ГоловнаПолітика

Если Конституция не сдается

В последние дни уходящей недели на первых полосах европейских и американских газет прочно обосновался Гондурас. Европейских и американских - но, конечно же, не украинских! Было бы смешно, если бы украинские журналисты и политики заинтересовались маленькой латиноамериканской страной, настоящей «банановой республикой» - не в смысле оскорбления, а в смысле структуры экономики. Украина, конечно же, интересуется куда более развитыми странами!

А между тем, если бы мы следили за латиноамериканской политикой, то поняли бы, что Украина в своих проблемах куда ближе к этому загадочному континенту, чем к родной Европе. Итак, почему президент Гондураса Мануэль Селайя лишился должности? А потому, что отчаянно хотел продления своих полномочий. Конституция Гондураса разрешает избираться президентом только на один срок. А президент Селайя хотел на два. Парламент, в котором большинство составляют оппозиционные депутаты, с этим ео желанием соглашаться не хотел. И тогда Селайя решил - вы правильно догадались - обратиться к народу. И провести референдум по изменениям в Конституцию страны. Верховный Суд Гондураса признал проведение такого референдума незаконным. Но президент, разумеется, наплевал на Верховный Суд. И заявил, что его соотечественники, если только они патриоты Гондураса, должны прийти и проголосовать. А все, кто против референдума, вы сами понимаете - наемники империализма и враги Родины.
Словом, все идет по украинскому сценарию: парламентарии злобствуют, Верховный Суд возмущается, а президент знай себе готовится к референдуму. И тут на сцене появляется то, чего в Украине нет - армия. То есть в нашем пространстве армия тоже иногда появляется - например, в России в 1993 году она в схожей диспозиции поддержала президента и обстреляла парламент. После чего была победа демократии, конституционный референдум, усиление власти главы государства, передача власти Владимиру Путину. Ну и в результате прогрессивной роли армии Россия стала образцом демократии для всех окружающих.

А в Гондурасе армия оказалась не такой прогрессивной, а реакционной. Она арестовала президента - какое неуважение к главе государства! - и в одной пижаме вывезла его в соседнюю Коста-Рику. После чего парламент привел к присяге временного президента, а соседние страны, чьи лидеры не раз проводили эксперименты над собственными народами и заставляли их на референдумах поддерживать продление полномочий тамошних Уго Чавесов, поддержали президента Селайю. Но не только они. Соединенные Штаты тоже. И Европейский Союз. И Генеральная Ассамблея ООН. Что примечательно - когда Селайя готовился к своему референдуму, то есть к фактической узурпации власти в стране, его не осуждал никто. Но память о военных, в течение многих лет навязывавших свою волю латиноамериканским странам, заставляет весь мир требовать возвращения президента Селайи на свой пост.

И тут возникает простой вопрос об ответственности общества и политиков. Еще несколько лет назад Латинская Америка была континентом военных диктаторов. Но кто сменил их после успешного внедрения демократии? Коррумпированные популисты, потакающие беднейшим слоям населения своих стран, уничтожающие будущее тех, кто проголосовал за них в надежде на молочные реки с кисельными берегами - сейчас и немедленно. При этом приходящие к власти с помощью демократических процедур политики относятся к демократии без всякого уважения. Если Конституция не сдается - ее уничтожают! Этот лозунг мог бы быть написан и на знамени Гондураса, и на флаге Украины. Казалось бы, что может быть проще - если в Основном Законе прописана процедура конституционных изменений - то нужно ее соблюсти. Но у президента Селайи совершенно другая логика. Как, впрочем, и у его украинских коллег. И Леонид Кучма, и Виктор Ющенко пытались доказать украинцам недоказуемое: если процедуру изменения Конституции нельзя соблюсти, то ее можно изменить.

Конечно, хорошо, что в Украине нет армии, способной вывезти президента в пижаме в соседнюю страну. Плохо то, что украинское общество - как и гондурасское, российское, венесуэльское, белорусское, боливийское - изо дня в день убеждается: закон - это то, что угодно сильному. Ни в одной состоявшейся европейской стране нет такого архаичного отношения к праву. И именно поэтому в украинских газетах стоит почаще писать о Гондурасе.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram