ГоловнаЕкономікаБізнес
Спецтема
Бренды

Які бренди одягу йдуть з України

Страну покидает ряд западных брендов одежды, однако ни эксперты, ни законодатели моды трагедии в этом не видят. Какие именно бренды уходят и как относятся к этому продавцы, покупатели и модники - читайте ниже. Мое личное отношение к происходящему - в блоге на LB.ua по этой ссылке.

Фото с открытия Gap в Киеве в 2011 году
Фото: ikiev.ua
Фото с открытия Gap в Киеве в 2011 году

"Esprit? О, эти ушли всерьез и надолго. Вряд ли вы их теперь найдете в Украине", - заявляет средних лет продавщица универмага "Украина" в центре Киева, где находился магазин бренда, ведущего свою историю с 1968 года, когда он был зарегистрирован в Сан-Франциско.

Попытка авторов статьи заказать продукцию Esprit онлайн тоже ни к чему не привела - ком-пания приостановила поставки всей своей продукцию в Украину, 10-й по объему розничного товарооборота в 92 миллиарда долларов рынок Европы.

Вместе с Esprit из украинских торговых центров с начала года, как сообщила Татьяна Бурацкая, старший менеджер девелопера коммерческих площадей Arricano, ушли турецкий бренд ежедневной одежды Collezione, американский джинсовый гигант Wrangler и производитель обуви Steve Madden, торгуемый под стильным тикером SHOO на биржевой платформе Nasdaq в США. Сами компании отказались комментировать свой уход.

Планирует уйти французский дом моды Cacharel, может стать проблемой и покупка джинс Lee Cooper - компания подумывает о выходе из Украины, традиционно привлекавшей иностранных бизнес-игроков своим огромным 45-миллионным рынком, рассказывает Бурацкая. Zara - бренд, принадлежащий крупнейшему мировому ритейлеру одежды Inditex из Испании - думает в том же направлении. Представители сети Zara в Украине просто неспособны достичь понимания в вопросе арендных ставок с супермаркетами, говорит спикер Arricano Диана Кладовая.

В основном эти компании делают бизнес в Украине, имея здесь своих официальных дилеров или реализаторов франчайзинговых договоров, однако все стратегические решения - о вхождении на рынок и о выходе с него - принимаются после согласования с материнскими компаниями.

Государственная служба статистики заявляет, что все розничные продажи в стране с начала года упали на 1%, однако эксперт в сфере ритейла Анна Кручинина говорит, что продажи в украинских супермаркетах упали на 15%. Высокая чувствительность покупателей одежды к росту цен на импортные товары, спровоцированному девальвацией гривны, подтолкнул многие магазины к порогу, за которым начинается нерентабельность. Только по официальным данным инфляция с начала года составила 13%, в то время как отдельные товары подорожали в полтора-два раза.

Дарья Перекосова, аналитик GfK Ukraine - компании, занимающейся маркетинговыми исследованиями - в письменном комментарии указала, что необъявленная война с Россией на Донбассе уронила готовность потребителей совершать большие покупки (которые начинаются на вашей настроенности вместо одной рубашки купить две, а к ним еще джинсы, и заканчивается где-то возле ваших планов приобрести автомобиль Mini Cooper) на 28 процентных пунктов. В то же время, индекс потребительских настроений - более общая модель для отслеживания ситуации на рынке ритейла - в апреле обновил пятилетний минимум.

Есть и те, кто не уходит, но закрывает нерентабельные точки, не веря в их перспективы выйти в прибыль хотя бы в среднесрочной перспективе. Лидер британского рынка Marks & Spencer и их конкурент Gap, крупнейший американский и второй в мире поставщик одежды, закрыли свои магазины на Крещатике, центральной улице Киева.

Gap, согласно аналитике Украинской торговой гильдии, сильно пострадал от палаточного городка сторонников Юлии Тимошенко, который находился рядом. К тому же, основные "гулятельные" потоки проходят по противоположной, более бульварной стороне Крещатика, где находится выход из метро и растут деревья - там арендные ставки достигали в лучшие времена 250 долларов в месяц за квадратный метр. Gap платил не более 100-120 долла-ров, но и это не принесло ему существенной прибыли. Протестное движение 2013-2014 гг., спасшее страну от режима Виктора Януковича, еще сильнее ударило по продажам Gap на Крещатике.

Фото: Макс Левин

Уход знакового глобального бренда с Крещатика тем более удивителен, что перед открытием магазинов в Украине компания на протяжении трех лет изучала рынок и готовилась к здешним рискам. Старший вице-президент Gap Стефан Лабан мотивировал решение уйти пониманием украинского рынка недвижимости, согласно которому вкладываться в аренду на Крещатике, который приютил всего 50 магазинов против 350 в Ocean Plaza, бессмысленно.

В среднем дилеры одежды в Украине сейчас платят ежемесячно 15-30 долларов за квад-ратный метр площади - чуть больше чем те, кто торгует электроникой. Такие цены - прямой результат падения арендных ставок на 30-50%. Почти все находящиеся в стадии строительства торговые центры перенесли свои дедлайны как минимум на 2015 г. Один только Киев ожидает окончания строительства 30 новых супермаркетов, которые должны добавить сто-личному рынку 1,6 миллиона квадратных метров коммерческих площадей, что еще сильнее снизит арендные ставки.

Известный украинский дизайнер Андре Тан, изучавший моду в лондонском Колледже искусств св. Мартина, не рекомендует лить слезы по поводу ухода западных брендов. "Ни для кого не секрет, что бренды, которые уходят с нашего рынка - это европейский масс-маркет, который не имеет ничего смежного с дизайнерской одеждой. Зачастую все эти бренды производятся в Китае на одних и тех же фабриках, меняется только бирка с названием бренда", - говорит он.

"Я не могу сказать, что украинский потребитель сильно пострадает от данной ситуации. Украинский потребитель, как правило, не любит минималистическую, неяркую одежду (на которой преимущественно специализировались ушедшие магазины). Исключение – Cacharel, потому что они монополисты в качественных цветных, ярких рубашках", - добавляет модельер.

Потребители настроены скептично. Екатерина Галицкая, киевский видео-продюсер в воз-расте за 30, грустит по поводу качества украинского ритейла: "К сожалению или к счастью, я очень редко пользуюсь магазинами одежды и косметики в Украине и покупаю все онлайн или в поездках (за рубеж)".

Наталья Войнаровская, директор частного детского сада "Дерево счастья", согласна с подобным настроением - она недовольна соотношением цена-качество в украинских супермаркетах и часто покупает товары на глобальной онлайн-платформе Amazon, где она заказывает вещи Gap, детского производителя одежды Gymboree и еще одного американского гиганта - Old Navy. Недоверие к качеству украинской одежды, но также и к предлагаемому импорту выталкивает потребителей в онлайн-магазины, зарегистрированные в иностранных юрисдикциях.

**

В подготовке статьи принимала участие Татьяна Каламбет, студентка Киевской школы экономики.

Іван ВерстюкІван Верстюк, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram