ГоловнаКультура

Год великой красоты

В прошлом году хороших фильмов было так много, что в стандартные топ-10 все не поместились. В этом едва удалось наскрести и десятку. Тем не менее, едва ли не каждый фильм из нашего списка свидетельствует о том, что 2013-й был годом большой красоты и большого кино.

В этот топ-10 вошли картины, выходившие в украинский прокат и те, что не вышли, хотя должны были, и два новых сериала, которые и сериалами-то назвать язык не поворачивается.

Кадр из фильма Великая красота
Кадр из фильма Великая красота

1. Фильм года - это, бесспорно, “Великая красота” Паоло Соррентино. В этом со мной солидарна Европейская киноакадемия, но не жюри Каннского кинофестиваля, что поделать.

“Великая красота” - фильм, подытоживающий все предапокалиптические настроения прошлого года и дающий рецепт от депрессии, в которую то и дело скатывается не только Европа, но и всякий порядочный человек, заглядывающий в пропасть между миром своего богатого воображения и гадкой реальностью. В “Красоте” Соррентино показывает, что никакой гадкой реальности на самом деле нет, докручивая рычаги красоты до запредельного, и даже порой вульгарного уровня. Мраморная скамья в магазине черных платьев, Фанни Ардан, прогуливающаяся по ночному Риму, десант фламинго на балконе главного героя с видом на Колизей - будь это какой-нибудь другой фильм, у всех бы свело скулы от этой сладкой жизни. Но не в фильме Соррентино. У него где красота, там и бездна, где дорогие костюмы, там и разбитое сердце, где исчезающие жирафы, там и человеческие трагедии. Его красота, равно как и некрасота, человечна, а значит, не все еще потеряно.

Кадр из фильма Мастер
Кадр из фильма Мастер

2. Второй фильм года - второй лишь по причине того, что формально он относится к 2012-му, но в украинский прокат вышел в феврале 2013-го. Это “Мастер” Пола Томаса Андерсона, великого (пожалуй даже, величайшего) современного американского режиссера.

“Мастер” - это тоже до боли красивое кино, снятое по-пижонски на 70-мм пленку. Это фильм о потерянном послевоенном поколении, о том, как иногда людям хочется зацепиться за что-то, но все попытки оканчиваются неудачей, о неудачливых мессиях, в конце концов.

На самом деле “Мастер” настолько шире любого описания, что становится как-то неловко: снимать такие олдскульные вещи в эпоху, когда весь сюжет среднестатистического фильма, растянутый на полтора часа, можно записать на рисовом зернышке, - это нечто из рук вон выходящее.

Кадр из фильма Гравитация
Кадр из фильма Гравитация

3. “Гравитация” Альфонсо Куарона - единственный аттракцион, попадающий практически во все списки лучших фильмов года. Захваленный критиками и зрителями, это, пожалуй, первый фильм о космосе за долгое время, вызывающий эмоции, а не вопросы “что это, черт побери, было?”

Безотносительно его метафизического пафоса и ошибок, найденных космонавтами, “Гравитация” - это образцово-показательный фильм по всем параметрам. Во-первых, там есть Джордж Клуни. Во-вторых, главный герой - женщина. Не Эллен Рипли, конечно, но и не трогательные девочки из сахара, которыми часто экипируют male leads в Голливуде. В-третьих, Куарон, впервые за много лет, показал (и даже дал почувствовать) в большом кино, что такое космос. Космос - это очень страшно, очень одиноко и очень красиво.

Кадр из фильма Фрэнсис Ха
Кадр из фильма Фрэнсис Ха

4. “Фрэнсис Ха” Ноа Баумбаха здесь для того, чтобы разбавить большие и пафосные (в хорошем смысле этого слова) истории лаконичным повествованием о маленьком, но до боли знакомом всем невротике.

Баумбах наконец перестал прикидываться угрюмым дополнением к Уэсу Андресону и стал тем, чем он давно уже является, просто боялся в этом признаться окружающим: Вуди Алленом 2.0 - очень умным, злым, но при этом любящим своих персонажей режиссером.

“Фрэнсис Ха” - это “Манхэттен” 2013 года, где вместо экзальтированного Вуди Аллена - растрепанная 27-летняя дурында, которая не может найти себе места в жизни.

Интересно, что Баумбах всегда снимал такое кино - о неуместных и от этого ленивых интеллектуалах, об очаровательных бездельниках и девочках, треплющихся о всякой всячине так, что это не вызывает раздражения. Но его время пришло только сейчас - после сериала “Girls” - гимна молодежной прокрастинации.

Кадр из фильма Только бог простит
Кадр из фильма Только бог простит

5. “Только бог простит” Николаса Виндинга Рефна - самый недооцененный фильм года. Сложно сказать, каких откровений ждали от Рефна критики, прочившие датчанину “Золотую пальмовую ветвь”, но, очевидно, очень личная история о том, как пижон ищет бога через отношения со своей матерью, явно не входила в сферу ожидаемого.

По поводу этого фильма у меня был знаковый диалог с британским кинокритиком, посчитавшим, что “Только бог простит” должен сообщить миру что-то новое о человечестве. На мою реплику, что, мол, это фильм не о человечестве, а о Рефне и его маме, критик долго смеялся и задумчиво чесал за ухом. Почему-то фон Триеру прощают беспощадные рефлексии над собственной депрессией, а его соотечественнику Рефну - нет. А между тем, это один из самых откровенных и смелых фильмов этого года.

Кадр из фильма 12 лет рабства
Кадр из фильма 12 лет рабства

6. Возвращаясь к масштабным полотнам, поставим на шестое место “12 лет рабства” Стива МакКуина - безусловно, очень важный фильм очень важного режиссера. МакКуин с настойчивостью асфальтоукладчика прокладывает себе пусть в пантеон великих режиссеров современности. У него уже есть престижные кинофестивальные премии и признание критиков, дело осталось за малым - получить за свой фильм “Оскары”, да побольше. У “12 годов рабства” есть шанс быть номинированными, как минимум, в 7 категориях.

Можно, конечно, утверждать, что любовь критиков к новому фильму МакКуина обусловлена политкорректностью, а не здравым смыслом, но все-таки “12 лет рабства”, при всей своей жестокости и кажущейся спекулятивности - довольно честный фильм. “12 лет рабства” балансирует на грани между личным манифестом, похожим на месть, и как можно более бесстрастным и эстетизированным исследованием банальности зла.

Пункты 7 и 8 - фильмы, которые должны были бы выйти в украинский прокат на этой неделе, но перенесены или на неопределенный срок, или на весну следующего года. Украинские дистрибьюторы авторского кино, как это у них часто бывает, сначала дают всем скачать фильм на торрентах, а уже потом показывают их на больших экранах.

Кадр из фильма Выживут только любовники
Кадр из фильма Выживут только любовники

7. “Выживут только любовники” Джима Джармуша - долгожданное возвращение режиссера из затянувшегося отпуска, связанного, прежде всего, с поиском финансирования. Очень интеллигентный и тонкий фильм, после которого можно точно ставить точку на фильмах про вампиров. Вампиры у Джармуша приобрели тот неуловимый флер носителей нетленных ценностей, которым тщетно их пытаются наделить поп-культура. Почему вампиры такие популярные? Потому что они умные, красивые, умеют красиво одеваться, коллекционируют музыкальные инструменты и в чемоданы при путешествиях складывают не одежду, а любимые книги. Во всяком случае, у Джармуша. В нашем прокате фильм ожидается в апреле. 

Кадр из фильма Внутри Льюина Дэвиса
Кадр из фильма Внутри Льюина Дэвиса

8. “Внутри Льюина Дэвиса” - это новый фильм братьев Коэн. Пожалуй, на этом можно было бы остановиться, добавив только, что это - древнегреческий эпос, что это - очередное исследование обреченного человека, что фильм похож одновременно и на “О, брат, где же ты?” и “Серьезного человека”, что там пострясающая музыка и актерские работы, что в одного только главного героя - потерянного во времени и в самом себе - Коэны умудряются запихнуть столько всего, что становится неловко: а как же в это время живут остальные режиссеры? А еще там есть котик, да.

Пункты 9 и 10 мы решили оставить за сериалами, которые, впрочем, и сериалами назвать нельзя. В них нет привычной и пробравшейся в другие сериалы “мыльности”, они стоят особняком, причем если судьба “Карточного домика” еще неясна, то “Вершина озера” зацементирована в истории, потому что не будет иметь продолжения.

Кадр из сериала Вершина озера
Кадр из сериала Вершина озера

9. “Вершина озера” - минисериал известного новозеландского режиссера Джейн Кэмпион. Он был представлен на кинофестивале Санденс, а затем и в Берлине, так что его вполне заслуженно можно считать фильмом - длительностью в 300 минут. Это такой себе “Твин Пикс” минус сюрреализм плюс феминизм и пугающе красивые новозеландские пейзажи. “Вершина озера” стала, пожалуй, одним из главнейших высказываний о кризисе маскулинности и о том, к каким последствиям это приводит. Но, кроме этого, “Вершина” - еще и отличнейший криминальный триллер, каких мало.

Кевин Спейси в главной роли в сериале Карточный домик
Кевин Спейси в главной роли в сериале Карточный домик

10. “Карточным домиком” мы завершим наш рейтинг, поскольку он, во-первых, очень актуальный; во-вторых, с заделом на будущее - на 14 февраля 2014 года назначена премьера второго сезона.

Это первый сериал, снятый компанией Netflix, ставшей серьезным конкурентом крупным американским телеканалам. Но главное преимущество “Карточного домика”, конечно же, не в том, что он предваряет телевизионную революцию. Этот сериал, номинально являясь римейком одноименного британского сериала 1980-х годов, стал одним из лучших образцов политического триллера не только на ТВ, но и в кино в этом году.

Две первые серии снял Дэвид Финчер (он же - один из продюсеров), в главной роли - обаятельного интригана с руками по локоть в крови - снялся друг Финчера Кевин Спейси (он тоже - один из продюсеров). Его сенатор Фрэнк Андервуд - один из самых обаятельных персонажей в этом году (если конечно, вам импонирует обаятельность, к примеру, Ганнибала Лектера) - просто-таки кладезь мудрости и правила жизни для тех, кто хочет встать у руля одной из самых влиятельных стран мира. А если серьезно, то "Карточный домик" – пожалуй, одна самых отрезвляющих историй о политике и медиа. В наших революционных реалиях - очень полезное зрелище.

Ну и в качестве постскриптума - пара итогов года одной строкой.

Разочарование года: фильм “Элизиум” Нила Бломкампа.

Парадокс года: кассовые сборы фильма “Сталинград” в Украине. Судя по данным Box Office Mojo, по состоянию на 1 декабря (конец кинопрокатного года), фильм Федора Бондарчука является лидером украинского кинопроката. Он собрал более $3 млн, опередив третьего “Железного человека” и “Оза: Великого и могущественного”.

Противостояние года: “Великий Гэтсби” против “Анны Карениной”. Противоречивые экранизации, вызвавшие бурные дискуссии у кинокритиков. Некоторые даже дошли до того, что хотели запретить режиссерам экранизировать и “Каренину”, и “Гэтсби”. Навсегда.

Новости года: “Звездные войны” живее всех живых, Бен Аффлек - новый Бэтмен, "Жизнь Адели" - лучший фильм Каннского кинофестиваля, воссоединение "Монти Пайтон".

Событие года в украинском кино: Проект "Вавилон-13". Работа Госкино, безусловно, заслуживает признания и должного внимания (и мы обещаем, что такое внимание ей будет оказано), но такой проект, как "Вавилон-13", может открыть для украинских режиссеров много других возможностей, не зависящих от Госкино. Хочется на это надеяться, во всяком случае.

Дарія БадьйорДарія Бадьйор, критикиня, журналістка
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram