ГоловнаКультура

Тріумф неволі

В украинский прокат вышел израильский документальный фильм «Путинские игры» – грустный фарс о том, как главные рекорды Олимпиады были поставлены еще до ее проведения.

Помнится, как еще в январе в разгар событий Майдана в прессе гулял неприятный слух: дескать, Путин закончит с Олимпиадой и возьмется за Украину. Сегодня мы уже знаем, что сделал Путин после того, как в Сочи погасло олимпийское пламя.

Фильм Александра Гентелева на примере организационных авантюр зимней Олимпиады убедительно показывает, что увлечение ложью и циничное отношение к человеческой жизни – отнюдь не ноу-хау военного времени, а флагманский стиль путинского правления.

Только ленивый не ругал Олимпиаду в Сочи, но документалист Гентелев, кажется, зашел дальше всех. Его фильм-расследование «Путинские игры» в деталях описывает судьбу жертв Олимпиады – простых сочинцев, потерявших дом или бизнес, а также чиновников – одновременно лицедеев и заложников системы.

Фильм Гентелева начинается в духе матерого политического триллера. Once upon a time. Канун второй холодной войны. Карликовая страна в Карибском бассейне. Заседание Международного олимпийского комитета. Выборы хозяйки зимней Олимпиады. Вроде неплохи шансы у австрийцев, но на заседании неожиданно появляется сам Путин, толкает речь на английском и феерично убеждает мнения членов МОК поддержать кандидатуру Сочи. В небе – салют, в России – новая стройка века, все счастливы.

Так напишут в российских учебниках истории, но Гентелев уже на этом этапе «олимпийской мечты» пытается увидеть совсем другую историю. В его фильме озвучены намеки на то, что с каждым влиятельным чиновником из МОКа Путин имел индивидуальную встречу – кого-то приглашали в гости в Москву, кого-то подстерегали на входе в отель. И денег, разумеется, обещали ни на что не жалеть.

Это коррупционное подозрение, словно снежка, брошенная Гентелевым, к концу фильма превращается в громадный ком риторических упреков. Если верить “Путинским играм”, олимпийские объекты строились на бездонных болотах, олимпийская трасса оставила сотни сочинцев без крыши над головой, а сама Олимпиада оказалась то ли памятником Путина самому себе, то ли рекордно дорогой аферой для превращения Сочи в заповедник для олигархов.

Как и в других своих фильмах, Гентелев создает историю своего фильма из живых интервью. Среди собеседников режиссера – свидетели Олимпиады, скептические оппозиционеры Немцов и Каспаров, покорные аппаратчики Фетисов и Пахомов, строители и переселенцы, спортсмены и бизнесмены.

«Путинские игры» показали, как олимпийская суматоха может вскрыть гнойные раны российской политической системы. Как многомиллионная страна оказывается в заложниках у горстки криминальных спекулянтов. Как Государственная Дума может с легкостью принять закон, позволяющий во имя Олимпиады взимать частную собственность. Как милиция прямо угрожает несговорчивому хозяину горнолыжного спуска «Альпика» подбросить наркотики. Как размеры коррупции в своей непостижимости превосходят даже упомянутые бездонные Краснодарские болота. И, наконец, как Путин создает стиль управления, при котором миллионы чиновников – от прораба на стройке до губернатора края – умеют скрывать банальное воровство за деловыми минами.

«И вообще-то в России как-то не очень за жизнью следят», – резюмирует в фильме его идею Валерий Морозов, олимпийский застройщик, какое-то время противостоявший режиму, но позже сбежавший в Лондон.

К сожалению, гораздо меньше Гентелев анализирует, почему этот гегемонный путинский стиль кажется столь эффективным и обаятельным обычному русскому ивану. Почему элементарные права человека кажутся россиянам столь ничтожными рядом со старомодными сверхчеловеческими метанарративами, вроде олимпиады, промышленности, космоса или войны.

В другом фильме Александра Гентелева – «Олигархи» – Борис Березовский утверждал, что причина коррупции в России напрямую связана с беспрецедентно большим количеством ресурсов. Все как у Тютчева: Россию аршином не измерить, в нее можно только верить

Возможно, именно из-за этой растерянности перед пределами размера и могущества своей родины, и возникает пренебрежение Путиным нормами международного права, а простым россиянам далекие олимпийские и военные победы кажутся более важными их благополучной жизни. Именно поэтому фильм Гентелева показывает неконтролируемые коррупционные потоки в России как процесс одновременно абсурдный и естественный.

По признанию самого режиссера свой фильм о России, проводящей зимнюю Олимпиаду в субтропиках, он изначально видел как комедию. Однако «Путинские игры» как раз тот случай, когда комичное оказывается гротескным. И поэтому от демонстрации неуклюжей организации сочинской олимпиады почему-то совсем не хочется смеяться.

Александр Телюк, Журналист
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram