждевременно, инерции совместной работы хватило для того, чтобы согласованные правила избрания главы государства были утверждены Верховной Радой. Но столь дружное голосование «регионалов» и тимошенковцев не могло не напрячь «малые» фракции парламента, действующего президента и других претендентов на высший пост.

Больше всех возмущался Арсений Яценюк. Особенно нормой закона, которая предусматривала формирование избирательных комиссий представителями парламентских фракций. «Разбавленными» доверенными лицами кандидатов в президенты исключительно для отвода глаз - в случае, если жребий окажется к ним (доверенным лицам) благосклонным. Яценюка понять можно. Он, конечно, до сих пор остается во фракции НУ-НС. Но расстановка сил в ней такова, что от своего имени она пошлет в избиркомы скорее сторонников Тимошенко, чем верных бойцов из гвардии Арсения Петровича. Да что там Яценюк - даже Владимир Литвин, вроде бы не имевший поводов сомневаться в верности собственной фракции, заподозрил неладное. А уж президента разоблачать «сговор ПР и БЮТ» и упрашивать не надо.

Правда, в данном конкретном случае Виктор Андреевич попадает в несколько двусмысленную ситуацию. Ибо «защищает от посягательств» он тот самый документ, благодаря которому на Банковой пять лет назад едва не воцарился Виктор Федорович. И который совсем недавно сам Ющенко клеймил позором как закон, провоцирующий фальсификации. Или фальсификации в пользу «народного президента», по мнению Виктора Андреевича, все-таки допустимы? Другое дело - Яценюк. С него взятки гладки. Он в 2004-м совсем в другом месте трудился. На Майдане не выступал. И за язык его не поймаешь.

Между прочим, Арсений Петрович обратил внимание и на другие манипуляции, к которым приложили руки «бело-синие» и «бело-сердечные» юристы. Это и повышение суммы залога, и усложнение процедуры регистрации кандидатов. Нет, Яценюк человек небедный (не говоря уже о его друзьях) и из юридических лабиринтов выпутаться сможет, так что вряд ли эти поправки направлены против него лично. Вот если бы возраст ограничили или пол... Но экс-спикер интуитивно чувствует, что сокращение конкурентного поля сужает возможности его личного маневра. Тем забавнее наблюдать, как синхронно оправдываются - ну, скажем, Николай Томенко и Виктор Янукович. Первый - прогнозируя, что украинцам «придется выбирать» из 40 соискателей, второй - рассуждая о «засилии» технических кандидатов. Как будто не БЮТ с ПР вовсю использовали ранее технологии «двойников». Не говоря уже об откровенной маргинальности, если не сказать «опереточности» большинства этих квазипретендентов, способных разве что на речитативы о гражданстве «второй половины» кандидатов-фаворитов или заказушные телеролики, ответственность за которые настоящие авторы брать на себя стесняются...
Правда, предлагая не трогать действующий закон, ограничившись в лучшем случае сокращением сроков кампании со 120 до 90 дней, Яценюк вольно или невольно рекомендует выплеснуть с водой и ребенка. Сохраняя правила 2004 года, мы рискуем повторить уже пройденный путь - с обвинениями в фальсификациях, оспариванием результатов выборов в судах, митингами и псевдоюридическими решениями испуганной отечественной Фемиды. А может, в этом и состоит цель? Если не самого Арсения Петровича, то - как минимум - Банковой, критикующей проект ПР и БЮТ синхронно с Яценюком. А иногда - даже громче. Леонид Данилович, помнится, тоже не сбрасывал со счетов вариант с «лесником», который появляется в финале и выгоняет всех. Правда, если у Кучмы этот фокус не вышел при всех его авторитарных наклонностях и административных возможностях его канцелярии, то что может получиться у Ющенко и его Секретариата, разъедаемого внутренними противоречиями и уже поэтому неспособного к серьезной игре на нескольких фронтах?

Стратегический козырь Банковой - взаимное недоверие ее оппонентов, не готовых договариваться даже в мелочах. Скажем, во вторник ПР и БЮТ вроде бы договорились о разблокировании работы Рады, но амбиции в итоге все равно взяли верх. И без пяти минут союзники бурно разругались. К вящей радости СП. А между тем среди согласованных документов значились и поправки к закону о выборах президента. Проект обсуждался уже не только на переговорах «регионалов» с тимошенковцами. Его успел рассмотреть профильный парламентский комитет. На компромисс согласились даже представители блока Литвина с «нашеукраинцами». «Бело-синие» и «бело-сердечные» вроде бы отказались от принципа формирования избиркомов парламентскими фракциями, решив отдать это дело на откуп представителям кандидатов. И пошли на уступки в вопросе регистрации кандидатов. Только все это было «по состоянию на вчера». А что будет завтра - сегодня не решается сказать никто.
По отрывочным сведениям, поступающим из штабов, можно сделать вывод, что максимально возможным компромиссом остается «план-минимум», предложенный Яценюком. То есть согласие сократить сроки кампании. Но с одной поправкой. Оставшиеся спорными моменты не выносятся за скобки окончательно - их решение просто откладывается до осени. Правда, откуда берется уверенность, что осенью договориться будет легче, информаторы не признаются. А может быть, это просто очередной тур игры «Кто кого перехитрит», которую «кандидат цвета хаки» уже назвал «национальным видом спорта»?

Алексей МустафинАлексей Мустафин, руководитель департамента документально-публицистических программ СТБ