ГоловнаЕкономікаФінанси

Дешевле не ссориться

Каждый день несколько десятков украинцев получают не очень приятные известия – их вызывают в суд банки, в которых они брали кредиты.

Дешевле не ссориться
Фото: Скакодуб Андрей

То, что банки умеют заставить заплатить, известно давно. Но сколько в стране людей, которые вынуждены за свои долги отвечать своим имуществом, – мало кто знает. На запросы «Левого берега» о количестве исков к гражданам ответил лишь один банк – «Надра». Только за этот год банк подал около 5 тыс. исков против клиентов. Другие финструктуры сочли эту информацию тайной.

Однако существующие законы в стране обязывают банкиров публиковать в прессе вызовы в суд. Как показал мониторинг газеты «Урядовий кур’єр», только за ноябрь банки и финансовые организации 349 раз вызывали в суд своих клиентов. Лидерами в этом списке оказались компания «ПростоФинанс» – 66 исков и Райффайзен Банк Аваль – 51 иск. Данные из «Урядового кур’єра» дают представление о тенденциях, но не общую картину происходящего. Вызовы в суд публикуются также в региональных средствах массовой информации, поэтому узнать общее количество исков на самом деле крайне трудно.

Кто добрее, а кто злее

Даже если бы газета «Урядовий кур’єр» была единственной, публикующей вызовы, все равно количество объявлений в ней не давало бы полную картину состояния отношения банков с проблемными клиентами. Ведь в газете вызов публикуется только в крайнем случае – если должник скрывается и банк не может найти его по тому адресу, который он указал в договоре. Именно этим и объясняется большое количество исков компании «ПростоФинанс». Она выдавала много потребительских беззалоговых кредитов, которые было очень легко получить в докризисные времена. Ни справки о доходах, ни справки с места работы. Некоторые банкиры говорили, что за такими кредитами стоит «очередь мошенников». Теперь финансисты вынуждены искать своих клиентов, которые указывали липовые адреса и телефоны. Но почему тогда в «Урядовому кур’єрі» не было данных о других лидерах потребительского кредитования – Дельта Банке или «Правэкс-банке»? Все объясняется особенностями делопроизводства. «Правэкс-Банк» недавно продал права на сбор долгов коллекторской компании, да и плохими кредитами Дельта Банка занимается тоже не сам банк, а его коллекторы. Кроме того, часть судебных дел рассматривается третейскими судами, а эти данные вообще не попадают в СМИ.

Этим же объясняется и небольшое количество исков от некоторых крупных финучреждений, например, Родовид Банка. Эти финструктуры вполне могли давать объявления в региональные СМИ или продавать «плохие» кредиты коллекторам. А большое количество исков от Райффайзен Банка Аваль или банка «Финансы и Кредит» может объясняться не тем, что финансисты там более жестокие, а тем, что они еще не продали коллекторам плохие «кредиты».

Как бы там ни было, масштабы явления велики. 349 исков каждый месяц только в одной газете – это значит, что во всей стране тысячи граждан судятся с банками. Очень любопытно на этом фоне выглядят прогнозы некоторых аналитиков о возобновлении активного кредитования населения в 2010 году. Да, у нас есть банки, которые и сейчас выдают кредиты физическим лицам. Но это лишь данные НБУ.

У банкиров длинные руки

Рост проблемных кредитов породил спрос на два вида услуг – как заставить должника платить и как избавиться от надоевшего долга. Так называемые антиколлекторы обещают на вполне законных основаниях дать человеку право не платить по кредиту.

Большинство таких фирм называются просто «антиколлекторская компания» или «юридическая консультация». «Основной способ, который такие структуры предлагают заемщикам, стремящимся избавиться от кредита, – это банкротство. Но украинское законодательство не предусматривает банкротство физических лиц. Что же касается регистрации заемщиком задним числом СПД и банкротства его как частного предпринимателя (что позволяет списать долги), то это и вовсе тянет на статью Уголовного кодекса. К ответственности, скорее всего, будет привлекаться клиент, а не антиколлектор. Ведь фактически антиколлектор всего лишь предоставил юридическую консультацию, а путь обмана выбрал заемщик», – говорит начальник управления мониторинга и сбора кредитов OTP Bank Сергей Бондарев. Его слова можно было бы считать обычной «страшилкой» банкира, если не знать общее количество исков банкиров к клиентам.

Судиться с банкирами не только бесполезно, но и опасно. Если человек дал липовый адрес, банкиры смогут найти его другим способом. Например, если он попробует выехать из Украины. Только в этом году пограничники помогли банкам найти более 600 «беглых» клиентов. Способ ловли предельно простой – банки формируют списки людей, которых они разыскивают, и предоставляют их правоохранительным органам.

Как же избавиться от зависимости от банка, если платить по кредиту клиент уже не может? Большинство существующих способов – на грани законности. Одно время были популярны советы прописывать в кредитной квартире своих несовершеннолетних детей, тогда банк не сможет выселить клиента, даже если подаст на него в суд. Однако этот способ тоже рискован – уговорить Опекунский совет прописать ребенка задним числом очень трудно, да и банковские службы безопасности знают все эти «приемы». Финансисты утверждают, что уровень проблемных ссуд в последнее время уже не растет: те клиенты, которые не смогли платить, уже продали свои машины или отдали квартиры банку; а те, кто сейчас платит, уже пережили самые сложные времена. Однако последние события опровергают этот тезис. Недавно клиенты банков провели под стенами НБУ акцию протеста, требуя перевода всех валютных кредитов в гривневые по курсу на день заключения договора. Потенциально это те люди, которые скоро могут перестать платить по ссудам. То есть в будущем исков банкиров к клиентам может стать еще больше. Единственное, что сможет решить проблему, – это укрепление национальной валюты.

Влад ГоловинВлад Головин, журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram