ГоловнаЕкономікаДержава

Представитель ООН: украинские женщины долго живут после пенсии

Кабмин нашел общий язык с МВФ и отложил неприятный вопрос об увеличении пенсионного возраста. Но многие эксперты считают, что пенсионный возраст надо повышать как можно раньше.

Представитель ООН: украинские женщины долго живут после пенсии
Фото: www.feg.org.ua

Lb.ua приводит расшифровку выступления директора аналитического центра Программы развития ООН «Голубая лента» Марчина Свенчицкого по этому поводу. Речь прозвучала на круглом столе «Пенсионная реформа: достойная старость или борьба за выживание?» 5 ноября.

Марчин Свенчицкий, директор аналитического центра Программы развития ООН «Голубая лента»:

«Существует дефицит Пенсионного фонда, который нужно покрыть или за счет налогов, или за счет каких-то других средств. Но проблема в том, что расходы на пенсионное обеспечение в Украине достигли уровня 14%, что выше, чем во всех странах Европы (кроме Италии). Этот показатель ежегодно увеличивается: с 9% в 2000 году до 12% уже в 2009 году.

Что означают такие расходы? Они идут за счет других обязательств государства. В Украине уже расходы на здравоохранение ниже, чем в других странах, ниже расходы на инфраструктуру, которая обеспечивает экономическое развитие страны. Мировой банк оценивает, что за последние три года рейтинг Украины (по инфрастуктуре, - Lb.ua) уменьшился с 73 до 102 места. Около 500 мостов не соответствует стандартам безопасности. Только 280 км. дорог отвечают стандартам Евросоюза. На все это нужны деньги, чтобы согласно рекомендации Мирового банка увеличить расходы на инфраструктуру минимум в три раза – с 2% до 6% ВВП.

Что касается пенсионной системы, есть три направления. Первое касается солидарной системы, второе – введения индивидуальных накопительных счетов, и третье – повышения возраста выхода на пенсию.

Все фото: Макс Левин

Есть много предложений в президентской программе относительно формирования солидарной пенсионной системы: повышение трудового стажа, ограничение назначений специальных пенсий и другие предложения.

Другое направление – индивидуальные накопительные счета. Фонд, который собирает накопления на таких счетах, инвестирует их или в акции, или в облигации, или в другие финансовые инструменты. И размер этой пенсии зависит от суммы, собранной на индивидуальном счете и от средней ожидаемой продолжительности жизни на момент выхода на пенсию. Какие преимущества такой накопительной системы. Во-первых, это стимулирует легальную регистрацию работающих, появляется стимул увеличить свои начисления на счет. Также эта система стимулирует поздний выход на пенсию. Надо заметить, что эти фонды инвестируют в экономику дополнительные средства. Это также деполитизирует пенсию: пенсионные выплаты зависят от того, сколько я отложил на своем индивидуальном счете, а не от каких-либо политических обещаний.

Но есть здесь также и проблемы. Во-первых, в переходный период существует дефицит, потому что деньги идут на инвестиции в экономику, а не на оплату текущих затрат Пенсионного фонда.

Во-вторых, мы отмечаем низкий уровень развития рынка ценных бумаг в Украине, поэтому возникает вопрос, куда вкладывать эти деньги? Здесь нужен очень сильный орган надзора, чтобы беречь эти деньги, чтобы не случилось, что кто-то собирал деньги всю жизнь, а потом все потерял. Есть также много проблем, которые возникли в условиях последнего финансового кризиса. Например, то, что размер пенсии напрямую зависит от ценности бумаг, которые, как известно, упали в цене. Соответственно, у вкладчиков получился очень низкий уровень пенсии. Теперь идут споры, как выйти из ситуации.

И третье направление – самое сложное и непопулярное – это повышения возраста выхода на пенсию. Сперва о некоторых предпосылках этого в Украине. Есть демографические требования, которые неизбежны, с этим согласны все демографы. Этот процесс происходит не только в Украине, но и во всех развитых европейских странах. Количество людей в пенсионном возрасте увеличатся, а количество работающих уменьшается. Так что в 2026 году будет равновесие между количеством пенсионеров и количеством плательщиков налогов.

Что из этого возникает в размере средней пенсии. Если бы не было никаких изменений в возрасте выхода на пенсию и другие показатели остались бы на прежнем уровне, то в 2056 году размер средней пенсии составлял бы 20-27% средней зарплаты, хотя сейчас это 40%. Это будет недостойная пенсия, недостойные условия жизни.

Да, средняя продолжительность жизни в Украине очень низкая в сравнении с другими европейскими странами. Но здесь выходят на пенсию раньше на 10 лет. А если смотреть только на женщин, то мы заметим, что они живут на пенсии в среднем 25 лет. Это больше чем в большинстве других стран мира! (Шум в зале). В других странах женщины выходят на пенсию, когда им 63-65. Если сравнить этот показатель с пенсионным возрастом женщин в Украине, то получается, что на каждые 10 лет работы приходится 7 пенсионных лет женщин в Украине. Это уже мировой рекорд, нет такой другой страны. В других странах такой показатель на 10 лет рабочих становит 5, 5,5, 6 лет, но 7 лет нет ни в одной стране.

Во всех бывших социалистических странах уже повысили возраст выхода на пенсию, кроме Беларуси, России, Узбекистана и Украины. Повышение пенсионного возраста от 1,3 до 5 лет уже происходит или произошло.

Есть аргумент, что не надо повышать пенсионный возраст, потому что те, кто уходит на пенсию, освобождают место работы для молодежи. В какой-то мере этот аргумент работает, но много людей уходит на пенсию из таких секторов экономики, которые сокращаются. Последние 8 лет из сельского хозяйства ушли на пенсию 2 миллиона человек. Сколько там новых мест работы в сельском хозяйстве? Наверное, не два миллиона. Горная промышленность, швейная, военная промышленность – там много людей уходит на пенсию, но немного появляется новых мест работы. Потому что молодые люди идут в новые отрасли экономики: в банковскую сферу, услуги, информационные технологии, торговлю. Там развивается экономика, там новые конкурентоспособные места работы.Мы предлагаем в нашем Аналитическом центре Программы развития ООН не шоковою терапию, а очень медленное повышение возраста выхода на пенсию для обоих полов. До 65 лет в течение 20 лет до 2031 года по полгода каждый год. Тот, кто ожидал, что уйдет на пенсию через 2 года – уйдет через 3, тот, кто ожидал уйти на пенсию через год, будет работать на 1,5 года дольше. Так что выход на пенсию в 65 лет будет касаться тех поколений, которые родились после 1966 года. Для тех, кто родились раньше, это будет что-то среднее между тем, что сейчас и временем после реформ.

Такое повышение пенсионного возраста разрешает нам сохранить пропорции на сегодняшний день между работающим населением и пенсионерами. Сегодня это 40%, а после повышения пенсионного возраста станет 38%. Так что мы задерживаем эти пропорции, не увеличиваем нагрузки на молодое и работоспособное население. Потому что это большая нагрузка: 33% пенсионные взносы, 50% - налоги. Вследствие этого происходит отток молодежи, которая не хочет работать под таким бременем.

Повышение возраста выхода на пенсию необходимо и для солидарной системы, и для накопительной системы. Потому что в солидарной системе нечем финансировать пенсии,а в накопительной системе человек работает короткое время и не успевает накопить достаточного количества денег на счетах, чтобы обеспечить потом свою жизнь на пенсии. Этот шаг (повышение пенсионного возраста) нужен в любой системе.

И последнее. Больше людей будет работать – увеличится ВВП. Как минимум на 8% в 2050 году. Такое повышение пенсионного возраста обеспечивает текущим пенсионерам возможность сохранить достойный уровень жизни, так как будет меньше пенсионеров, зато больше людей будет на них работать».

Записала Евгения Ковалевская, Lb.ua

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram