Все публикацииПолитика

Сизифов труд, или О формировании международного имиджа Украины

О формировании позитивного международного имиджа Украины написаны тысячи страниц - в основном, пиарщиками, желающими заработать на госбюджете. Подсчитано и доведено до сведения государственных мужей, что, например, Турция вложила в продвижение своего имиджа в США $450 тыс., что позволило на 10% увеличить приток американских туристов на турецкое побережье и в горы. Чем не пример для Украины? Но страна - это не только туризм. По поводу имиджа Украины приняты важные государственные решения.

Вячеслав ПиховшекВячеслав Пиховшек, публицист, постоянный автор Lb.ua

25 мая 2009 года аппарат СНБО завершил подготовку проекта Доктрины информационной безопасности Украины, которой предусматривалось «формирование позитивного имиджа Украины». 3 июня 2009 года Кабмин утвердил целевую программу формирования этого имиджа до 2011 года на 230 млн. грн. Цель: «создание в глазах международного сообщества образа Украины как надежного и предсказуемого партнера».

Чиновники уже отрапортовали о сделанном. 11 ноября 2008 года министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун объявил, что Украина начинает первую в своей истории рекламно-информационную кампанию на CNN International. Первая волна кампании была посвящена туристическому потенциалу Украины и предусматривала 300 выходов в эфире этого телеканала видеоролика «Украина. С красотой, ваша».

Между тем, международный имидж Украины формируют - и весьма активно - вне любых госпрограмм, но надежно, негативно, на годы. Авторитетный украинский эксперт по рекламе Алексей Фурман, главный редактор портала РеклаМастер, пришел к выводу: «Украина воспринимается как маловлиятельная и малоизвестная европейская страна, которая находится в поисках своего места в мире; кризисная страна, политически нестабильная, с неэффективной властью; молодая демократическая страна, страна Помаранчевой революции; страна Чернобыльской аварии (опасная страна); известные украинцы - братья Кличко, Андрей Шевченко, Виктор Ющенко, Юлия Тимошенко, Руслана Лыжичко, Верка Сердючка, Сергей Бубка, Яна Клочкова; проблемы с Россией (под влиянием России); имидж преимущественно негативный, высокие инвестиционные риски, коррупция во всех органах власти; уникальная украинская кухня - борщ, вареники, сало, котлеты по-киевски; красивые женщины, дешевые проститутки».
С имиджем, создающимся перманентной полемикой главы государства и его премьера, знакомы западные политики. Западные туристы, если таковые «экстремалы» найдутся, будут делать выводы не по роликам министра Вовкуна, а по действиям крымских профессионалов «ненавязчивого сервиса», ведущих себя по принципу «мы еще ничего не сделали, но ты нам уже должен, раз ты сюда приехал». «Здоровый» имидж Украины среди украинских «заробітчан» сформировал Кабмин, заявивший о необходимости облагать налогами людей, которых родина не смогла обеспечить рабочими местами.
И вот теперь пришла очередь формировать имидж Украины для «широких кругов западных инвесторов», не от самого большого ума покупавших украинские ценные бумаги или, как еще их называют, евробонды, выпущенные за границей (обычно на Кипре) крупными украинскими компаниями и банками для привлечения средств. Купить их могли исключительно западные инвесторы, юридические лица. Доход по еврооблигациям - это фиксированный процент (купон) плюс погашение «тела» (номинала), как правило, в размере $100 тыс. Такой вот финансовый инструмент, рассчитанный на «западника», привыкшего к тамошним «правилам игры», наивного в отношении украинских реалий.

И пока банк «Надра» не мог погашать депозиты, приводился в порядок временной администрацией, это, как ни прискорбно звучит, было внутренней украинской проблемой - в первую очередь граждан, рискнувших довериться банку. 23 июня 2009 года «Надра» объявил о реструктуризации своих еврооблигаций (общая сумма эмиссии $175 млн., погашение 28 июня 2010 года), то есть фактически заявил: «Денег верну меньше, чем обещал, и позже». В частности, банк предложил держателям этих ценных бумаг выкупить их досрочно за 15% от номинала.

Представим себе ситуацию некоего американского пенсионного фонда, «убаюканного» позитивом имиджа Украины - предсказуемой страны, или просто рассчитывающего на способность украинских структур играть по мировым правилам финансовой игры. Как вы думаете, он в восторге от перспектив получить от причитающихся $100 тыс. лишь $15 тыс.? Вы правильно подумали и о том, что этот фонд безо всяких просьб или участия в украинских госпрограммах становится надежнейшим «генератором» определенного имиджа Украины.

А ведь мог этот пенсионный фонд купить и бумаги компании «XXI Век» Льва Парцхаладзе. Публично позиционировавший себя самым прозрачным украинским девелопером, «XXI Век» занял $175 млн. под еврооблигации с возможностью досрочного погашения 24 мая 2009 года. В конце мая 2009 года «XXI Век» предложил инвесторам «потерпеть» до 2012-о или 2014 года...

Мог этот пенсионный фонд купить и бумаги «Альфа-Банка» (Украина). Банк привлек под три эмиссии с погашением в 2009-м, 2010-м и 2011-м суммарно более миллиарда долларов. И 1 июля 2009 года ЗАО «Альфа-Банк» (Россия) разослало участникам рынка уведомление об отказе платить $250 млн. в рамках так называемого пут-опциона по эмиссии-2011 и предложение по реструктуризации остальных двух эмиссий до 2012-го года.

Риторический вопрос: сколько государству придется потратить на исправление своего имиджа после таких операций? Тем более что по информации моих источников, список учреждений, готовых объявить о переносе своих финансовых обязательств, в ближайшее время пополнится.

14 сентября 2006 года в парламенте состоялся прелюбопытнейший диалог. В ответ на возмущение народного депутата Яна Табачника относительного того, что его вместо парламентского Комитета по борьбе с коррупцией назначили в Комитет по духовности, вице-спикер Адам Мартынюк заметил: «Ян Піневич, повірте, побороти оргзлочинність так само нереально, як підняти нашу культуру в найближчих п´ять років». Побороть оргпреступность, поднять культуру, формировать позитивный имидж страны - все это явления одного порядка в нынешней Украине, управляемой «блестящими профессионалами» и по полной программе используемой специалистами в ловле прибыли в «мутной воде». Сизифов труд по формированию позитивного имиджа Украины ждет своих исполнителей.

Вячеслав ПиховшекВячеслав Пиховшек, публицист, постоянный автор Lb.ua