ГоловнаЕкономікаДержава

Макро ПРоказники

Миссия МВФ пробыла в Украине две недели. И уехала. С чем приезжали, с чем уехали – для общественности осталось загадкой.

Фото: www.kmu.gov.ua

Ни руководство миссии, ни местное представительство так и не озвучили своих оценок текущей ситуации в Украине, прогнозов на ближайшее будущее, «домашнего задания» для украинской власти (дабы это будущее стало более радужным). Была лишь одна, по сути, пустопорожняя итоговая пресс-конференция. Необычно как-то! Раньше они были более публичными, что и логично. Ведь организация-то не частная.

О чем молчит МВФ?

Что нам известно из официальных источников о текущей финансово-экономической и фискальной ситуации?

В прошлом году правительство планировало получить почти 15% роста номинального ВВП (с 1,3 трлн грн до 1,5 трлн или 3,9% т.н. реального роста); рост промпроизводства - на 5%, увеличение доходов госбюджета на 19% (до 374 млрд грн). На протяжении почти всего года (вплоть до начала ноября) нас пытались убедить в том, что этот прогноз сдержанный, а реально будет значительно лучше.

По факту, при озвученной дефляции в 0,2% ВВП якобы вырос на 0,2%. И вот уже начинается «мистика цифр»! Если ВВП 2011 года составил 1316 млрд грн, то увеличив его на рост в 0,2% и уменьшив из-за снижения цен на 0,2% мы должны были бы получить примерно тот же номинал ВВП. Но Госстат отчитался, что ВВП за 2012 год составил 1,4 трлн грн. Как такое возможно? А запросто! При условии если реальный (!) уровень цен не снизился на 0,2 %, а увеличился почти на 6,5 %. Именно это и есть реальный рост цен в Украине, но, правда, без учета роста цен на импортные товары (они в ВВП не учитываются).

За 2012 год промпроизводство сократилось на 0,8% (декабрь-январь по сравнению с таким же периодом позапрошлго года; падение, кстати, уже несколько месяцев подряд). Отрицательное сальдо текущего счета платежного баланса (без учета недозакупленного газа на $7 млрд) увеличилось до $14,4 млрд (в 2009 - $1,8 млрд, в 2008 – $12,8 млрд). Как следствие, золотовалютные резервы сократились до $24,55 млрд (на конец кризисного 2009 - $26,5 млрд).

Недовыполнение госбюджета составило 28 млрд грн, а его дефицит составил рекордные 53,4 млрд грн. При этом на 18 млрд грн плановых расходов так и не было профинансировано вообще!

Как же «закрывали бюджетный год» в правительстве, и что перешло в год текущий. Берем по факту кассовые расходы и доходы в млрд грн.

Немного пояснений. На начало 2012 года на едином казначейском счете (ЕКС) было 2062 млн грн, а на конец года осталось всего 458 млн грн (исторический минимум, кстати, за последние 10 лет) – следовательно, 1,6 млрд. грн. взяли из «остатков в кассе». Дефицит Пенсионного фонда составил 27,2 млрд грн, но из бюджета на его покрытие выделили лишь 15,3 млрд грн, то есть разницу в 11,9 млрд грн пришлось покрывать из средств казначейства в виде «временных займов».

Заимствования мной учтены в суме 102,7 млрд грн (т.к. 7 млрд грн было направлено на пополнение уставных фондов "Нефтегаза" и "Укргидроенерго" в виде облигаций госзайма (ОВГЗ) и деньги в бюджет не заходили). В итоге мы имеем кассовый разрыв по прошлому году 22,2 млрд грн.

При этом реальная фактическая кассовая "дыра" по результатам года была 32,7 млрд грн. Но Нацбанк с легкой руки, видимо, вместо предусмотренных законом 13,2 млрд грн перечислил в бюджет 23,6 млрд грн т.н. «превышения доходов над расходами» - ну не смогли, наверное, больше. Где правительство взяло оставшиеся 22,3 млрд грн?

Фото: Макс Левин

Ответ известен – изъяло у местных бюджетов и других распорядителей средств, чьи средства находились на ЕКС. Но их ведь нужно будет возвращать! Следовательно, в бюджете на 2013 год должна быть строка расходов на погашение этого долга. Но ее нет... Что сути дела не меняет. Хороший подарок «будущим поколениям»!

Но почему так произошло? Зачем было строить бюджет по заранее невыполнимому сценарию и, как следствие, загонять себя в патовую ситуацию?! Понимая проводимую Нацбанком и Кабмином политику, видя ситуацию на внешних рынках, спрогнозировать на 2012 год рост ВВП на уровне 0–1% было совершенно не сложно!

Или все же просчитались? Зачем тогда было только с ноября 2012 г., когда ситуация уже была ясна всем как Божий день, увеличивать (!) расходную часть почти на 15 млрд грн (за год расходная часть выросла на 55,6 млрд грн)? Сами себе создали проблему. Или заигрались?

Какой же реальный дефицит бюджета был в прошлом году? К задекларированным 53,4 млрд грн необходимо прибавить 22,3 млрд грн, описанных выше, а также 7 млрд грн на капитализацию "Нефтегаза" и "Укргидроенерго", которые фактически профинансированы (за счет госдолга), но в расходах не отражены. Получаем 82,4 млрд грн.

Но это уже не имеет значения. Ведь самое интересное только начинается. "Дырка" в 22,3 млрд грн не условная – она перешла в новый год, это теперь проблема 2013 года!

Смею утверждать, что и с макроэкономическим прогнозным сценарием на этот год тоже не так все просто. Под какой прогноз реально подогнан бюджет? Доходы прошлого года по факту составили 346 млрд грн. Плановая инфляция - 4,8%. Задачка для школьника: фактический показатель прошлого года корректируем на инфляционный рост (346*1,048) и получаем 362,6 млрд грн. В госбюджете план по доходам составляет 361,5 млрд грн. Отсюда простой вывод: бюджет посчитан под "рост" экономики минус 0,3%. Но публично озвучен плановый рост в плюс 3,4%. Может, и правильно, – нужно создавать «позитивные ожидания»! Продолжаем шалить?..

Когда говорят о дефиците публичных финансов, то для Украины это означает суммарный дефицит госбюджета, Пенсионного фонда и "Нефтегаза" (оба датируются государством).

Если предположить, что доходы госбюджета посчитаны корректно (а это отдельная тема), то мы имеем дефицит бюджета в 2013 году на уровне 72,8 млрд грн (плановые 50,5 млрд и перешедшие с прошлого года 22,3 млрд).

Дефицит "Нефтегаза" составит примерно 27 млрд грн. Без покрытия из госбюджета остаются 14 млрд грн (8 млрд грн - очередная докапитализация, около 5 млрд грн – компенсация цен и тарифов).

Фото: Макс Левин

Достоверной информации по дефициту Пенсионного фонда на текущий год у меня нет, но меньше, чем в прошлом году (27,2 млрд) он быть не может по определению. Как следствие, непокрытая часть составит (27,2-21,8) минимум 5,4 млрд грн.

Итого, дефицит публичных финансов, который необходимо профинансировать правительству (без учета обязательств НБУ), составляет минимум 92,2 млрд грн. Также необходимо погасить 81 млрд грн госдолга. Таким образом, правительству в этом году необходимо найти 173,2 млрд грн (это примерно $21,1 млрд). Даже с программой с МВФ это маловероятно. Понимают ли это правительство и президент? Уверен, что да. Но, боюсь, не только они. Очень «кстати», если вдуматься, возникла претензия Газпрома на $7 млрд.

Какую позицию в данной ситуации займет МВФ? Пока это нам неизвестно, а сам фонд, как уже отмечалось, дипломатично молчит.

Неплохо пошалили с «макроэкономическими показателями», не так ли? Но главное – зачем?! И что дальше? Боюсь, скоро и мы с вами об этом узнаем.

Ігор УманськийІгор Уманський, Колишній міністр фінансів України
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram