Все публикацииПолитика

Осваиваем!

Примерно под таким лозунгом развиваются отношения между председателем парламента Владимиром Литвином и руководителем Аппарата Верховной Рады Валентином Зайчуком. И вспыхнувший в понедельник скандал с очередным «траншем» финансирования парламентской деятельности тому прямое доказательство.

Осваиваем!
Фото: УНИАН

В этот злополучный для господ Литвина и Зайчука день газета «Дело» обнародовала информацию о том, что 3 июня народные депутаты под «шумок» включили в Закон «О внесении изменений в Государственный бюджет Украины на 2009 год» статью о выделении на обеспечение деятельности Верховной Рады 97 млн. грн. А Виктор Ющенко уже пообещал его ветировать. То есть, деньги в «аппаратные» закрома не «зайдут». А ведь они были так нужны депутатам и обслуживающим их чиновникам!

В последние полгода украинский парламентаризм действительно испытывает материальные трудности. На протяжение десяти лет финансирование деятельности Верховной Рады увеличивалось более чем на 100 млн. грн ежегодно, а в текущем году наступил облом... В сравнении с 2008 годом, депутатам и парламентским чиновникам пришлось «потесниться» на 120 млн. грн - в законе о Госбюджете-2009 на деятельность парламента отводилось «всего» 740 млн. грн. Ограничения коснулись даже самого святого - зарплат народных избранников, которые «упали» почти вдвое. Похоже, 97 млн. грн должны были компенсировать нанесенный урон. И не только депутатам.

ДОЛГОВОЙ МАНЕВР

Смета Верховной Рады всегда была тайной за семью печатями. Официальная информация о том, как расходуются средства, выделенные на ее деятельность, никогда не обнародовалась. Между тем, когда в 2000 году специальная парламентская комиссия под руководством Ярослава Кендзьора начала проверять работу Аппарата Верховной Рады, обнаружились колоссальные финансовые нарушения. Народные депутаты и сотрудники Аппарата Верховной Рады чрезмерно тратились на отдых и заграничные командировки, попутно присваивая и сбывая за бесценок парламентское имущество. Впрочем, по результатам работы комиссии виновные в злоупотреблениях наказаны не были - по сути, она и создавалась только для того, чтобы задавить компроматом Александра Ткаченко, «снесенного» «демократическим» большинством под руководством Юлии Тимошенко и Виктора Медведчука с должности председателя Верховной Рады. После этого случая прецеденты с проверками не повторялись, но скандалы с парламентскими финансами продолжали периодически возникать. Большинство из них пришлось на время пребывания на должности руководителя Аппарата Верховной Рады Валентина Зайчука. Характерно, что этот парламентский «зубр», пришедший в Верховную Раду по протекции Виктора Медведчука, смог усидеть в кресле при всех спикерах парламента. Чего не скажешь о его первых заместителях-управляющих делами Верховной Рады, которые менялись чуть ли не каждый год. Именно на них ложился весь груз ответственности за «неудачное» освоение государственных средств. Так, ряд управделами «ушли» после попадания в прессу информации о хищениях бензина с парламентской автобазы и непрозрачных условиях аукционов по продаже подержанных автомобилей из автопарка Верховной Рады.

Как следует из стенограммы заседания Верховной Рады, злополучные 97 млн. грн народные депутаты планировали извлечь из доходов Национального банка Украины, которые, как оказалось, несмотря на финансовый кризис, растут с невероятной скоростью. В соответствии с информацией, которая оказалась в распоряжении «Левого берега», 17 млн. грн авторы поправки к Госбюджету собирались направить на счета контролируемой Аппаратом Верховной Рады гостиницы «Киев», где проживают народные избранники, не имеющие в столице собственного жилья. Оказывается, принимая первую версию закона о Госбюджете, депутаты почему-то «просчитались» и в последние несколько месяцев их иногородние коллеги живут в «Киеве» в кредит, а эти средства призваны долги погасить и дать возможность народным избранникам проживать в гостинице до конца года. Еще почти 16 млн. грн планировали направить на другой «объект» Аппарата ВРУ - Государственный строительный комбинат, который по невыясненным причинам в долг реконструировал парламентское здание, расположенное по улице Садовой, 3.

50 млн. грн должны были «уйти» на оплату труда сотрудников Управления делами Верховной Рады, которая, впрочем, в отличие от депутатской, избежала урезания, а также на приобретение различного оборудования и бензина. А 1,1 млн. грн должны были выделить... на копировальную бумагу. Еще 750 тыс. грн - на ремонт лифтов в здании, где заседает парламент, - по улице Грушевского. 1 млн. грн - на оплату труда сотрудников крымских санаториев Верховной Рады, в которых народные депутаты давно не отдыхают, а большинство путевок продается «простым» любителям крымского отдыха. 3 млн. грн - на обеспечение спутниковой трансляции заседаний Верховной Рады, а еще 3,5 млн. грн на заграничные поездки народных депутатов. Оставшиеся средства - около 6 млн. грн - планировали направить на выплату специальных стипендий Верховной Рады ученым и студентам. По-видимому, и на это средств не хватило.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДВИЖЕНИЯ

Сценарий проникновения в законопроект «О внесении изменений в Государственный бюджет Украины на 2009 год» злополучной поправки о 97 млн. грн во многом повторяет сценарии, используемые спикерами парламента для продвижения лоббистских, часто фальсифицированных законопроектов. Еще в 11.30 народные депутаты собрались выделить 160 млн. грн на дотации местным бюджетам, 105 млн. грн на поддержку водоснабжения Львова и 22,5 млн. грн - на ремонтно-реставрационные работы в Шевченковском заповеднике, как Владимир Литвин объявил перерыв для проведения заседания согласительного совета лидеров парламентских фракций. По его окончании г-н Литвин попросил своего однопартийца и председателя Комитета Верховной Рады по бюджету Николая Деркача «донести» до выступающего по законопроекту «бютовца» Олега Ляшко информацию о новом решении совета - внести «с голоса» в рассматриваемый законопроект поправку «о выделении 97 млн. грн». Г-н Ляшко долго сопротивлялся и даже обратился к Валентину Зайчуку с просьбой дать стенограмму или аудиозапись заседания согласительного совета, но... вопреки нормам Регламента Верховной Рады, парламентские чиновники ни о том, ни о другом не позаботились. Как часто бывает, ни один народный депутат не имел понятия о том, за что именно он голосует и как конкретно будут распределены выделяемые средства. «Смета», утвержденная на согласительном совете, «дорабатывалась» уже после голосования: некоторые народные депутаты, члены бюджетного комитета не захотели подписываться под законопроектом, в котором «на приобретение квартир народным депутатам» планировалось выделить 20 млн. грн. При этом кому и какие квартиры будут приобретаться, не уточнялось. Процесс «утрясания» продолжался до позднего вечера: за это время Олег Ляшко несколько раз связывался с Юлией Тимошенко и только после консультаций с ней продолжал участие в обсуждении. Сейчас он заявляет, что в проталкивании поправки, кроме Литвина, принимали участие и представители Партии регионов. Наверняка эти обвинения имеют под собой и политическую основу - если на выборах президента спикер затеет самостоятельную игру, преданные Юлии Владимировне сотрудники КРУ поинтересуются, как тратились миллионы, выделенные на деятельность Верховной Рады в этом году. И в Аппарате Верховной Рады могут найти ответы не на все вопросы ревизоров. И это в разгар предвыборной кампании!