ГоловнаЕкономікаФінанси

Чи шкодить банкам російське коріння

Агрессивная политика России по отношению к Украине отразилась на настроениях украинских вкладчиков. Многие украинцы бойкотируют не только российские товары, но и услуги банков с российским капиталом. LB.ua разбирался, как финучреждения с российскими корнями пытаются избежать оттока денег.

Фото: Макс Левин

Кризис, начавшийся в 2014 году и продолжающийся до сих пор, оказался крайне непростым для украинских банков. В целом, с начала прошлого года граждане забрали с их счетов 75 млрд грн (30% портфеля) и $11,6 млрд (49%). 

Однако потери некоторых банков с российским капиталом в процентном отношении оказались несколько выше, чем у их соседей с украинскими или западными корнями. При этом, банки, чьи бренды каким-либо образом выдают связь с Россией и те, которые постарались избежать даже намека на это, пострадали примерно одинаково.

Крупные потери

В прошлом году больше всех денег среди финучреждений, связанных с Российской Федерацией, потерял ВТБ Банк, принадлежащий российскому одноименному финучреждению. Граждане вынесли из него 58% денег в гривне (2,1 млрд грн) и 64% в валюте ($271 млн). В начале этого года учреждение провело ребрендинг, который, впрочем, ограничился только изменением написания названия с кириллицы на латиницу. ВТБ Банк стал называться VTB ("ви-ти-би"). Возможно, это решение позволило банку переломить тренд - отток денег в гривне сократился до 6%, а в валюте - до 16%.

В самом банке лишь частично связывают отток средств со своим акционером.

"В определенные моменты фактор происхождения акционерного капитала мог оказывать психологическое влияние на поведение вкладчиков, однако, по нашему мнению, не является основной причиной оттоков на фоне тотальных оттоков из всех банков независимо от того, кто является их собственниками. В кризис в конечном счете большие шансы на выживание имеют те организации, которым доверяют потребители. Доверие клиентов, в свою очередь, сложно и долго заработать, однако легко и быстро потерять. Понимая важность сохранения доверия, банк VTB (Украина) за все время с начала 2014 года не вводил никаких дополнительных ограничений на снятие средств, по первому требованию возвращал депозиты вкладчикам, в том числе досрочно",- рассказывает начальник управления контроля операционных и рыночных рисков ВТБ Банка Андрей Грищенко.

Второе место по оттоку занял "Сбербанк России". Связь с соседним государством, указанная прямо в названии, стоила финучреждению в прошлом году 56,4% гривневого портфеля и 34,13% валютного. Однако примечательно, что в этом году отток значительно замедлился, и граждане забрали с его счетов всего 3% гривневых сбережений и 16% валютных.

В банке считают, что потеряли с начала года всего 7% розничного депозитного портфеля. Однако эта цифра относится лишь к общему портфелю, который указывается целиком в гривне. При этом в банке считают, что отток средств связан с общей потерей доверия рынка со стороны украинцев, а не с названием банка.

"Второй месяц подряд у нас идет приток средств в гривне, и депозитный портфель в национальной валюте растет в рамках плановых показателей. Мы по-прежнему работаем со средними рыночными ставками, но даем клиентам продукты, специально созданные под их новые острые потребности",- поясняет заместитель председателя правления "Сбербанка России" Ирина Князева.

Третью позицию занимает БМ Банк, чьим собственником является Банк Москвы. В прошлом году вкладчики вынесли из финучреждения 48% гривневых депозитов и 64% валютных. В этом году депозитный портфель банка сократился до 15% и 16% соответственно.

Примечательно, что Проминвестбанку, который фактически контролируется правительством Российской Федерации, досталось меньше проблем, чем остальным крупным финучреждениям. Этот банк является собственностью российского Внешэкономбанка (ВЭБ), который, в свою очередь, принадлежит российскому правительству. Впрочем, до 2009 года Проминвестбанк был банком с украинским капиталом - именно тогда его и купил ВЭБ. После этого учреждение не сменило ни название, ни логотип, поэтому, скорее всего, в сознании граждан оно продолжает ассоциироваться только с украинским капиталом. Кроме того, банк не имеет большой филиальной сети и не ориентируется на работу с розницей. Это пошло ему на пользу. В прошлом году граждане забрали из него всего 25% гривневого портфеля и 37% валютного. В этом году цифры снизились до 6% и 14%.

Игра в прятки

Некоторые российские банки стараются как можно больше дистанцироваться от своих акционеров. И в текущей ситуации такая тактика выглядит оправданной. Необычная ситуация сложилась в Альфа Банке. Учреждение входит в российскую Альфа Групп, которая принадлежит российскому олигарху Михаилу Фридману (он имеет украинские корни - родился во Львове). Однако еще в 2013 году акционер перевел украинский банк на Кипр, и теперь его собственником является кипрская компания ABH Ukraine Limited. Поэтому в банке не связывают себя с Россией.

"Мы не входим в российскую группу. Альфа-Банк Украина входит в Банковскую группу "Альфа-Банк" со штаб квартирой в Люксембурге. В группу входят банки пяти стран: Украины, России, Казахстана, Беларуси и Нидерландов, - говорит директор по развитию розничного бизнеса Альфа-Банка Артур Атанов. - На сегодня приток средств в банки уже начался. Мы действуем в нескольких направлениях. Продолжаем активное взаимодействие с Фондом гарантирования вкладов по выплате средств вкладчикам ликвидированных банков, которые находятся в управлении Фонда. Дополнительно с учетом действующих ограничений на снятие валютных депозитов мы запустили валютный депозитный сертификат. Ставки по данному продукту идентичны ставкам по стандартным депозитам, но по окончания срока сертификата 6 или 12 месяцев клиенты могут забрать всю сумму валютного вклада без ограничений. Спрос на сертификаты превысил наши самые оптимистичные ожидания".

В прошлом году граждане забрали из Альфа-Банка всего 3,6% своих сбережений в гривне. В валюте отток составил намного больше - 34%.

Небольшие российские банки также меняют свои названия и, соответственно, имидж. Таким путем пошел банк "Русский стандарт", переименовавшийся в прошлом году в "Форвард Банк". До смены бренда отток денег из финучреждения был довольно значительным - 48% в гривне и 69% в валюте. Однако в этом году банк потерял всего 10% гривневых депозитов и 12% валютных. В банке объясняют, что в прошлом году сознательно пошли на сокращение депозитного портфеля.

"Это связано с тем, что в середине года мы приняли решение ограничить некоторые виды кредитования: мы не понимали, что завтра будет с экономикой страны, как это отразится на наших клиентах и партнерах. При этом клиенты продолжали погашать взятые ранее кредиты, - поясняет председатель правления "Форвард банка" Андрей Киселев. - В результате мы получили избыточную ликвидность: на корсчете было больше денег, чем необходимо для выполнения текущих обязательств и нормативов. Мы не хотели переплачивать за избыточную ликвидность и таким образом генерировать отрицательный финансовый результат, поэтому и отказались от повышения ставок, которое в то время наблюдалось на рынке. В сентябре мы увеличили объемы кредитования и подняли ставки до среднерыночных показателей, что позволило нам существенно сократить отток вкладов. Тогда же к нам начали приходить новые клиенты. Подобной политики в отношении пассивов мы будем придерживаться и в текущем году".

Еще одним банком, невольно попавшим под удар из-за наличия российского капитала, является VS Банк. До 2011 года он принадлежал австрийскому Volksbank и работал под брендом Фольксбанк. Однако затем "Сбербанк России" приобрел активы австрийской группы Volksbank Int. в восьми странах, в том числе и в Украине. Таким образом Фольксбанк стал российским и в дальнейшем был переименован в VS Банк. Неоднократно обсуждался вопрос его присоединению к украинскому "Сбербанку России", однако пока группа отказалась от этой идеи. Несмотря на латиницу в названии, VS Банк также несет потери: в прошлом году отток гривны с его розничных счетов составлял 38%, а валюты - 61%. В этом году цифры снизились до отметки 15% и 19% соответственно.

Меньше остальных банков с российским капиталом досталось банку "Траст". Его собственником являются не государственные или частные структуры, а физические лица. Однако они напрямую связаны с российским одноименным банком. Украинским банком "Траст" владеют глава совета директоров российского банка "Траст" Илья Юров (44% акций), а также члены совета директоров Николай Фетисов (28%) и Сергей Беляев (28%). Сейчас ситуация в этой банковской группе довольно неоднозначная, в декабре прошлого года в российский "Траст" была введена временная администрация, его оздоровлением занимается российское Агентство по страхованию вкладов. Впрочем, в российском банке опровергают связь с украинским активом.

"Банк "Траст" (Украина) - не является дочкой российского банка, не входит ни в одну холдинговую или банковскую группу. Это самостоятельное юридическое лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством Украины", - сообщили в пресс-службе российского "Траста".

В любом случае, сложная ситуация в российском банке практически не отразилось на доверии украинских вкладчиков. В 2014 году "Траст" потерял всего 1% денег граждан в гривне и 17% в валюте. В этом году цифры составили 2,8% и 76% соответственно.

Олена ГубарОлена Губар, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram