Технология «управляемого конфликта»

Печать
Технология «управляемого конфликта»

Украинской политической жизни свойственна некая цикличность. Постоянно возникает ощущение дежавю. Очевидно, оттого, что наши политики часто пользуются одними и теми же технологиями, расписанными как под кальку - преимущественно иностранными технологами. Вот и сценарий президентской кампании 2010 года очень уж напоминает почти забытую технологию образца 1999-го. Благо за кулисами процессов стоят одни и те же люди.

Напомним кратко сюжет кампании десятилетней давности. Леонид Кучма стартовал с достаточно низким рейтингом - около 7%. Его оппоненты - Александр Мороз, Евгений Марчук - были настоящими властителями дум народных. На некотором этапе социологи показали почти 100%-ную победу Мороза. Но! Несколько манипуляций, развал «каневской четверки», петарда, замаскированная под гранату, брошенная в Наталью Витренко, задействование административного ресурса - и вот уже Мороз финиширует даже не вторым - четвертым! А во второй тур с Кучмой выходит лидер коммунистов Петр Симоненко, во время кампании не очень-то утруждавший себя предвыборными активностями. Фактически Кучма назначил Симоненко своим оппонентом. Так было легче мобилизовать электорат - в том числе на Западе Украины. Понятно, что на выборах более половины избирателей отдали свои голоса за «меньшее зло» - Кучму.

Эта технология («модерируемого конфликта») применялась и в России во время выборов 1996 года, когда Борису Ельцину противостоял назначенный технологами оппонент - Геннадий Зюганов.

Времена меняются, мы меняемся вместе с ними. И теперь технологи пытаются назначать соперников для второго тура по несколько иным критериям. Коммунисты неубедительны. Да и неактуальны. В 1999 году технологи пытались акцентировать внимание на необходимости защиты нового мира от посягательств сил старого. Сейчас же в окружении Виктора Януковича акцент делается на реванше, справедливости, на старом добром порядке. Посему и во второй тур необходимо вывести молодого либерала, банкира, с прозападными взглядами. То есть, ходячее олицетворение причин экономического кризиса.

Очевидно, что и сейчас повторяется комбинация, при которой технологи убеждают клиента: «Главное, Сень, не высовываться. Не делать резких движений. Ты оттягиваешь голоса у Юли и выгоден всем. А потом - если не выходишь во второй тур - значит, призываешь голосовать за Януковича в обмен на премьерский пост. Выходишь - договариваешься, что ради мира, стабильности и согласия в обществе будущий президент должен предложить своему оппоненту должность премьера. Вариант беспроигрышный!»

Итак, сегодня Яценюка готовят к роли премьера, о чем «Левый берег» писал в прошлом номере. Именно этим можно объяснить более чем вялую кампанию Арсения Петровича. У него, по сути, нет структур, а те, которые созданы в регионах, не предназначены для электоральных кампаний - это скорее пункты по мобилизации кадров и средств на предстоящие местные выборы. У него нет ярких и узнаваемых личностей - он создает уязвимую для критики «партию банкиров». Центральный офис скорее напоминает некое ООО, в котором руководящие должности занимают сам Яценюк и его друзья по университетской и школьной скамьях - Андрей Пышный и Андрей Иванчук. Добавьте российских политтехнологов - и получаем проект под условным названием «Одноклассники.Ру».

В окружении Януковича избегают критики Яценюка, а сам Виктор Федорович в эфире ICTV долго рассказывал о том, как он качал маленького Арсения на руках и содействовал росту будущего политика. Очевидно, против Тимошенко будут работать и дублеры Яценюка - Борис Тарасюк (некогда пытавшийся попасть в команду Юлии Владимировны, но при наличии более эффективного и менее амбициозного Григория Немыри быстро попавший не в самые активные ряды, а скорее в кадровый планктон), Олег Тягнибок (раскручивающий с огромным успехом свой политический проект на Западе и в Центре Украины), некоторые другие политики.

Юлия Тимошенко в свою очередь молча наблюдает за тем, как появляются проекты, размывающие электоральное поле ее оппонентов. В частности, это проект Сергея Тигипко. Сергей Леонидович, по имеющейся информации, уже получал предложения то возглавить Министерство финансов, то стать вице-премьером правительства. Однако поход в правительство сегодня для Тигипко подобен политической смерти. А он только начал выходить из политической тени. Он чудесно понимает, что согласиться сейчас на пост министра финансов - это уподобиться герою старого советского анекдота. Помните? Рабиновичу предложили открыть публичный дом в Одессе. Он отказался. «Но почему?» - спросили его. «Знаю я этот прикол! Бронь для райкома, бронь для обкома, бронь для ЦК, бронь для зарубежных товарищей. А Рабиновичу ложись и выполняй план!» Второй момент: перейдя работать в команду Тимошенко, Тигипко почти наверняка будет вынужден тратить нажитый непосильным трудом миллиард на избирательную кампанию Юлии Владимировны. Нет уж! Выдвинуть свою кандидатуру на выборы и уйти в открытое плавание - намного выгоднее и безопаснее.

К тому же Сергей Леонидович (с которым опять-таки работают российские технологи и старая комсомольская гвардия) понимает: ближе к выборам он может провести переговоры с кандидатом в президенты Тимошенко о том же премьерском кресле. Зачем ему сейчас - в преддверии очень сложной и непрогнозируемой осени - брать на себя ответственность за состояние финансов в стране, если можно будет получить контроль над исполнительной властью Украины весной будущего года?

Тигипко будет активно отнимать голоса у Арсения Яценюка и Виктора Януковича - это понятно. На том же поле могут возникнуть несколько иных проектов. Например, кандидат в президенты Виталий Кличко. Такой себе антияценюк. Молодой, европейски ориентированный, кумир молодежи, владеет языками, но при этом - в отличие от Арсения - может и в морду дать. В прямом понимании этого слова. Начальником штаба Кличко стал небезызвестный Василий Базив - некогда заместитель губернатора Львовской области, а позже - заместитель главы Администрации президента Кучмы. В последние годы Василий Андреевич не скрывал своих симпатий к Юлии Тимошенко, а злые языки утверждали, что он является чуть ли не штатным сотрудником офиса на Туровской, 13. Но мы, конечно, в это не верим. Кличко способен «откусить» от рейтингов Яценюка (кстати, в последнее время немного обвалившихся) несколько процентов.

Более понятно, зачем на выборы выдвигается Инна Богословская, способная переманить часть женского электората у Юлии Тимошенко и уж точно совершить электоральное вторжение на поле Януковича. Инна Германовна чудесно понимает, что после президентских выборов нас ждут и выборы мэров городов. Потому для нее президентская кампания - это прелюдия кампании мэрской, с прицелом на Харьков, где она таким образом попытается нарушить монополию Михаила Добкина. В среде Партии регионов ей многие симпатизируют - причем открыто, не скрывая этого. И даже готовы помочь финансово.

Одним словом, мы снова становимся свидетелями того, как в ходе кампании возникают старые клише и старые технологические трюки. Украинская политика находится в круге вечного возвращения. И вряд ли от следующей кампании стоит ожидать неких неожиданностей. Все, что есть, уже было, как говорил Екклесиаст.

Печать
Читайте в разделе
Выбор читателей